"Горел асфальт под шум колёс..."
Ария. "Герой асфальта".
Свершилось! После феерической первой игры в серии и проходной второй нас наконец-то посетило достойнейшее продолжение лучшего раллийного симулятора на все времена - Colin McRae Rally 3! Напомню, что в серии изначально делался акцент не на внешнюю эффектность трасс и блеск автомобилей, а на реальную физику поведения автомобиля. И если в предыдущих версиях можно было пожаловаться то на неказистость графики, то на скучность трасс, то на непомерную сложность (вспомните трассы в Индонезии с их непроходимыми песками в первой части игры), то на сей раз разработчики выложились по максимуму. Единственное, что может создать вам неудобства во время игры - это слабый компьютер, который просто не позволит увидеть все великолепие спецэффектов, присутствующих в игре в изобилии.
В плане игровых режимов CMR3 ничем не отличается от предшественниц: вы можете проехать как одиночную гонку, так и чемпионат, причём в одиночной гонке вы можете выбирать только машины и трассы. Точная настройка автомобиля доступна лишь в чемпионате. Первоначально на выбор предлагается 7 автомобилей, все они хорошо известны всем автолюбителям - это серийные автомобили среднего класса от европейских и японских производителей, специально подготовленные для ралли. Но в игре есть очень любопытная вещь - это секретные коды, которые можно вводить для открытия дополнительных транспортных средств, ибо танк и самолёт ну никак не относятся к автомобилям. А вообще если рассмотреть конфигурационные файлы игры, то общей сложности я насчитал 25 файлов, которые отвечают за машины. Мне пока удалось открыть 2 их них, пройдя первый чемпионат - Ford Focus WRC01 и Metro Gr4, но надежда открыть и остальные меня не покидает. Последняя машина - просто зверь по характеристикам: размером с "Оку", только малость сплющена и под капотом у неё 380 лошадей. Сложность чемпионатов нарастает, при чём не по-детски. Если вам покажется первый чемпионат сложным, то второй будет просто кошмарным. Такое ощущение, что трассы проектировал сам Иван Сусанин. Вы ещё много раз зададите себе вопросы: "Где я? Куда мне ехать? Где здесь выход?".
Итак, вернемся к началу. Заходим в одиночную игру, берем любую машину (я взял Ford Focus), выбираем трассу и поехали. Графика поражает сразу и бесповоротно, причем по всем пунктам, от качества прорисовки автомобиля, до окружающего мира и спецэффектов. А какой здесь сочный звук... Правда, как это обычно бывает, подкачала вода. Когда вы въезжаете на скорости в воду, то вы просто проваливаетесь в неё, как будто это не вода, а туман. Хотя брызги и разлетаются во все стороны, но даже после выезда из воды от двигателя идет пар. И где это видано, что машина, нырнув по самую крышу, всё равно едет и не тонет?? Я специально свалился с трассы в реку, ушел под воду, но всё равно ехал, пока меня не возвернули на грешную землю. Впрочем, это единственный глюк, заслуживающий сурового порицания.
Все трассы сделаны по популярной ныне технологии, которая встречалась и в NFS, и в Master Rally: рисуется карта, а на ней - несколько маршрутов, которые меняются в зависимости от требуемой сложности трассы, и, конечно же, езда в обратном направлении, а также зеркальное отражение. Ещё следует добавить, что пейзаж перестал быть однообразным типа, "елки-кусты-забор-палки-мост-елки-туннель-кусты", и трассы лишены столь убогих повторяющихся элементов. Если это лес, то он состоит из разных деревьев (я даже встретил наши берёзки), и эти деревья не спрайтовые. Также на трассе появилось множество других элементов, способных заставить вас отвлечься от езды. Это и зрители, радостно орущие при виде проносящихся мимо гонщиков, и предметы меблировки в виде оставленных у дороги машин, а также, что весьма приятно, появилась возможность сминать кусты и рвать ограждения (если они из ткани или из сетки).
Отдельно стоит отметить весьма реалистичные осадки и смену времени суток. Это просто завораживает, когда ты едешь на закате, потом постепенно начинает смеркаться, и под конец гонки ты едешь почти что в полной темноте. И последний штрих - это пыль, грязь или снег, которым обрастает машина по мере продвижения по трассе. Вся гонка проходит под потрясающее звуковое сопровождение, которое совершенно не напрягает, как иногда случается.
