Любовь и смерть, добро и зло,
А выбрать нам дано одно... Добро или зло? - вот в чем вопрос. Что первичнее, главнее, нужнее и важнее, и вообще, кто в конце концов победит? Извечные вопросы, не имеющие ответов... Зато, как известно, в споре рождается истина, поэтому ангелы и бесы, ломая в процессе борьбы не только стулья, но и чьи-то ни в чем не повинные судьбы, все эту истину промеж себя и пытаются родить. Если бы не было одного, то другому бы абсолютно не с кем было бороться, и оно понуро, свесив ножки вниз где-нибудь на краю вселенной, плевало в млечный путь и занималось абсолютным ничегонеделанием. Но, слава Богу, или кто там всем этим заправляет, добро и зло сосуществуют, были всегда и будут всегда выяснять промеж себя отношения, потому что так уж было заведено. Иногда эта борьба происходит не только в реальном мире, но и выплескивается в виртуальный, позволяя игрокам встать на сторону добра или зла и лично поучаствовать в этой нескончаемой битве. Что интересно, здесь-то как раз легко можно выявить победителя путем простого подсчета завербованных на свою сторону душ. Хотите попробовать? Нет ничего проще. Читайте дальше, и вы узнаете все подробности.
Немецкие разработчики из MadCat Interactive предлагают в своей новой real-time стратегии опять влезть в шкуру бога и поуправлять небольшими народцами, обращая их в свою веру. Нам уже неоднократно приходилось возить "божественной дланью" по экрану (самый наглядный тому пример - "Black & White", у которой уже скоро откроется второе дыхание), хватая в охапку жителей, или же насылая кошмарные бедствия на поселения, а то и, наоборот, устраивая расчудесные чудеса для поднятия жизненного тонуса доверчивых верующих.
Внешне игровой процесс в "Heaven & Hell" выглядит стандартно для изометрических стратегий (есть опорные базы и набор юнитов), но его реализация весьма необычна. Основных сторон две - божественная и дьявольская, интерфейс обоих выполнен в своем особом стиле, добро - все такое синее и пушистое, а зло - красное и ужасное. Ровно столько же и кампаний, а основной задачей является захват всех городов на карте (город станет вашим, если все его жители перейдут в вашу веру), вот только вместо ресурсов здесь выступает божественная мана, получаемая от веры жителей, а солдат и танки заменяют пророки, помогающие оказывать влияние на людей, переманивая тем самым их в свою веру. Для начала вам необходимо из горожанина сделать пророка-крестителя, который сможет обращать ничейное население в вашу веру. Для этого ему потребуется прочитать проповедь перед толпой непосвященных. Разгуливающих далеко от пророка жителей можно запросто схватить в охапку и поставить рядом (играя за добро, вы бережно ставите их на руку, а за зло весьма бесцеремонно обхватывает всей красной пятерней) - пусть слушают и внемлют. Правда, полностью перейти в вашу веру смогут только те жители, у которых собственный настрой будет этому благоприятствовать. Поднять настрой населения в свою сторону можно при помощи чудес, например, вызывая радугу или призрачного ангела, или же если просто погладить выбранного человечка по головке. Можно высадить в округе цветочки или устроить дождь из лягушек. Все вышеперечисленное справедливо для добрых сил, у злых в качестве чудес будет рой саранчи и размахивающий патлами горящий демон, а вместо того чтобы гладить - полновесные тумаки. До кучи можно осчастливить народ сворой жуков или опутать зловещим декором. Обе стороны могут вдобавок бабахнуть молнией, скажем, чтобы отпугнуть или завалить какую зверушку или чужого пророка или устроить землетрясение местного масштаба, стукнув ручкой по земле. Также настрой будет повышаться и в том случае, если в городе будет построено здание развлечений, у добрых и злых сил они разные.
