Смерти вопреки... Есть девушки в русских селеньях,
Их Ларами нежно зовут.
Коня на скаку припаркуют,
И мумию нежно сожгут.
Фольклор
Если я скажу, что она - девушка, то большинству геймеров сознание нарисует именно ее образ. Если я скажу, что ее зовут Лара, то даже эмбриону будет понятно в чем, собственно, дело. В ноябре 1996 года новорожденная Лара впервые показала миру, что герои отныне не становятся культовыми. Ими становятся героини! И, хотя день ее рождения доподлинно неизвестен, небиологические отцы из Core Design вдохнули виртуальную жизнь в будущую киберзвезду 14 февраля, в День всех влюбленных, что чрезвычайно символично. Уже через несколько лет 28 миллионов копий Лары переселились на экраны мониторов по всему миру, лишний раз доказывая, что отныне День всех влюбленных будет ассоциироваться с вполне конкретной личностью.
Позже неоспоримые достоинства Лары, из которых можно выделить как минимум два весьма солидных, что располагаются в верхней части ее туловища и превращают мозг обычного подростка в фабрику по производству сотен порнофильмов в весьма короткие сроки, так вот, позже эти достоинства нашли свое законное место даже в книге рекордов Гиннеса! Официально, конечно, достоинства не рассматривались в отрыве от прочей бутафории, вроде характера и коммерческого успеха, однако, нам ли не знать, куда именно смотрел уважаемый Гиннес?
Более того, по данным статистики 95 процентов мужчин в возрасте от 12 до 25 лет безошибочно узнают родную Лару в толпе. Неофициальная статистика утверждает, что многие из них сделают это даже, если внезапно ослепнуть, оглохнуть или умрут, а совершенно отъявленный фанаты ни секунды не сомневаются в том, что даже в состоянии тотального паралича всех конечностей, подойдут к Ларе достаточно близко для того, чтобы свершить все то, ради чего природа наградила их первичными и вторичными половыми признаками. История умалчивает о местах захоронении тех, кто все же попытался воплотить эти мечты в жизнь.
В дополнение к нетленному образу Лары добавим, что она - брэнд стоимостью миллиард долларов. Голливуд увековечил ее имя, чему мы искренне соболезнуем, геймеры полюбили ее, салоны мод по всему миру выпустили коллекцию женской одежды, в которую, к удивлению женщин, входили пара пистолетов, короткие шортики и темные очки, а сопутствующие товары заполонили магазины в таком количестве, что для их реализации пришлось привлекать большую часть населения Китая.
Одним словом, все вышесказанное может означать только одно: если и есть в мире звезды виртуального мира, то это не Лара. Потому что Лара Крофт - давно уже богиня.
От себя же лично скажу, что все эти сведения не способны пошевелить в порыве энтузиазма даже самую активную из всех клеток моего организма. Еще в тот первый раз, когда я увидел уважаемую госпожу Крофт, твердо решил для себя, что мир может сходить с ума сколь угодно часто и долго, но те три пикселя, что олицетворяют грудь никогда не заменять мне менее технологичный, но более привычный природный аналог. Считайте меня эстетом, но Лара всегда вызывала во мне только одно естественно желание - uninstall'а! Однако, говорить об этом так же глупо, как и ошибиться трибуной на футбольном матче. Болельщики, как и прочие фанаты, весьма милые люди, склонные к близкому общению, с преобладанием анатомического чувства юмора. Что ж, раз меня окружают добрые и отзывчивые люди, медленно сужая круг, открыто заявлю: Лара вернулась! Она снова с нами! И такой вы ее еще никогда не видели:
I'm back! ...Как говорил немного проржавевший Терминатор. I'm back! - гордо говорит Лара, выставляя нам на показ два арбуза, заботливо прикрытые высокоцензурной майкой. То, что все предыдущие появления Лара старательно сопровождала довольно прозрачной моралью из серии "не создай себе кумира, чтобы потом не тратить деньги на 5 частей идентичных поделок, где даже мышь не поддерживается!" вполне подготовили ту часть людей, для которых слово "мозг" не только обозначение места, куда надо бить, к тому, что шестую они уже никогда не купят. Как говорится, первую часть я видел ровно настолько, чтобы понять, что вторую я увижу только в страшном сне. Однако даже разработчики понимали, что хотя фанаты - весьма преданные животные и относятся к той части существ, которым не изменила вера, чего не скажешь о рассудке, даже они порвут весь коллектив Core Design в мелкую грелку, если те в очередной раз выпустят версию Лары, где из всех нововведений можно будет заметить только смену цвета пирамид. Те полтора года, что прошли под эгидой работы, а не как обычно, сегодня позволяют говорить: да они сделали это! Впервые за долгие годы Tomb Raider можно не только стирать, в него можно играть. Причем, неофициальный слоган проекта "Новый TR для нового поколения" - подтвердился на все сто.
