Два мира, одна политика. Еще не так давно матерая компания 3DO продемонстрировала всем, как надо зарабатывать деньги на дополнениях к популярным играм, не прилагая чрезмерных усилий. Сериал Heroes Chronicles побил все мыслимые рекорды на этом фронте, а ведь была еще и парочка классических дополнений, и лишь приход полноценной 4-ой части "Героев" остановил этот водопад. И надо же было такому случиться, что на сей порочный, с точки зрения многих, путь встали и их основные конкуренты из Strategy First, которые один за другим выпускают два дополнения к своим "Disciples II".
Сразу отметим, что Strategy First поступила куда гуманнее по отношению к своим поклонникам, предлагая им вместо 4-х продуктов (по числу воюющих сторон), чего вполне можно было ожидать, всего два - за Светлых, к коим отнесли Империю людей и Горные Кланы, и Темных в лице Нежити и Демонов. Подобное распределение выглядит оправданным, хотя, по сюжету, все соперничающие фракции себе на уме и настолько поглощены личными задачами и враждой со всеми остальными, что ни о каком единении между ними нет и речи. А в реальной игре договориться можно вообще с кем угодно для решения конкретных задач, было бы на то желание.
Итак, встречаем Disciples II: Guardians of the Light, где Империю уже в который раз раздирают на части внутренние противоречия, а разрозненные Горные Кланы, напротив, пытаются вернуть себе былое величие, объединившись под знаменем своего бога, Вотана. Таким образом мы имеем две мини-кампании, каждая из которых состоит, увы, лишь из трех миссий, но не спешите огорчаться раньше времени. Во-первых, на диске присутствуют и все оригинальные кампании, так что все пропустившие эту игру, смогут с ней ознакомиться в улучшенном варианте, который, кстати, как и положено, упакован всеми последними патчами. Во-вторых, по сложности, каждая из миссий не уступит финальным из оригинальной игры, и если в оригинале, поход на вражескую столицу казался высшим подвигом, то, поверьте, здесь это совершенно обыденная забава. И, в-третьих, мы действительно получили реальное дополнение, где можно взять своего нежно выпестованного в оригинальной игре героя и импортировать его со всем его скарбом в новую кампанию. Если же вы, подобно мне, своевременно не озаботились сохранением в укромном уголке своих подвигов, для вас заготовлен набор из лидеров 12-го уровня всех сортов и мастей, с которым вы пройдете все новые кампании без особых сожалений.
Как вы уже, наверное, догадались, новые кампании рассчитаны на закаленных, видавших виды бойцов, и огромные тролли и людоеды, ждущие вас буквально за порогом родного замка, здесь столь же естественны, как и стайка мелких гоблинов в оригинальной игре. А, зайдя в полуразрушенный храм, можно смело готовиться к встрече с драконами, которые за это время успели расплодиться необычайно. Да, что там драконы... Те же безобидные милашки-гоблины успели растолстеть до такой степени, что их начинают обходить пожилые орки. А посему перед тем, как бросаться в бой, надлежит посматривать не только на внешний вид зверюшек, но и на цвет меча вверху их портретов, символизирующий их уровень. Да-да, далеко не одни вы теперь будете похваляться своим "-надцатым" уровнем.
Удивительное дело: не успела во мне толком побушевать волна законного негодования по поводу маркетинговой политикой издателей (как хорошо бы смотрелись на этом же диске (точнее, паре дисков) пара таких же мини-кампаний за Темных), как уже с середине первой же миссии за людей я настолько втянулся в процесс, что гневный критицизм стала перемежаться столь же бурными восторгами. Так и пойдем дальше, балансируя на канате взвешенности и объективности.
Начнем с графики. Да, она осталась в точности той, что и была, за исключением нескольких новых ландшафтов в городах и на природе - и это плохо. Зато добавились высокие разрешения вплоть до 1280x1024 - и это просто отлично, и более того, в игре с масштабными картами это было жизненно необходимо. Заявлено использование Direct 3D для улучшения производительности, и при этом в опциях тут же оговорка насчет неофициальности данной поддержки. В общем и целом, не скажу, чтобы я это использование ощутил, но и проблем не заметил.
А вот на поле боя есть весьма существенные подвижки. В частности, появилась долгожданная кнопочка автоматического расчета итогов боя, каковую можно нажимать в любой момент сражения. При этом вы наглядно сможете оценить и свои потери, если таковые случатся, и рост опыта ваших подопечных. Очень удобно ближе к середине миссии, если вам попадаются по дороге слабые отряды, а снести их все равно нужно. Хотя пользоваться ей приходится не так часто, потому как навстречу все больше попадается раскачанный донельзя монстрятник, вынос которого компьютеру доверять не стоит.
Весьма странным выглядит тот факт, что вражеские, мощные изначально герои со своими слабыми, набранными в замках командами обходят живность дальней дорогой, а пограбить развалины решаются лишь в исключительных случаях. И ведь магии, очень способствующей на начальных стадиях миссии, когда идет первичная прокачка своей команды, у них предостаточно, и пошвыряться ею в ваших героев они всегда готовы, едва вы окажетесь поблизости от их владений.
Кстати, я не случайно употребил термин "первичная прокачка", потому как отстроить все свои сооружения и прокачаться до высших юнитов (среди которых, увы, ни одного нового лица) с нынешним зверинцем вы успеете весьма быстро. Но чтобы побиться за победу в миссии мало просто вырастить Паладинов - их еще и нужно натренировать до злобного зубовного скрежета. Потому как в оригинальной игре достаточно было всучить каждому члену команды по бутылочке-другой "защиты", наложить на всю ораву серию заклинаний, подняв в итоге всем броню до 90 и около того, после чего можно было с чистой совестью вваливаться в столицу врага и ждать, пока всей толпой неспешно завалят одного-единственного Стража (мелочь вокруг него жила один удар при любом раскладе).
А теперь представьте себе, что этих самых Стражей не один, а все шесть; что каждый из них обладает максимально возможным ударом (увы, это ограничение осталось), а некоторые из них еще и дополнительным той же мощности (например, отравление); что часть их них обладает иммунитетами или, в лучшем случае, ward'ами (защита от первого удара); что среди них попадаются большие любители постоять на задней линии, производя монстров оптом и в розницу... - представили? Удачи вам!
Можно еще упомянуть новые музыкальные темы, десяток новых карт для многопользовательских баталий, сказать отдельное "мерси" за генератор случайных карт, после чего "эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки" - но это все уже, скорее, для обложки игры, чем для обзора. Для меня же было главным, что дополнение состоялось, причем рассматривать его стоит именно с этой точки зрения. С другой стороны, наличие оригинальных кампаний в комплекте позволит приобщиться к миру игры всем желающим, что я всем и рекомендую. И будем ждать второго дополнения, с которым игра обретет известную завершенность.