Двуликая "Формула" Все игры, посвященные "Формуле-1", в той или иной степени изначально претендовали на звание симуляторов. Самая первая "Формула", с которой мне довелось познакомиться, была старая добрая GPEGA от компании Accolade. Ступила на сей славный путь в 2000 году и создательница, наверное, самой известной и популярной на сегодняшний день автогоночной серии, Need for Speed, компания Electronic Arts. Ступила основательно, заполучив все лицензии и штампуя один продукт за другим, наверстывая упущенное и отлаживая имеющееся. Изначально нацелившись на максимальное отражение реальных гонок, в своем последнем продукте, F1 Challenge '99-'02, разработчикам это действительно удалось.
Начнем с графики, благо она весьма впечатляет, и это при весьма низких системных требованиях. Конечно, она уступает вышедшему чуть раньше Colin McRae Rally 3, но их запросы к "железу" просто несопоставимы.
Ваш болид прорисован детально и качественно, включая зеркала заднего вида, картинка в которых почти не уступает виду из глаз. При попадании света на отполированную до блеска вашими механиками поверхности корпуса в ней отражается солнце или облака. Очень хороши кнопки на вашем штурвале, а также ЖК-дисплей, который будет показывать вам состояние вашего болида. Единственное, что подкачало в кабине - это ноги гонщика, кажется, что у него нет ни таза, ни бёдер, а от живота отходят две тоненькие палочки, причем они не двигаются. Наверное, здесь нам представляют технологию будущих гонок - принцип управления без педалей, гонщик будет посылать сигнал о торможении или ускорении через нейрошлем. Отчётливо видны все надписи спонсоров, и прочие приятные мелочи вроде надписей по бокам колёс, вращающихся в точной зависимости от направления и скорости движения. Причём такой прорисовкой обладает не только ваш болид, но и все остальные на трассе.
Езда сопровождается комментарием ведущего, который сообщает то об отвалившемся у одного из гонщиков спойлере, то требует вызвать мусоровоз, потому что другой гонщик "наследил" на опасном повороте, и гонка не может быть продолжена пока его не уберут. Роль мусоровоза-падальщика здесь исполняет сам асфальт, который просто пожирает жертву, чьи останки остаются неподвижными более 5 секунд, хотя при этом она может быть ещё в сознании. После столь неаппетитной процедуры жертва воскресает, подобно птице Феникс, в боксах. Но на этом этапе она уже не появится, а вы становитесь ближе к победе на одну позицию.
Каждая трасса в игре - копия реально существующего трека. Не забыли и названия поворотов и шикан, так, например, один из виражей носит имя легендарного Айртона Сенны. Трибуны со зрителями, естественно, спрайтовые, и это, наверное, правильно - не имеет смысла перегружать игру по мелочам, ведь пилоту всё равно не до них.
Во время гонки могут существенно меняться погодные условия, особенно если вы выставили большое количество кругов. И тогда - как и в жизни - пошёл дождь, заехал в боксы, поменял резину и вперёд. Погода нередко меняется и в течение гоночного уик-энда, который состоит из 4-х тестовых заездов, одного квалификационного, прогревочного круга и собственно гонки. Очень недурно выполнены спецэффекты: например, столб водяной пыли, который следует за машиной при дожде (да и сам дождь хорош), а также следы шин на трассе и клубы дыма или пыли в зависимости от обстоятельств.
Звук реализован тоже на уровне, особенно это почувствуют владельцы хорошей компьютерной акустики, рёв моторов стоит такой, как будто ты в кабине болида, а не за клавиатурой или компьютерным рулём. Не забыли и владельцев крутых рулей, с рулём машиной управлять полегче, чем на клавиатуре.
Наконец, когда с первое впечатление получено, давайте разберёмся с деталями, которых в игре видимо-невидимо, и из которых и складывается мнение об игре. Главное - физика поведения автомобиля, его настройки и как всё это сочетается с игровым процессом. Начнём по порядку, а точнее, с атмосферы, которую навеивает нам игра.