Сюжет как лучшее место Лары Реабилитировать весь класс млекопитающих, называющихся "голливудский сценарист", в моих глазах не может даже обещание сделать этот вид вымирающим, а каждую особь пытать до полной потери тех органов, которыми они обычно производят свои сценарии. Однако, как оказалась, что "Фабрика грез", на то и фабрика, чтобы у нее были свои отходы. Большинство сценаристов и являются подобными отходами при производстве того единственного человека, что работал над сценарием к новым похождениям Ларисы. Луч света в темном царстве плагиата, ей богу. И хотя, первое на что обратит внимание общественность, будет, конечно, графика, о которой поговорим ниже, по зрелому размышлению приходишь к выводу, что самая ценная часть игры - именно сюжет. Во всяком случае, именно развитие событий буквально за шкирку протащило меня через трущобы Парижа, промерзшие улочки старой Праги прямиком в секретные лаборатории мерзавца Экхарда с соотечественниками. Именно заказ сценария голливудскому профессионалу вывели Tomb Raider на абсолютно новый для него уровень, уровень настоящей играбельности.
Играть интересно. Причем не просто интересно, а так, что даже полопавшиеся сосуды в глазах и призывные сигналы будильника на подъем не в силах оторвать вас от компьютера. От каждой новой двери, от каждого поворота и одиноко стоящего человека на улице ждешь, что вот сейчас откроется еще один кусочек этой истории, сейчас станет понятно, что к чему, а сюжет, извернувшись в очередной раз на 180 градусов, щедрым пендалем отправит бывших друзей в стан врагов, и наоборот. Закон сохранения здесь действует, что радует непомерно. Подобные манипуляции с персонажами будут повторяться долго и так динамично, что встречая очередного героя на пути к трупу главного злодея нельзя будет с точностью сказать, что этот герой, во-первых, герой, а не героиня, во-вторых, герой, а не сам главный злодей и, в-третьих, определить точно, человек ли он вообще? Забудьте о стереотипных персонажах по имени "Предатель", от которых ожидаешь подлости в строго отведенное время. Естественно, сюжет здесь не более чем конструктор, собранный из наработанных приемов и штампов сотен фильмов и компьютерных игр, но это именно тот случай, когда собрали его на удивление грамотно и стильно.
Отдельного комплимента заслуживает операторская работа в области видеороликов, которых тут великое множество. Весь спектр набивших оскомину приемов присутствует в обязательном порядке. Лара, бегущая под свинцовым дождем в Лувре, с новомодным "bullet time", Лара, прыгающая по крышам ночного Парижа в свете прожектора полицейского вертолета (привет Тринити из "Матрицы"!), черно-белые флэшбеки, мучающие Крофт в гостиной убитого Вернера Вон Кроя - вот ничтожная часть того многообразия, что создает Фильм о Ларе Крофт. Да, именно фильм, потому что ощущение игра оставляет примерно такое же, как и зрелищный блокбастер после просмотра: бред бредом, но понравилось всем очень сильно! А какая в игре эротическая сцена обыска Лары на предмет оружия Кертисом - просто шедевр анимации, честное слово!
