"Покатушки" по-американски Чем развлечься простому американскому фермеру в конце напряженной трудовой недели, на протяжении которой он то и дело носился по своей ухоженной, но все-таки пересеченной местности на своей верной рабочей лошадке - бодрячке-пикапе? Например, посмотреть, как катаются на таких же пикапах другие. В Америке принято заботиться об удобствах для зрителей, которые, в конечном счете, приносят кровно заработанные деньги в кассу шоу, а потому подобные развлечения устраивают на специально обустроенных стадионах. У нас, в России нечто подобное тоже проводится, благо колдобин и ям у нас тоже хватает, и для этого вовсе не обязательно выезжать на деревенскую автостраду. Помимо вынужденного ежедневного шоу по преодолению препятствий на улицах родного города, любители русских "покатушек" собираются и коллективно, иногда на автодроме в Крылатском, а по большей части, где придется, а зрителями, как правило, являются друзья и родственники непосредственных участников.
Начнём с графики, благо она не вызывает нареканий, кроме совсем мелких огрех, заметных лишь при изучении под лупой. Машины прорисованы великолепно, причем не только ваша, но и все машины соперников. Трассы, разумеется, страдают известным однообразием, но от гонок на стадионе трудно ожидать чего-то иного. Обильно сдобренные трамплинами и ухабами, канавами и рвами с водой и старыми автомобилями, трассы в целом создают поистине потрясающую атмосферу, особенно учесть физику поведения машины на всех этих препятствиях. С душой отработано и окружение трассы: всякие бочки, пластиковые отбойники и прочие приятные мелочи. Бочка, которую вы сбили, не исчезнет, так же, как и кусок кузова от вашей или оппонентской машины. Бывает очень приятно посмотреть на разлетающиеся по всей трассе куски от машины соперника после хорошей серии кувырков. Увы, подкачала вода, зато ее догадались сделать не голубой, а то ведь колесим-то мы по грязному треку. Естественно, машина покрывается грязью по ходу гонки.
Звуковое сопровождение на уровне, хотя выдающимся его назвать нельзя. Во время гонок моторы ревут так, что, кроме них, никаких других эффектов не слышно вовсе. А так как музыкальные темы здесь очень напоминают Deep Purple, то мы проходим повороты и толкаемся под жёсткие гитарные ритмы на фоне грохочущих движков. Впрочем, это намного лучше, чем кататься под одну и ту же мелодию, да ещё и электронную, как не раз бывало раньше в подобных играх.
В начале игры вам предлагают купить себе авто. Выбор невелик - всего 6 машин, к тому же, все в одну цену. При этом машины отличаются друг от друга не только внешним видом, но и 3-мя параметрами: скоростью, разгоном и прочностью.
Какую машину вы купите, на такой и будете ездить весь чемпионат. Кстати, чемпионат здесь - основной и единственный, по большому счету, режим. По мере прохождения, вы сможете кататься на любых его трассах, кроме специальных. Любую трассу можно переиграть, кроме специальной. Так сделано умышленно, так как за выигрыш спецтрассы вам дают секретную запчасть, которую нельзя купить при плановом апгрейде машины. Но игру можно без проблем пройти и без этого. Выигрыш гонки (а точнее попадание в призеры) открывает вам доступ к следующим трассам и пополняет ваш кошелек.
После покупки машины вы можете раскрасить её в гараже, там же будете ее позже ремонтировать и устанавливать апгрейды. Ремонт идет по упрощенной схеме: вы можете чинить и совершенствовать: двигатель, коробку, подвеску, шины, кузов. К счастью, вам не придётся снимать все агрегаты, чтобы починить кузов, как это было, например, в игре полугодичной давности Street Legal от того же издателя, которую Tough Trucks во многих моментах напоминают. Здесь вообще нельзя снять агрегат, вам только показывают, насколько у вас он убит, и сколько будет стоить ремонт.
В гонке участвуют 4 машины, и это правильно - пусть лучше 4 машины, но качественно, чем 10, но абы как. Игра не подвисает, несмотря на все немыслимые пируэты, которые там выделываются.
На старте сразу чувствуется, насколько тяжёл в управлении полный привод, который начисто лишен электроники, которая помогает перераспределять силу, то на передний мост, то на задний. Это по достоинству смогут оценить только водители "Нив" и УАЗов и старых джипов. При повороте и попытке пустить машину в боковое скольжение - мы получаем неуправляемый занос. Вот здесь всё как в жизни.
При старте не наблюдаются буксы вообще. Очень странно, если учесть что на грязи или на грунте любая машина пойдёт с пробуксовкой, просто надо чуть больше дать газу. Буксуем только при прохождении поворотов или при выходе из заноса. Повороты здесь можно пройти только на малой скорости, как в ралли - не получится, класс машины у вас не тот. Объясню почему - у вас всё 4 колеса будут грести, и машина вместо заноса будет поворачивать с буксами, но по очень отлогой траектории и при большой скорости вас просто протащит за пределы поворота. И не надо думать, что 4х4 - это круто. Круто только по прямой, а в реальной жизни и при отсутствии электроники удержать машину зимой на повороте - это колоссальный труд. Кто ездил - поймут. А ещё очень вялая реакция на руль, это тоже как в жизни. Ведь на таких машинах специально должен быть небольшой люфт подшипников ступицы, иначе после первой поездки по бездорожью у вас оторвёт колёса. Машина почти не реагирует на ручник - тоже грамотно. Попробуйте развернуть 4-5 тонный гроб при помощи барабанного тормоза, и то не целого, а лишь по половинке с каждой стороны.
Делаем вывод: управление машиной на трассе сделано на самом высоком уровне. Разработчикам - отдельное спасибо и мое персональное уважение за это.
Теперь поговорим о самой гонке. Во время гонки вы просто обязаны таранить и мять своих оппонентов. Конечно же, вам такое поведение постараются не спустить с рук, ждите мести. Игроки будут намеренно устраивать свалки с вашим участием. Если вы начнёте их умело избегать, к вам применят другую тактику,- развернут на повороте. Но не отчаивайтесь, у AI хватает и своих ошибок. Иногда это будут откровенно глупые ошибки, иногда в точности ваши. Но, как правило, ловить они вас будут на глупостях. Будьте внимательнее.
Повреждения. У машины мнется все, даже лонжероны. При перевертыше у вас оторвет капот и всё, что можно оторвать. Крыша вминается в салон, как в первом Carmageddon'е. Стекла бьются, весь кузов можно помять так, что вы не узнаете машину. Ещё колёса загибает так, что машину качает, как корабль во время шторма. Что я здесь вытворял с гонщиками,- описанию вообще не поддаётся. Я ни разу не видел такого реализма повреждения машин. Машина после кувырка превращается в труху с виду, но ехать, к счастью, может. Зато от неё остается красивый след в виде отлетающих обломков во время кувырков. И когда наблюдаешь такое со стороны, лучше притормозить, дабы не оказаться на месте оппонента.
И не пугайтесь того, что после первого же контакта вы сойдёте с трассы. Создателем удалось выдержать ту самую чёткую грань. Поэтому, несмотря на то, что, в общем, игра сделана с хорошим закосом под автосимулятор, она относится всё же к аркаде. И задумывалась она не как симулятор, и дело даже или в физике поведения машины.
То, что реализовали в ней разработчики, заслуживает долгих аплодисментов стоя. У нас давно не было хорошей игры этой специфики. Если ничего подобного в этом году не выйдет, игре можно будет дать титул игры года в жанре "гонок на внедорожниках".