При создании пилота вам предлагают выбрать, в каком сезоне ваш пилот будет участвовать: 1999, 2000, 2001 или 2002 годов. Каждый сезон проходил при немного отличающихся правилах проведения гонок (фанаты меня поймут, а для остальных изменения, поверьте, несущественны), из года в год несколько менялся набор стран, и соответственно, трасс (и их конфигурация), и, разумеется, весьма существенно менялся состав "конюшен" и отчасти сами болиды - здесь полное историческое соответствие. В игре, как утверждается, смоделированы 44 различных автомобиля. После выбора команды, мы выбираем, кого из действующих пилотов вы высадите из кокпита ради участия себя любимого. Назвать себя вы можете как угодно, но вот скин вы себе выбираете из уже готовых.
Затем вам дают болид, и вы можете делать с ним всё, что вам заблагорассудится в плане его настроек: здесь и аэродинамика, и прижимная сила, и давление в шинах, и сход-развал, и даже возможность настройки каждого тормоза. После настроек мы можем испытать болид, как на тестовых заездах, так и при помощи телеметрии. Телеметрия позволит нам увидеть, как будет вести себя болид при новых настройках. А заезд позволит на практике узнать - жив ли в вас конструктор, или он умер ещё в детстве.
Не следует пренебрегать и такой опцией в игре, как стратегия. Она полностью распишет вам все повороты и опасные места на трассе, скажет, какие повороты с какой скоростью проходить, или какой тип резины лучше всего подойдёт, и какой темп вам лучше держать при таких-то настройках машины. Очень рекомендую.
Уровни сложности привычны, новичкам во всем будут помогать: переключать передачи, выводить из заноса, притормаживать за при прохождении поворота и т.п. В игре вообще очень много полезных опций, это и поведение оппонентов, и степень их агрессивности, и даже отключение повреждений. Всё это можно регулировать как скопом, выставляя уровень сложности, так и по отдельности. Сюда же входят и правила для гонщиков. Например, скорость движения на пит-лейн по разным регламентам может меняться. Вы можете играть как по единым правилам, так и по действующим в каждом конкретном сезоне.
Различия в уровнях сложности колоссальны и проявляются в поведении как машин, так и пилотов, которые не просто обгонят, а ещё и подрежут, но, правда, от столкновения будут уходить до конца. Поэтому иногда стоит отключить повреждения, при очередном проигрыше и, сопровождая это фразой , устроить им настоящий Carmageddon. Правда, трусливый компьютер понесётся от вас что есть сил в боксы, где ему пришьют недостающие запчасти, а если колёс уже нет, то всё. После такого рода издевательства его труп волшебным образом исчезнет с трассы. Но комп живуч и потеря одного колеса или вылет с трассы на гравий не остановят его жажду побеждать. Даже если оторвать ему одно колесо и всё спойлеры - всё равно доползёт. Кстати, при выезде из боксов вам помогает помощник, который выполняет обязанности как бы . Когда же вы заезжаете на заправку или замену резины, или же просто вам оторвали спойлер или колесо (а для этого достаточно иногда легкого касания оппонента или отбойника), вы просто говорите им по рации, что нужна помощь, и они вас примут и всё починят в лучшем виде - главное доползти. При этом, как и положено, при отрывании спойлера вы теряете прижимную силу, и вас начнёт болтать по дороге уже после 120 км/ч.
Подводя итог к обзору этой игры, хочу сказать, что игра сможет затянуть в свои сети, как поклонников реальных симуляторов, так и склонных к аркадным гонкам. Первые уделят внимание детальным настройкам и займутся ювелирным пилотированием на трассе, кругами выжидая удачный момент для атаки. Вторые же, относящиеся к гонкам, как к весёлому времяпрепровождению, отключат повреждения, выставят интеллект и агрессивность противников на максимум (чтобы не было скучно), отключат автоподруливание, чтобы добросердечный AI не мешал шалить, и устроят из этой сугубо мирной игры своеобразный F1 Carmageddon. Хотя, если вспомнить, что творили в реальной Формуле Сенна с Простом и Шумахер с Хиллом, и это будет не слишком далеко от реальности.
Таким образом, достаточно немного терпения и находчивости - и вы получите отличную аркаду. То, что меня по настоящему зацепило в этой игре, это её двуликость. Не каждый день встретишь такое чудо, которое с одной стороны представляет собой игру для уравновешенных личностей, а с другой - для настоящих автоманьяков. Может, кто-то приспособит эту игру и ещё для чего-нибудь?