Вкратце, преамбула всей авантюры такова. Непонятно каким чудом пережившая очередную смерть от пирамиды Лара возвращается в Европу. Создатель сценария здраво рассудил, что частенько люди не могут с точностью сказать, откуда появился тот или иной ребенок, значит, по аналогии можно скормить публике историю о том, что смерть от пирамиды далеко не всегда окончательна и бесповоротна. Лара жива (а возможно и бессмертна) и спешит к своему древнему другу, наставнику, коллеге и будущему трупу профессору Вон Крою. Вернер Вон Крой был замечен в предыдущей Tomb Raider: The Last Revelation за тем, что заставлял совсем молодую еще Лару ползать по самым узким коридорам, а сам подозрительно подсматривал за ней. Ставим диагноз "педофилия" и отправляем в утиль. Лара такого расклада, понятное дело, не ожидает, потому что не помнит точно, кто именно убил старого ученого. Руки в крови и наличие пистолета недвусмысленно указывают на то, что убийцей может быть отражение в зеркале. Недолго думая, Лара покидает негостеприимный дом, а полиция решает, что поимка Лары - основная миссия любого человека в Париже. Таким образом, Лара оказывается в довольно несвойственной ей ситуации, когда со всех сторон она антигерой, убийца и вообще человек с сильно подмоченной репутацией. Естественно, что ни о каких гробницах думать не приходится, когда одной ногой сам стоишь в могиле. Ларе не понять, отчего весь мир ополчился из-за жалкого старикашки, когда в былые времена за расстрел египтян на крыше поезда или избиение битой мужиков в Венеции полагался максимум переход на следующий уровень. Одним словом, бежит Лара, бежит во имя мировой справедливости, поиска истинного убийцы и прочих банальностей. Короче говоря, ядерная смесь из Hitman'а и Max Payne'а на лицо. До уровня Mafia, однако, далеко как до Пекина пешком.
А дальше - вы все знаете сами. Тайный орден с налетом мистики, таинственный артефакт, произведенный в темные века, которые были так себе, средние, древний девайс, состоящий из 5 магических частей, раскиданных по самым труднодоступным местам и способный воскресить древнее зло, планы мирового господства, развалины, зомби, генетические эксперименты, секретные лаборатории, алхимия и главный злыдень у истока всех бед. Лара теперь спасает мир, от кого, как и почему - нетрудно догадаться.
Что в имени тебе моем - взгляни-ка на груди объем! Приятно осознавать, что Эдриана Смита - одного из руководителей проекта - посетила светлая мысль о создании нового движка для игры. Те жуткие выпадающие полигоны из прошлых серий могли убить любую мумию в любой произвольной пирамиде на Земле одним своим видом. Лара, пожалуй, - самый харизматичный монстр женского пола за всю историю игростроения. И вот теперь к неимоверной радости всего человечества тушка Лары получает аж 5000 полигонов для отображения того, что большинство мужчин считает "истинным лицом" женщины. Во всяком случае, при разговоре многие из них смотрят собеседнице именно туда. По сравнению всего-то с 500 треугольниками в прошлом - весьма солидно. По уровню "полигоносодержания" Лара почти догнала Unreal 2. Становится совсем хорошо, когда осознаешь, что над образом Лары работали талантливые, сексуально озабоченные люди. Новая "ларокрофтомодель" из Германии по имени Jill De Jong в жизни, скорее всего, просто обречена страдать врожденной красотой, потому что даже ее виртуальный прототип выглядит очень пристойно. Отныне формы Лары весьма обтекаемые, и можно с уверенностью утверждать, что теперь понятно, для чего программисты столько бились над созданием технологии, позволяющей отображать идеальные округлые поверхности. Теперь скриншоты Лары можно распечатывать и вешать в туалет вместо поднадоевших эротически календарей. Поверьте, разницы вы не заметите!
Однако самое большое впечатление производит, конечно, динамика всего процесса. Лара двигается очень изящно и правдоподобно. Что-то похожее вытворял Сэм Фишер из Splinter Cell, поэтому за описание красот пластики отправляю вас туда. Смело заявить можно следующее - теперь Лара действительно похожа на человека, а не на самодвижущее устройство по переноске бюста. Нам было обещано более 150 оригинальных движений для Лары. Ага, так нам еще обещают развитый AI со времен изобретения калькулятора! Если считать за движения разнообразные шаги и покачивания, тогда, конечно, разработчики не соврали. Но вот действительно поставить Лару в 150 увлекательных и весьма интригующих поз не получится, и не мечтайте. Однако более десятка тех, что легко доступны к применению, с ужасом позволяют обнаружить, что в этом процессе задействована нехилая часть клавиатуры. Одним словом, симулятор грудей с пистолетом, не больше не меньше. Множество новых умений, которыми обзавелась Лара, радуют, но, как выяснилось, чисто теоретически.
