Не так страшен Ур-Куан, как его малютка. Игра Star Control 2 вышла в свет в начале 90-х, так что из нынешних геймеров, наверное, не все о ней и слышали. А зря, ибо задолго до нынешней моды на синтетические жанры ее разработчикам удалось весьма удачно соединить диалоговый квест с весьма закрученным сюжетом, свободное исследование космоса с элементами относительно реалистичной (хотя и двухмерной) навигации, аркадные бои между разнообразными кораблями (из которых, кстати, целиком состоял не имевший режима кампании Star Control 1) и общую нелинейность прохождения.
Но главным достоинством игры, на мой взгляд, было даже не это, а отсутствие того скудоумного антропоцентризма, которым страдает абсолютное большинство авторов фантастики (и большинство произведений, соответственно). В таких произведениях инопланетяне в лучшем случае отличаются от людей внешне, но уж с точки психологии и культуры это всегда вылитые люди, причем - современники автора (а ведь даже у людей спустя двести-триста лет психология изменится весьма сильно).
Так вот, с Star Control 2 (и последовавшем за ним Star Control 3) этого безобразия не было. А наоборот - была продемонстрирована широкая палитра инопланетных цивилизаций, каждая - со своей культурой, непохожей на все остальные (физически они тоже различались весьма существенно). Подлинным шедевром в плане сюжета стал, на мой взгляд, третий Star Control; второй попроще, да и без глупостей в нем не обошлось (взять, например, пошлую и биологически невозможную интрижку героя с инопланетянкой из расы Syreen) - но все же для своего времени это была весьма неплохая игра.
Напомню сюжет. Земля и ее союзники из Альянса Свободных Звезд проиграли войну Иерархии, возглавляемой Ur-Quan'ами. Побежденным Ur-Quan'ы предлагают два варианта - стать их вассалами и сражаться под их командованием или лишиться космических технологий и остаться запертыми на родной планете под "щитом рабства" - специальным силовым полем. Земляне проголосовали за второе, не желая воевать за Ur-Quan'ов. Те оставили на орбите лишь одну станцию с персоналом из людей, предназначенную для обслуживания кораблей Иерархии - но люди на ней полностью зависят от своих новых хозяев и ничего не могут поделать.
Однако Ur-Quan'ы не знали, что еще до всех этих событий экспедиция землян отправилась на одну из удаленных планет, чтобы исследовать найденную там технику древней цивилизации Предтеч (Precursors), исчезнувшей неведомо куда тысячелетия назад (эта загадка находит весьма нетривиальное решение в Star Control 3). С этой-то планеты вы и прилетаете на корабле Предтеч (точнее, на полуфабрикате корабля, который в ходе игры предстоит достраивать и апгрейдить), чтобы выяснить судьбу Земли. Поговорив с командиром орбитальной базы и попутно загасив сторожевой корабль Иерархии, вы начинаете борьбу за освобождение землян и других разумных рас - борьбу, в которой ключевую роль будет играть дипломатия и исследования, но и драться придется предостаточно...
Поскольку игра вышла уже очень давно, теперь ее исходники выложены в свободный доступ. И вот некая международная группа энтузиастов решила сделать - даже не ремейк (ибо это понятие подразумевает все же определенные отличия от оригинала), а просто версию для Windows. То, что получилось, от исходной игры отличается очень слабо. Из положительных отличий - только возможность запускать в разных разрешениях в окне (в полноэкранном режиме получаются лишь исходные 320*200), да и то не идеально - запуская игру в том же разрешении, что и установлено в виндах, не видишь верхнюю строчку окна. Но в целом графика все равно смотрится, как раньше. Ну и еще, кажется, раньше не было возможности во время разговоров передвигать слайдер (указатель позиции) назад или вперед, то есть ближе к началу или концу реплики. Нейтральное отличие, которое, в общем, никакой особой пользы не дает - можно выбрать стиль интерфейса: текстовые надписи или иконки. Ну и отрицательное отличие - появились глюки, которых я в оригинальной игре не припомню. Особенно глючен боевой режим "melee": когда его запускаешь вне кампании - и с выбором кораблей из списка проблемы (отображаться может один, а фактически выбираться другой), и внезапные вылеты с сообщением о любимой виндовой ошибке случались неоднократно.
Ну а в остальном - Star Control 2 как Star Control 2. Для страдающих ностальгией и желающих ознакомиться со старинной классикой вполне сгодится, но привыкшего к современной графике и эффектам скорее отпугнет. Жаль, что разработчиков не хватило на полноценное осовременивание - сюжет того стоит.