Проклятый старый дом Что мы знаем о привидениях? Изучать под высокоточным электронным микроскопом подтеков и царапины непонятного происхождения на фотографической пленке скучно и неинтересно. Так что человечество предпочитает верить книгам, телепередачам и horror-фильмам, рассказывающим нам, как сине-зелено-малиновые в крапинку прозрачные бестелесные создания жутковатой наружности терроризируют жителей, собравшихся вынести мусор в темный коридор со зловеще мерцающей на потолке лампочкой, или же запихнуть в рот очередной бутерброд для лучшего усвоения спортивной программы. Оттуда же мы знаем, что привидения не только любят грязно приставать к моющимся в душе дамочкам или выпрыгивать из холодильника темной полночью, но и бывают лиричными или даже добрыми, и даже дружат с детьми. Как правило, большинство из них - некоторым образом люди, уже отбегавшие свое по бренной земле и по каким-то причинам не сумевшие отправиться в лучший из миров. Кто-то не успел завершить свои дела в этой жизни и теперь гремит цепями в старом полуразвалившемся особняке, другие за свои проступки осуждены на вечные скитания между мирами, и все они слоняются по местам своего бывшего проживания и вынуждены мириться с существованием новых постояльцев, которых такое соседство злит, пугает и беспокоит.
Жизнь после смерти Создатели новой игрушки "Ghost Master" из "Sick Puppies" избрали киношный, немного зловещий, немного комичный вариант. Иначе говоря, представить привидений такими, какими они и материализуются в сознании обыкновенного обывателя, сладко заснувшего, укрывшись газетой, в кресле перед телевизором. То есть противными, гадкими, склизкими, в рваных одеждах и нередко без некоторых важных частей тела, при этом истошно вопящими, клацающими зубами и бегающими за вами по всему дому, перемещающими в воздухе мебель, стучащими гаечным ключом по водопроводным трубам, пускающими с потолка потоки липкой крови или волосатых пауков размером с упитанного добермана. В общем, все, что вы когда-либо видели в фильмах про привидения, вы можете встретить в этой игрушке, возможно, даже немного больше.
Но, ближе к телу. По сути "Ghost Master" несет в себе некоторые черты "Dungeon Keeper'a" и небезызвестных "The Sims". То есть вы наблюдаете за жизнью обывателей, управлять которыми напрямую вам не дано, и перемещаете по разным помещениям подвластных вам призраков, включая или отключая их способности (powers) для достижения поставленных в сценарии целей. Кстати, поклонники "The Sims", смогут попробовать представить, как будет выглядеть "The Sims 2". Судя по всему, увиденное здесь очень смахивает на будущий разрекламированный суперхит от Maxis: полностью трехмерный движок, плавный zoom, очень симпатичные персонажи с "жизненным" поведением, красочные декорации различных помещений и т.д. и т.п. Впрочем, вторую часть про приключения Симов мы увидим еще очень нескоро, а вот наслаждаться наблюдениями за жизнью электронных человечков в "Ghost Master" можем уже сейчас. Дело в том, что люди здесь действительно выглядят как люди (графические красоты движка, модели людей и призраков можно описывать только в превосходных тонах), при этом еще и обладая удивительно правдоподобным поведением. Они не просто тупо ходят по дому, изображая из себя подобия разумных существ, а еще и занимаются целой уймой полезных и важных дел. Например, входя в комнату, они всегда включат свет, могут почитать что-нибудь на диване, посмотреть телевизор или усесться поработать за компьютер. Проголодавшись, местные Симы топают к холодильнику и достают оттуда съестное, для утоления жажды выпивают стаканчик питьевой воды из установленной в помещении бутыли. Конечно, не забывают они и о своих естественных нуждах, периодически посещая туалет (как всегда, забывая в ответственный момент снять штаны) и ванную (здесь все уже круче - магическим образом переодеваются в купальный костюм с резиновой шапочкой и, забравшись под душ, начинают тереть себе спину щеткой). Как-то пришлось наблюдать даже за очередью в ванную комнату, когда все жители, словно сговорившись, решили посетить это достопримечательное место.
Помимо всего, человечки способны общаться друг с другом и не просто общаться, а порой даже флиртовать. Забавная сцена в госпитале, когда степенный доктор в очках обнимался и целовался с миленькой сестричкой - лишнее тому доказательство.
В случае опасности разные Симы ведут себя также по-разному, короче, все как в жизни. Если маленький ребенок, увидев непонятное создание или заслышав подозрительный шум в коридоре, начнет с дикими криками бегать по комнатам, то отец семейства пойдет звонить по телефону, чтобы вызвать полицию, изгоняющего духов медиума или... настоящих охотников за привидениями. Об этих пренеприятнейших созданиях мы поговорим чуть позже. Конечно, терпение у всех людей не железное, рано или поздно все начнут хвататься за голову, носиться по этажам (одна дамочка даже как-то схватила огнетушитель и пыталась им отмахиваться, не помогло), и в результате в панике убегать за края текущей локации. В большинстве миссий это и является вашей основной целью - напугать всех обитателей очередного жилища до чертиков, но иногда задачка усложняется на порядок, и тогда игра скорее напоминает затянувшуюся шахматную партию, в которой никогда не знаешь, как отреагирует соперник.
