Париж любит победителей... Если вы спросите парижанина в конце мая, что стоит посмотреть туристу в его чудесном городе, вы будете весьма удивлены тем, что после Эйфелевой башни и Лувра он вам непременно посоветует посетить ежегодный теннисный турнир, проводящийся аж, страшно подумать, с 1925 года. И действительно, корты "Ролан Гаррос" уже давно стали такой же достопримечательностью Франции, как и многочисленные архитектурные памятники, и известные всему миру марки вин. Не стоит пытаться понять этот феномен, особенно людям, далеким от спорта в целом и тенниса в частности. Есть некие символы, вокруг которых объединяется нация, и одним из таковых для французов является один из старейших теннисных чемпионатов, входящий ныне в число турниров Большого Шлема.
На компьютер же теннис пришел едва ли не первым из спортивных игр, когда две прямоугольные ракетки бодро перекидывались квадратным, как и все в то время, мячиком. Сегодня же, когда спортивные игры все больше стараются походить на реальные соревнования, не без оснований именуясь симуляторами, все большее значение приобретает наличие у разработчиков лицензии на право использования известных любому болельщику имен и названий. И именно "Ролан Гаррос" и здесь оказался первым, и сегодня я познакомлю вас с уже четвертой игрой в серии, выпускаемой, конечно же, французскими разработчиками из Carapace - Next Generation Tennis 2003.
Внимание, фанфары! Впервые на моей памяти с официальной обложки спортивной игры на вас глядит наш человек в теннисе - Марат Сафин собственной персоной. И это лишний раз подчеркивает отношение разработчиков к своему детищу. Нисколько не сомневаюсь, что игра могла бы лучше продаваться с той же Жюстин Энен на обложке, не говоря уже о какой-нибудь миловидной француженке из второй-третьей сотни. Но "лицом игры" выбран наш Марат - выигравший "US Open 2000" в одиночном разряде, и дошедший на "Ролан Гаррос" до полуфинала. А именно на эти героев этих двух чемпионатов, лицензированных для игры и ориентировались разработчики.
И уже в самой игре вы можете испытать на себе всю мощь подач Сафина, или же напротив, взять его под свой неусыпный контроль. Помимо Сафина, из действующих игроков представлены: двукратный финалист "Ролан Гаррос", испанец Алекс Корретха, восходящая французская звезда, Поль-Анри Матье, которого наши болельщики должны помнить по финалу Кубка Дэвиса, выигранному россиянами, уже упоминавшаяся бельгийка Жюстин Энен и темнокожая (привет политкорректности) Чанда Рубин (слава богу, что не сестрички Уильямс).
Все вышеупомянутые личности легко узнаваемы на корте, и хотя, конечно, до уровня EA Sports местным моделям еще расти и расти, прогресс по сравнению с прошлой игрой в серии очевиден. И дело не только в количестве полигонов на игроках, но во всем окрестном антураже.
Наконец-то на площадку допустили судей, которые до этого ограничивались незримым присутствием и громогласным голосом. Причем боковые арбитры вполне квалифицированно уворачиваются от летящего в них мяча. Юные теннисисты застывают в готовности у сетки (жаль, что так и не побегут ни за одним мячом), радар готов зафиксировать скорость вашей убойной первой подачи, по трибунам идет легкий шелест, а вы демонстрируете с экрана монитора первые из 500 анимаций, выполненных при помощи технологии "motion capture".
Но перед этим пробежимся по режимам игры. Arcade, Exhibition, Tournament - здесь все привычно и понятно всем, кто хоть раз садился за спортивную игру. Endurance - игра на выносливость, на количество побед подряд, настоящий вызов для профи.