А сейчас самая важная часть - ваш стальной конь и всё что с ним связано (хотя слово "стальной" здесь не совсем уместно - ведь детали к этим машинам изготавливаются в основном из легких и прочных материалов). Все прелести физики поведения автомобиля идеально рассматривать в чемпионате. К тому же, при прохождении трасс у вас будут открываться различные усовершенствования на машины или ещё кое-что - зависит от уровня сложности. Всего этого нет в обычных заездах. Вначале вам предложат ввести своё имя и выбрать уровень сложности. Какое бы вы не вводили, в таблице вы всё равно будете Колином Макреем, а вот сложность влияет на результаты AI-гонщиков и на ваши потенциальные призы.
Чемпионат выстроен по классической схеме, но теперь игра сама настроит вам машину под каждую гонку, а уже потом вы можете залезть и изменить всё, что вам надо. Причём сообразительные механики не просто настроят вам машину по некому серийному стандарту, а учтут резину, жесткость подвески, передаточное число и т.д. - и это для каждой отдельной трассы. Очень удобно для новичков, которым не рекомендуется не зная броду лезть в настройки и пытаться там что-то поменять, а то можно и до финиша не дойти! Впрочем, если вы что-то по незнанию, а не по злому умыслу нахимичили, то игра позволит сбросить вам все изменения до заезда. Самое главное, что настройки автомобиля не перегружены: вам не надо знать пропорции передаточных чисел коробки - чтобы отрегулировать, достаточно просто выставить короткие или длинные передачи. Даже новичок сможет разобраться в этом. При этом список агрегатов расширен по сравнению с прошлыми версиями, судите сами: двигатель и турбина, распределение приводов, тормоза, шины, подвеска, включая установки системы "анти-сноса", коробка передач, рулевое управление, жёсткость кузова. Перед каждым следующим отрезком трассы вам показывают ваши повреждения: чем сильнее разбита машина, тем хуже она в управлении. По завершению отрезков. Через каждые три отрезка вам будут чинить её, но, к сожалению, не дают вам право выбрать, какие узлы ремонтировать, посему ездите аккуратнее, так разбить можно всё и не доехать до финиша. Моменты работы механиков, старта, финиша, награждения сделаны в виде эффектных роликов на движке игры.
Поехали... К сожалению, фальстарт сделать не дали, хотя так хотелось. Стартуем мы в гордом одиночестве, и никто нам мешать в процессе гонки не будет - всё как в настоящем ралли. И вот машина с визгом вырывается вперед, и что же мы замечаем? При пробуксовке колес мы стартуем не идеально вперед как, скажем, в NFS, при больших оборотах и долгих буксах нас начинает вести в сторону, а уж если полмашины на обочине, то вообще может развернуть. Если мы начнем крутить рулём при пробуксовке, то будем крутиться волчком на месте и, конечно же, поганить, по списку: шины, двигатель, полуоси и карданы с коробкой. Поэтому, если хотите доехать до финиша, то забудьте про гашетку в пол, на первом же повороте выкинет в кювет или влетите в дерево - проверено на личном опыте. Очень грамотно работают реальные раллийные приемы: передержал ручник при вхождении в поворот - здравствуйте, деревья. Или, скажем, не смогли вывести машину из управляемого заноса - сразу же занос становится критическим, после которого в лучшем случае развернёт. А уж как здесь ведёт себя машина при боковом скольжении и прочих сносах - просто любо-дорого смотреть. И здесь не дай бог вам перекрутить руль - машина улетает. Очень хорошо реализован принцип прерывистого и ступенчатого торможения, и подтверждается прописная гонщицкая истина о том, что газ и тормоз - антагонисты!
