Новое - это хорошо забытое старое В советские времена это называлось "утром в газете - вечером в куплете". Совсем недавно окончилась крупномасштабная фаза иракской кампании - и вот нам уже предлагают виртуально поучаствовать в благородном деле по освобождению Ирака от диктатуры Хусейна. Кампания эта, как мы помним, в отличие от предыдущих выигранных коалицией во главе с Соединенными Штатами войн - "Бури в пустыне", операции в Югославии в 1999 и афганской кампании - велась союзниками с весьма активным использованием наземных сил, но все же роль авиации оставалась значительной, так что тема для авиасимулятора вполне подходящая.
Однако, стоило мне познакомиться с игрой поближе, моя радость по поводу оперативности разработчиков из компании Graphic Simulation быстро поутихла. Во-первых, они отразили все же не реальный, а гипотетический ход боевых действий - то есть, очевидно, сценарии миссий были расписаны еще до войны, несмотря на вставленную в заставку цитату из Буша. Отсюда какие-то фантастические атаки беспилотных самолетов (откуда они у Саддама?!) на Кувейт и перелеты иракских "МиГов" в Иран. Ну да ладно, в конце концов, в реальности иракская авиация в войне вообще не участвовала, а атаковать исключительно наземные цели было бы скучно.
Куда более неприятно другое. Упомянутая "оперативность" достигнута главным образом за счет того, что чуть ли не вся работа авторов свелась к созданию набора миссий (не образующих, кстати, единую кампанию - то есть их можно проходить в произвольном порядке, хотя их список и отсортирован по хронологии и одновременно по сложности, начиная с обучающих). Они даже полноценный заставочный мультик поленились сделать, ограничившись слайд-шоу из нескольких фотографий.
Движок же взят практически без изменений из прошлой игры Graphic Simulation - F/A-18 Precision Strike Fighter, вышедшей два года назад! Причем замечу - этот движок был изрядно устаревшим уже тогда, что уж говорить про "теперь"! Если какие-то изменения и сделаны, то чисто косметические. Вроде бы (по прошествии двух лет могу и ошибаться) местность стала получше - но только с высоты и за счет более качественных текстур. На малых высотах угловатость рельефа по-прежнему режет глаз, а местность представляет собой одноцветную плоскость, как в играх даже не трех-, а десятилетней давности. Единственное, что смотрится действительно классно - это ваш (и ваших товарищей по звену) самолет F/A-18 Hornet (остальные самолеты и прочие машины в игре намного более схематичны, напоминая скорее игры середины 90-х) и облака некоторых типов (но не всех - есть и такие, что выглядят как параллельная земле плоскость нулевой толщины). Ну еще огонь и взрывы более-менее ничего, но и тут не без глюка - на земле они выглядят так же, как в воздухе, иными словами, плоскость земли не отсекает нижнюю часть взрыва. Остальное вообще никуда не годится, будь то города, изображенные в виде жалких кучек из нескольких почти не оттекстурированных зданий, или вода - не просто не динамическая, но лишенная даже нарисованных волн! Просто синяя плоскость, так же, как пустыня - желтая плоскость.
Достоинства у нынешней игры, впрочем, все же есть - те же самые, что у прошлой. То есть довольно-таки подробно и реалистично смоделированные приборы (включая различные режимы радаров и оружия и автопилот, способный, хотя и не без помощи летчика, заводить самолет на посадку на полосу и авианосец) и неплохая физическая модель поведения машины в воздухе. Подчеркиваю - именно в воздухе, потому что посадка не годится никуда. Один раз я воткнул самолет носом в полосу чуть ли не вертикально (да еще притом с полными баками) - и остался цел! И это, разумеется, на уровне реализма hard - на других не летаем... Я, конечно, понимаю, что самолеты корабельного базирования рассчитаны на жесткое приземление, но не до такой же степени! Зато мне почему-то не удалось удержать машину в воздухе на одном двигателе, хотя самолет на такое рассчитан. Возможно, впрочем, этот двигатель тоже был поврежден, хотя визуально и работал...
Едва ли не единственное улучшение в плане играбельности - появился режим сжатия времени, точнее, даже два таких режима: в одном время просто ускоряется в четыре раза, в другом - гораздо больше, самолет движется рывками сразу на огромные расстояния. В этом последнем режиме управлять машиной невозможно, поэтому он активизируется только при включенном автопилоте, и то не во всех режимах последнего. (Кстати, непонятно, почему в режиме полета по waypoint'ам автопилот не умеет сам переключаться на следующий waypoint при достижении текущего.) При встрече с противником, достижении критического остатка топлива и тому подобных ситуациях, требующих реакции пилота, сжатие времени отключается.
Возможность пострадать от взрывов собственных бомб, интенсивный огонь ПВО, увесистый мануал - все это осталось, как и в прошлой игре. Вместе с ее же недостатками. Так, в мануале по-прежнему нет сводной таблицы клавиш управления - они раскиданы по всем разделам, и в самой игре их нельзя переопределять. Связь со своим звеном по-прежнему осуществляется не через меню, а через активные клавиши (раньше это, кажется, были функционалки, теперь цифровые), что неудобно. Причем ваши команды, равно как и реплики при радиообмене с диспетчером, не отображаются никак - ни субтитрами, ни даже голосом! Вы слышите и видите лишь ответы. По-прежнему нельзя управлять мышкой в кокпите.
Перед миссией вы можете выбрать один из фиксированных наборов оружия или сформировать свой собственный. Хотя движок поддерживает применение тактического ядерного оружия (видимо, столь же убого, как и раньше), в самой игре вы не сможете его выбрать (оно просто не показывается в списке). Правда, можно снабдить им управляемый AI самолет в прилагаемом редакторе миссий.
То, что миссии теперь не образуют кампанию, позволяет вам гибнуть, сколько влезет, и вообще прерывать миссию в любой момент. Вам скажут, выполнена она или нет, целы ли пилот и самолет, и приведут статистику пораженных целей по типам. Опять-таки, как и прежде, можно просмотреть и записать свое прохождение в режиме replay. Всего боевых миссий 27 (пяти классов сложности) и учебных - 12.
После миссии вам не предлагают перейти сразу к следующей - приходится выходить обратно в меню со списком миссий и выбирать новую. Правда, при выходе из игры она запоминает, какую миссию и с каким боезапасом вы проходили в последний раз, и предлагает по умолчанию эти же параметры.
Глюков типа "вылет в винды" на сей раз замечено не было, зато обнаружился крайне неприятный глюк с антирадарными ракетами: они упорно не долетают до цели.
Что можно сказать в заключение? Что модная тема - еще отнюдь не гарантия успеха, и что ребятам из Graphic Simulation не мешало бы помнить: это в реальной авиации разработки 90-х все еще считаются новейшими, а в виртуальной сроки безнадежного устаревания совсем другие...