Tutorial - и вот здесь я был немало удивлен: вместо того, чтобы дать чинно и степенно потренироваться у стеночки или с тренажерами, нас сразу кидают в пекло реального спарринга, предлагая не просто в них побеждать, но и строго с использованием определенных приемов. Так раньше учили плавать: вывозили в лодке подальше от берега и бросали в воду - выплывай, мил человек, если сможешь. Тех, кто отказывался воспринимать подобный педагогический метод, конечно, спасали, но воды они перед этим хлебали изрядно. У вас же всегда есть возможность покинуть сей странный режим обучения, направившись в базовый для игры режим "Карьеры".
В котором, к превеликому счастью, выяснилось, что именно здесь "окопались" вполне привычные, интересные и динамичные тренировки, где нужно горящими мячами (сам эффект просто великолепен) взрывать бочки с порохом, расстреливать форхэндами и бэкхэндами с задней линии поднимающиеся мишени или же продвигать свой космический корабль по лабиринту, попадая смэшами по стрелкам. Мало того, что последняя, весьма нетривиальная задача способна основательно потрепать нервы, так еще и за аренду тренировочных залов нужно платить из собственного кармана. Оказалось, что разработчики именно таким образом решили проблему "прокачки" вашего персонажа. Дело в том, что при генерации своего игрока вы задаете не параметры будущей первой ракетки мира, а лишь намечаете предельные для себя значения, к которым вы и устремитесь посредством тренировок. И уже только от выполнения тренировочных задач зависит, насколько ваш герой сможет к ним приблизиться. Таким образом, вам надлежит зарабатывать деньги победами на турнирах Большого Шлема на протяжении всей беспорочной десятилетней карьеры и позже их вкладывать в повышение собственного мастерства. При этом никто не отменяет вам глобальную задачу на сезон - заработать энную сумму в общей сложности на 8-ми соревнованиях: 4 турнира, на каждом - одиночный и парный разряд. Кстати, сгенеренного игрока можно отправить в путешествие по остальным режимам, например, в ту же "игру на выносливость".
За успешное продвижение по игре вас премируют не только честно заработанными суммами, но и разнообразными бонусами: скрытыми до поры, до времени кортами, свежим гардеробом для модников и модниц, новые режимы игры (попробуйте в одиночку противостоять сразу двум игрокам) и, что особо интересно, дополнительными игроками.
Что касается реалистичности самой игры, то здесь, пожалуй, выдерживается тот самый нужный баланс между реализмом и играбельностью. Отскок мяча различается в зависимости от типа покрытия, на котором остается след от попадания мяча (кстати, на грунте весьма эффектно вздымается пыль), топ-спины крутятся, как им и положено, а вот, чтобы освоить перекидывание "свечой", вам придется основательно потрудиться. Логика в действиях игроков прослеживается весьма явственно, как и их стремление использовать свои сильные стороны, но не ждите этого на простом уровне сложности. Парная игра несколько более сумбурна, но и здесь игрок, стоящий у сетки, отчетливо знает, что нужно делать с мячом, пролетающим в его зоне досягаемости.
Серия сделала очередной шаг в сторону приближения к телевизионной картинке, и здесь едва ли не главную роль играют разнообразные замедленные повторы (камера, сопровождающая мяч - это нечто) и звуковой ряд. Дикторы на стадионе просто замечательны, а вот встретить на одном корте одновременно пару Сафиных, или же встретиться с ним же в финале, перед этим обыграв его в полуфинале - это было забавно. И это при том, что к трем реальным мужчинам и паре очаровательных дам добавлены и вымышленные персонажи, так кто мешал изначально добавить последних больше, чтобы хватало для заполнения сетки турнира?
Но это, по большому счету, скорее, пожелания на будущее. А в настоящем же мы имеем теннисный симулятор, развивающийся год от года в лучшую сторону, с массой положительных моментов и со своими милыми "причудами" в виде платы за тренировку или периодически исполняемой отдельными игроками детской подачей снизу, благодаря которым игра и остается в памяти народной. Так что пожелаем разработчикам дальнейших успехов и, чем черт не шутит, подписать лицензию не только на чемпионаты Америки и Франции, но и Англии с Австралией.