Появившаяся возможность неспешного шага - вообще рудимент программного кода. Лара сама прекрасно тормозит около каждой пропасти, за что ей отдельное спасибо. На уровне, где нужно было спасаться от взрывной волны это ее "умение" очень помогло... перезагружать уровень по сотому разу! Возможность красться тоже вызывает явные сомнения в своей полезности. Да, Лара умеет прятаться в тени, ходить вдоль стены и заглядывать за углы, да, она великолепно ходит на цыпочках, вот только делать это абсолютно некогда. Подкрасться к врагу сзади и тихо задушить тут нет никакой возможности. Пару раз нам дают почувствовать себя "тихим убийцей", но только там, где это прописано скриптом. Лара подкрадывается и лихо сворачивает охраннику шею. Попытка проделать то же самое с типом в противогазе, что ходил взад-вперед по складу, освещая путь фонариком, увенчалась довольно комичным провалом. Тип обладал телепатией, как и все те, к кому вы решите подкрасться сзади, поэтому молниеносно развернулся, наставил на лицо фонарик и начал истошно вопить: "ТОВАРИЩ! ТОВАРИЩ!". Позориться с русскоговорящими врагами уже даже не модно.
К слову, стандартный враг может выкидывать фокусы и получше. Освещая тень фонариком и выхватив ваш стройный стан из темноты, охранник пойдет дальше. Ему совершенно параллелен факт вашей вооруженности, не самых добрых намерений в отношении него, да и вообще, в игре единственными злобными существами оказались животные и генные мутанты. Зомби по традиции заранее лишены интеллекта, а скелеты, куда уж без них в TR, единственные из врагов, кто может поставить вам подножку. Кстати, без шуток, это довольно болезненная атака! Враги, которые не могут даже этого, достойны жалости, потому что догнать вас им не судьба. Все, что количеством ног походит на человека, не представляет никакой опасности, даже если вы играете на ощупь. Враги страдают параличом, поэтому иногда совершено не могут бежать за вами. Когда они не могут бежать, они не могут и стрелять, потому что оружие достают по инструкции: медленно и вдумчиво.
Оказаться застреленным можно только в том случае, если вы не будете нервировать охранника, а дадите ему спокойно достать пистолет, посмотреть, где у него ствол, куда жать, и уж после этого он непременно метко промахнется. Враги могут обстрелять вас по контуру, особенно если у них в руках пистолет. Спецназ практикует стрельбу из автомата, но норма пуль, которые предназначаются вашему телу, в их обоймах не превышает двух-трех штук. Частенько охрана бежит к вам кратчайшим путем. О том, что глупые люди, создававшие бессмертный Half-Life, давным-давно придумали хитрую систему, когда десант мог прятаться за колоннами и работать сообща, эти болваны даже не слышали. Подбежал, получил пулю, умер - вот что заменяет им весь список дел на жизнь. Попытка полицейского проткнуть Лару пистолетом увенчалась успехом! Если враг подобрался к вам на интимное расстояние, будьте уверены, что он проткнет вас оружием, после чего начнет стрелять через вас. Насквозь. Фокус проделывается легко и всю игру. Наслаждайтесь зрелищем. Из этой же серии - проваливающиеся в стены коленки, ноги и более крупные части человека, вроде целого тела. Кроме того, врагов чудовищно мало. На целый уровень, даже ближе к концу игры, их число не превышает даже десятка. После целой серии экшенов, где счет жертв велся на сотни, ощущаешь дикую тоску и страх человека, заблудившегося в пустом супермаркете.
Что делать? Процесс потерпел ряд изменений, но революции не произошло. Да, это уже не тот TR, где нужно было нестись вперед, сломя голову, переключая рычаги и совершая астрономическое число прыжков внутри древних гробниц. Теперь бегать придется на порядок меньше, да и пострелять всласть не дадут. Патронов жутко мало. Их дефицит начинает преследовать вас на промозглых улицах Парижа, до самых лабораторий в Праге. За каждым комочком "свинцовой смерти" охотишься по полчаса. Мрачная атмосфера всего происходящего только подчеркивает сходство с каким-нибудь Silent Hill или другими ужастиками. Забудьте, драйва вы не получите. Нервы будут напряжены до предела, но не от ураганной пальбы, а оттого, что придется лазать по стенам, трубам, карнизам, подползать и совершать геометрически выверенные прыжки по бесконечным лабиринтам гробниц/подвалов/крыш/складов, чтобы в конце обрести желанный патрон. Или очередной артефакт.
Акробатические этюды тут возведены в культ. Иногда схема передвижения настолько изобилует всякими прыжками и лазаниями, что через полчаса подобного кросса с ужасом обнаруживаешь, что переместился всего лишь на пару метров выше. А сколько трудов! Кроме того, система открытия важных дверей похожа на поиски смерти Кощеевой. Ключ в темнице, темница за семью замками, к каждому из них нужен свой ключ, который лежит в отдельной комнате, а каждая комната за семью замками и.т.д. Рекурсия. Смиритесь, прежде чем покинуть огромных размеров, сверхдетализированный, чудовищно красивый и очень, очень грамотный с точки зрения пазлов уровень, вы будете ходить по нему как по дому. Каждый угол знаком, каждый уступчик пройден по 1000 раз. Поначалу это нравится, но потом душа требует чистого экшена.