Вообще в H&H как такового строительства почти и нет. На карте уже изначально стоят все дома (в начале миссии они нейтральные), вам нужно их только перестраивать, например, чтобы получать больше маны или изменять настрой жителей. Каждый домик можно таким образом проапгрейдить три раза. После перестроения нескольких домов или обращению в свою веру целого города поток маны в закрома родины начинает поступать гораздо справнее, что позволяет создавать новых пророков. Помимо уже упомянутого крестителя, вы можете посредством пары кликов превратить своего жителя в воителя, хитреца, строителя, заклинателя, притворщика и старейшину. Все эти пророки помогают обращать жителей в свою веру, а также оказывают неслабую помощь во время борьбы с пророками противника. Дело в том, что на карте одновременно сосуществуют сразу два бога, в качестве одного вы ступаете вы, а за другого играет компьютер. Искусственный интеллект точно также создает пророков, впечатляет жителей и старается как можно побыстрее захватить все города, поэтому приходится с ним бороться, где хитростью, а где и грубой силой.
Так, если ваш пророк придет в чужой город, уже захваченный противником, то местные жители начнут закидывать его камнями, в результате чего он может потерять веру и переметнуться в другой лагерь. Чтобы этого не случилось, необходимо его как следует охранять. Для этих целей подойдет воитель, он призывает под свои знамена небольшой отряд, который может отлупить нападающих наглецов. Хитрец же необходим, чтобы строить дороги, соединяющие города (здесь можно строить только в указанных местах, а не по всей карте), иначе ваши пророки просто не смогут в них попасть. Пророк-заклинатель способен превратиться в поселенца или сделать несколько собственных отражений, чтобы в него труднее было попасть. Оригинально прячется от глаз враждебных элементов пророк-притворщик, он просто превращается в куст и таким макаром путешествует, никого особо не напрягая. Под такой маскировкой он в легкую может увести прямо из-под носа ничего не ведающих жителей запасы маны или даже поменять их настрой. Самым же главным пророком, кстати, на него тратится при вербовке и большее количество маны, чем на прочих, является старейшина.
Старейшина обладает самыми крутыми возможностями, например, он может обратить в свою веру сразу целый город, а это уже не шуточки. Обычными методами приходится подолгу воевать с неутомимыми пророками противника, десятками вытворять чудеса, переманивая за раз по несколько жителей на свою сторону, а тут бац, и сразу город твой, красота. Еще старейшина может устроить конец света, в результате чего вы сразу можете выиграть. Правда, для этого ему необходимо сперва создать в каждом городе своего ученика. У злых сил концом света является Армагеддон с падающими с неба горящими метеоритами и дымящимися равнинами, а у добрых - Всемирный Потоп.
Внешне "Heaven & Hell" выглядит очень симпатично. Мультипликационного вида графика с комичными жителями и пророками разбавляется не менее забавными видеороликами. Здания и ландшафты прорисованы очень детально и с душой, имеется смена дня и ночи, которая в известной мере влияет на игровой процесс. Например, если вы играете на злой стороне, то ночью злые чудеса будут выполняться за меньшее количество маны. Спецэффекты в виде разнообразных чудес также проработаны на твердую четверку, но увы, их не так много. Не зря свой хлеб с маслом кушали и музыканты, создавшие запоминающееся звуковое оформление.
В итоге мы получили очень занимательную стратегию, оригинальность которой заставит многих вновь вернуться к такому уже, казалось бы, избитому и заигранному жанру, как RTS. Воевать с противником не наспех склепанными армиями, а при помощи пророков и чудес оказалось более чем живо и интересно, вырывая из жизни на продолжительное время. Намного дольше, чем вы рассчитываете. Помимо двух кампаний в игру включен набор дополнительных миссий, плюс можно создать случайную карту, указав ее размер, количество городов, начальные ресурсы и т.п. Предусмотрели авторы и мультиплейер по сети или Интернету до восьми игроков. Более чем добротная и симпатичная стратегия с забавной концепцией, созданная теми, кто понимает, как следует делать Игры.