Впрочем, уже после проезда первого отрезка я вполне приноровился к поведению машины, и дальше уже все шло в рамках приличия. И вот уже лечу я по дороге, гордый и уверенный в себе, и вдруг - трамплин предо мной. Я на него с разгону прыгаю и... в полёте у меня отваливается капот, а при приземлении я слышу жалобный вопль моих стоек амортизатора и смачный удар двигателя об землю. Звуковые эффекты сделаны на 5+. Через пяток таких прыжков машина начинает сильно терять в управлении. Её начинает болтать, и на каждой кочке вы слышите отрывистые удары вашей ходовой. Спустя ещё пару километров меня выносит с трассы, и я бьюсь боком об дерево, от чего у меня вылетает заднее стекло и левый габарит. Потом на скорости я прикладываюсь другим боком к склону горы, и у меня разбивается вся правая сторона: передняя фара, задний габарит, вся бочина (двери и крылья) вминаются сантиметров на 30 в машину, ибо больше не позволяет каркас безопасности. Единственное, что не вмялось, так это колёса, но на следующем трамплине я приземляюсь на одно колесо - и оно лопается. Без того сильно потрепанную машину начало очень сильно вести в сторону, а потом ошмётки резины с пробитого баллона отлетели в сторону, и я поехал уже на диске (хорошо, что был литой). Следующее испытание - лобовое столкновение. На скорости в 90 км/ч влетаем в дерево... Я, по правде сказать, ожидал большего. У меня оторвало бампер, который, был изрядно потрепан на трамплинах, вылетели фары, да и крылья деформировались. Лонжероны остались, в общем, целы, а вот второе колесо проколол. Несмотря на такие повреждения, я ещё мог ползти. Пред самым финишем меня развернуло, и я улетел задом в отбойник. Гонку я продолжил, но задний бампер остался лежать на дороге. К сожалению, я не смог перевернуться на крышу, только на бок, но у меня ещё все впереди. Да совсем забыл, при езде в дождь, в снег, в пыль - при виде из кабины у вас включаются дворники. И чем выше ваша скорость, тем интенсивнее на него попадают осадки, но лобовое стекло имеет одно нехорошее свойство - трескаться, правда, затем его можно вообще выбить. Машину можно разбить и насмерть, и тогда вас ждет неминуемая кара - сход с трассы этапа.
В следующем заезде я тестировал работу раллийные приемы и как меняется поведение машины при смене настроек. Одно могу сказать уверенно - я был очень обрадован осознанием того, что грань между реальностью и игрой была максимально размыта разработчиками, особенно это касается управления машиной и её повреждениями. Причём, на мой взгляд, повреждения - это не самое главное, это лишь дополнение. Основное удовольствие мы получаем от езды, а не от попадания в канавы или деревья. Я, конечно, понимаю, что если машина умрет после первого же врезания в дерево, то это будет реалистично, но подумайте - кто из вас в состоянии пройти трассу, ни разу не врезавшись ни в одно препятствие? Конечно, есть профессионалы, но круг их узок до неприличия, какие уж тут продажи...
И напоследок еще немного о самом чемпионате, проходящем в 6-ти разных странах. В каждой стране ровно 6 спец. участков и последний этап - своего рода дуэль или триал. Перед прохождением первых трёх участков вы можете настроить машину в соответствии со сводкой погоды, затем проехать пробный отрезок (это по желанию) а также посмотреть предыдущие рекорды и на их основании сделать прогнозы. Настраивать машину следует грамотно, а также стараться как можно меньше бить её. Ибо починиться вам дадут только после прохождения аж 3 спец. участков, - а это полгонки, поэтому думайте сами. Говоря о починке, следует сказать, что система ремонта изменена по сравнению с предыдущими версиями. Здесь чинить вам будут то, что на взгляд AI-механиков является важным, но не расстраивайтесь - их квалификация не вызывает нареканий. Заклинаю вас, забудьте на время GTA.
Переиграть можно только целую страну, или же весь чемпионат. Если вы разбили машину под списание, или же вы просто отказались от ралли в какой-то стране, то не переживайте: в следующий этап вас всё равно возьмут, и даже откроют бонусную запчасть, но на призовые очки не рассчитывайте. Чтобы открыть бонус-машину, необходимо выиграть чемпионат. После этого вам повысят сложность игры и предложат следующий чемпионат. Сохранение игры происходит автоматически после каждого пройденного этапа. Перед каждым чекпойнтом (не путать со спецучастком) вам будут показывать ваше отставание от лидера, разумеется, если не лидируете вы сами. Проскочить чекпойнт весьма сложно, это не ралли Париж-Дакар. Даже если вы проехали мимо него или просто сбили - не расстраивайтесь, не оштрафуют.
Итог. Игра однозначно вызовет восторг у всех фанатов автогонок и даст возможность остальным почувствовать себя за рулем настоящих раллийных машин. На мой взгляд, разработчики представили нам очень качественный и сбалансированный продукт, который в настоящий момент находится просто вне конкуренции.