Говорили, что этот экшн даст нам второй персонаж, контроль к которому переходит в последней части игры. Кертисом управлять, конечно, интересно, но функционально это та же Лара, с одним пистолетом и диском, как у Зены - Королевы воинов. Отличия разве что визуальные. Но Лара явно симпатичнее! Обещанная нелинейность присутствует косвенно, как и опыт, который теперь можно получать. Строго говоря, уровень обязательно облазить весь. Мотивируется это, как правило, тем, что Лара не может перепрыгнуть что-то или открыть дверь. Частенько она их просто вышибает, но иногда останавливается около и начинает плакать, что ей не хватает сил. Вот тогда необходимо ползать по каждой щелочки и искать предмет, который даст нам нужную "силу". Двигаем определенный ящик, вышибаем дверь рангом пониже, особо извращенно прыгаем и, о чудо, Лара заявляет, что теперь он стала сильнее. Можно возвращаться и пинать ненавистную дверь. Таким образом, мы проходим уровень "от и до". Не самая лучшая система получения опыта и не самая лучшая мотивация для мнимых нелинейных действий, откровенно говоря. Вход и выход на уровне один, и пока вы не найдете второго, успеха вам не видать. Вам еще нужны разговоры о нелинейности?
Ах да, теперь можно пообщаться с NPC. Можно. Можно даже выбрать один из двух вариантов ответа, да и то не каждый раз. Ролевикам можно начинать смеяться. От выбранного варианта зависит, сразу ли пошлет вас NPC или даст развитие сюжету. Либо угадали, либо нет. 50 на 50. Вот и весь выбор. Ролевикам можно падать в истерике. Количество вариантов правильных ответов... хм, не превышает одного из двух?! Убить NPC нельзя, ограбить тоже, они вообще бессмертны, потому что стрелять можно только по врагам. Да что там, пули теперь самонаводящиеся (стреляем вперед, а враг сзади падает!), и нас лишили возможности самостоятельно прицеливаться! Зато стала доступна мышь. И зачем она нам теперь, интересно? Ролевики умерли.
Звук и музыка откровенно не порадовали. Постоянные эротические кличи Лары при попытке взобраться на любой уступ осточертели уже после первой гробницы. Пара музыкальных тем поделили между собой роли тревожной, которая включается во время битв, и мелодии, которая достает все оставшееся время. Звуки выстрелов иногда пропадают, а когда звучат - неотличимы. Арсенал велик, там есть и пистолеты, и автоматы, и шокеры, и дротики со снотворным, динамит и прочие шотганы, вот только шотган стреляет как пистолет, а шокер вообще молчит. Хоть бы пшикнул, что ли. Враги кричат, словно в подушку, как-то тихо, и ужаса не нагоняют.
И последнее, самым коварным врагом игры оказались глюки. Можно простить, выпадающие полигоны, пропадание звука и застревание в углах. Но как объяснить, что для того, чтобы следующий уровень грузился, из Интернета нужно выкачать 10 MB патчей? При этом игра вылетает все равно, а уровни не грузятся. Помогает только постоянная смена разрешения экрана. Камера вообще ведет себя ужасно. Иногда она улетает на вольный выпас, и ей безразлична ваша судьба. Там она смотрит то, что ей интересно, например, стены изнутри, а потом возвращается, аккурат к вашей смерти. Приставочная ее природа видна сразу же. Статичная картинка, по которой можно бегать в любых плоскостях - удел консольного Resident Evil'a. А нас от такого бросает в дрожь. Верните привычный вид от третьего лица! Однако, это только мечта. Количество таких вот статичных экранов довольно велико. Выбирайте: либо ревматизм кисти, либо покупка джойстика.
Словом, Лара вернулась. Недостатков - море, но... Играть очень интересно, как и говорилось вначале. Очень атмосферная, стильная и теперь на самом деле красивая игра. И глюки, много глюков. Фанатам обязательно к покупке, а неофитам рекомендую начать знакомство с серией именно с этой части. Она того стоит. Пожалуй, лучшее из всего того, что до этого случалось с Ларой.
1129 Прочтений • [Tomb Raider: The Angel of Darkness ( Star )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]