Священная Римская Империя Кажется, история Древнего Рима нынче в моде у разработчиков стратегий. Что ж - тема и впрямь благодатная. А создателям очередной игры из этой области под классическим названием Pax Romana (кстати, главный разработчик тот же, что придумал еще настольную версию Europa Universalis, а потом участвовал в создании компьютерной) удалось к тому же уложить нечто оригинальное в привычную схему.
Точнее говоря, играть можно в двух режимах, "стратегическом" и "политическом", и первый как раз вполне традиционен. Вы управляете Римом, не воплощаясь в конкретной личности; если угодно, вы представляете весь римский народ. В ходе нескольких сценариев, охватывающих в общей сложности полтысячелетия римской истории с 272 г. до н.э. по 217 г. н.э. (самая длинная кампания занимает 300 лет), вы должны развивать и укреплять свою державу, заботясь об экономике и строительстве (в игре более полусотни различных видов ресурсов, а также десятки элементов индустриальной и сельскохозяйственной инфраструктуры), прокладывая дороги, пуская в ход дипломатию (более чем 30 различными способами), а там, где дипломатия не помогает, разумеется, посылая на врага армию (это, кстати, не только римские легионы, но и различные союзные войска, в том числе достаточно экзотические; в общей сложности в игре более сотни видов военных юнитов, и каждый юнит, конечно же, имеет свой уровень дисциплины, боевого духа и опыта). Помимо грубой силы, вам будет доступно 60 различных уловок и хитростей (стратагем). В Pax Romana действительно представлен весь античный мир - более сотни наций и более 400 регионов, от Британии до Персии и Карфагена, с различным климатом и ландшафтом, и более 150 реальных исторических событий, включая, например, Пунические войны и восстание Спартака. Вообще игру отличает высокий уровень исторической достоверности, хотя это не значит, что, следуя общей канве реальной истории, вы совсем не сможете на нее влиять. Но одним из следствий реалистического подхода является то, что вы никогда не будете всевластны и всеведущи; как и в реальной политике, вам придется всегда иметь в виду, что какие-то ваши распоряжения могут быть не исполнены, а враги в эту самую минуту могут творить нечто, о чем вы не догадываетесь.
Чтобы выиграть, необходимо, во-первых, попросту выжить (захват Рима врагом означает бесславный конец игры), во-вторых, достигнуть определенного уровня развития и выполнить специфические задачи, определенные конкретным сценарием. Ваши достижения оцениваются победными очками (victory points), и, если за отведенное сценарием время вы не сумели выполнить все задачи, у вас все же остается шанс на присуждение победы по очкам (особенно это актуально для многопользовательского режима).
Игра идет в "реальном времени" (насколько этот термин применим к ситуации, когда за несколько часов или дней игры - имеются сценарии разной продолжительности - проходят десятки и сотни лет; всего сценариев, кстати, 40); впрочем, скорость течения времени можно выбирать (из пяти возможных) и менять по ходу.
"Политический" режим, в принципе, включает в себя все то же самое (разве что общая протяженность его сценариев охватывает более короткий период, времена расцвета Римской Республики - с 275 г. до н.э. (взятие Тарентума) по 43 г. до н.э. (гражданская война и воцарение Юлия Цезаря)), но с более "тактической" и личной перспективы: здесь вы отождествляетесь с конкретным историческим персонажем - Цезарем, Помпеем, Цицероном, Сципионом, Катоном и т.д., в зависимости от выбранного сценария. Перед вами по-прежнему стоит задача заботиться о величии и процветании Римской державы, но теперь уже не забывая и себя, любимого. Вы возглавляете одну из политических партий и участвуете в ежегодных мероприятиях, стремясь упрочить свое влияние. Так, в ноябре проходят сенатские выборы, и ваша задача - пропихнуть одного или больше своих людей на руководство наиболее важными магистратами Республики (всего таковых 6). В начале года политическая активность на Форуме помогает вам завоевывать поддержку народа; здесь же заключаются сделки с другими политическими группировками. Без тактических союзов, с одной стороны, вам вряд ли удастся победить, но с другой - любой из политиков в конечном счете видит на вершине только себя, так что надо отдавать себе отчет, что все эти союзы - временные, быть готовым к чужому предательству и не брезговать обманом самому. Политика во все времена была грязным делом... Если вам удастся стать сенатором и пробиться на должность консула, вам придется убеждать в правильности вашей политической линии уже не народ на форуме, а триста коллег-сенаторов. Также, возможно, вам предстоит отстаивать свои интересы в ходе судебных разбирательств в качестве обвиняющей или защищающейся стороны. К вашим услугам будет широкий набор явных и тайных приемов, вариантов карьеры и возможностей; к примеру, можно извлечь дополнительные политические дивиденды из поста Верховного понтифика (первосвященника), хотя в целом религия (как, впрочем, и технический прогресс) играет в Pax Romana менее заметную роль, чем в той же Europa Universalis (что соответствует исторической правде). Естественно, все персонажи, как исторические, так и сгенеренные случайным образом, имеют свой набор черт, сильных и слабых сторон, и вам придется думать, в каком качестве их лучше использовать. К примеру, Цицерон - хороший оратор, но не годится в качестве командующего армией.
В борьбе за власть, однако, надо знать меру и соблюдать осторожность. Игра позволяет вам различные стратегии, вплоть до военного переворота, но не забывайте, что переворот, народный бунт или покушение могут быть предприняты и против вас. Что, само собой (в случае успеха) означает бесславный конец игры. К таковому также по-прежнему приводит падение Рима (в случае многопользовательской игры это означает одновременный проигрыш всех участников). В свою очередь, чтобы победить, вам надо выполнить те же задачи, что и в "стратегическом" режиме, плюс - политическими мерами, богатством или грубой силой - добиться лидирующего положения в государстве. В рамках большинства сценариев вы можете стать лидером, не нарушая республиканских принципов, но можете победить и досрочно, добившись титула пожизненного консула или (в более поздних сценариях) императора и продержавшись у власти год после этого.
Нам обещают хороший AI, но по части политических интриг и прочих изощренных гнусностей человеку пока еще нет равных, так что, возможно, самой интересной станет многопользовательская игра (до 6 игроков) в политическом режиме.
Графически игра частично проходит в трехмерных интерьерах с трехмерными же персонажами, частично в режиме карты. Карты бывают нескольких видов (экономические, политические, военные и т.д.) и нескольких масштабов.
Работы над игрой начаты в середине 2001 года и, как говорят разработчики, займут около 30 месяцев, то есть два с половиной года. Так что есть шанс увидеть этот масштабный и интересный проект к новогодним праздникам.