Охотники рядом Итак, некий привиденческий комитет поручает вами выполнение самых различных миссий, основным смыслом которых является запугивание обычных смертных в самых разных местах, начиная от институтского женского общежития, госпиталя, полицейского участка и заканчивая океанским лайнером или заброшенным домиком в лесу. Миссии напрямую друг с другом не связаны, но некая сюжетная линия в них иногда проявляется, например, напуганные в одном сценарии люди появляются в последующих или даже становятся призраками. Всего события развиваются на 11-ти больших локациях: психушка, военная база, женское общежитие, полицейский участок, корабль и т.п. Учитывая повторные посещения, всего в итоге получается около полутора десятков разнообразных сценариев. Попутно приходится освобождать заточенных в мире смертных призраков, тем самым пополняя собственную коллекцию (миссии можно вполне проходить и без этого, но подобный приятный бонус вряд ли кого-то оставит равнодушным), которые по каким-либо причинам там намертво застряли и без вашей помощи им не справиться. У каждого из них есть своя занимательная история, с которой они поспешат с вами поделиться, стоит только на них кликнуть. Прикованных столь же призрачными цепями к местам своего заточения привидений иногда можно освобождать без помощи людей, например, банально испортив электропроводку, но порой все же придется обращать за помощью к суетливым постояльцам текущей локации, а это уже отдельная песня.
В основном все задания можно поделить на две группы - к первой относится чистое устрашение, то есть вам необходимо довести до состояния невменяемой паники всех смертных в округе. На самом деле, это не так и сложно, хотя если эти самые смертные рассредоточились по огромному количеству комнат, например, в многоэтажном госпитале, то попотеть все же придется. Плазмы тогда расходоваться будет много, приходится чуть ли не к каждому человечку своего призрака приставлять, что весьма накладно. Ко второй группе относятся сценарии, в которых простым запугиванием дело не ограничится. Так, иногда придется сделать так, чтобы люди поверили в призраков (при этом окончательно не обезумели) или же смертные должны выполнить для вас какие-то конкретные задачи: найти, открыть, использовать предметы. Окончательное веселье начинается, когда появляются медиумы (ну, это еще полбеды) и охотники за привидениями, шагнувшими из памятного фильма. Они выискивают ваших фантомов и тут же "изгоняют" (в текущей миссии вы уже не сможете им больше воспользоваться, к сожалению) их при помощи своих пушек. Бороться с ними непросто, но даже их можно напугать до смерти. Главное - не оставлять призраков разбираться с ними один на один, а сразу же забирать и переносить их в другие места. Если же атаковать охотника сразу целой пачкой привидений, то перед таким напором не устоят даже они.
Всего у людей имеются три характеристики (terror, madness, belief), основываясь на которых можно предпринимать те или иные действия. Например, если вы еще далеки от выполнения задания, а красная полоска "террора" ключевого персонажа близка к критической, и он вот-вот "слетит с катушек" - от него следует на время отстать, прекратив всякую "пугательную" деятельность, и подождать, покуда его состояние не придет в норму. Манипулировать людьми напрямую нельзя, поэтому приходится делать это косвенно при помощи призраков и их способностей. Например, попробовать привлечь людей шумом, дабы заставить их что-то открыть, взять или включить или наоборот отпугнуть от какого-то места, куда им вообще лучше не соваться. Для наглядности можно привести разбор миссии с вызыванием демона в заброшенном лесном домике.
Трое студентов, начитавшись откровений своего профессора, собрались вызвать демона. Вся беда в том, что древняя книжка находится в подвале, вход в который завален старыми листьями. Для начала неплохо поставить рядом элементалов, скажем, земли и воздуха, чтобы они расшвыряли листья - тогда станет виден замок на двери. Следующим шагом ставим призрака рядом с воткнутым в пенек топором, и начинаем немножко шуметь, чтобы один из студентов догадался к нему подойти и взять. После топором они разрубят замок и откроют доступ в подвал. Идем дальше, теперь необходимо приманить троицу в сам подвал, да не просто так (они сослепу важную книжку могут не заметить), а еще и потелекинезить немножко, чтобы книжка слегка полетала по воздуху. Наконец, книжка найдена, установлена на пенек и... тут появляется профессор с пистолетом, решивший помешать молодым людям совершить задуманное. Что делать? Да очень просто - напугать профессора так, чтобы он дал деру и не мешал проведению эксперимента. С одной стороны, напугать профессора просто, достаточно понаставить побольше призраков и выкрутить их способности на максимум, но... при этом необходимо еще и "не задеть" своими выпадами ни одного из троицы, иначе они сойдут с ума и не смогут совершить ритуал, и миссия будет провалена. Ох, и много же времени у меня ушло на то чтобы и профессора напугать и остальных раньше времени не потревожить. Они ведь знаете, такие любопытные и на "колдовство" сбегаются не хуже тех мух, что на открытую банку с вареньем. В итоге ученый муж изгнан, студенты собрались в кружок и пробурчали свои наговоры, и новый призрак не заставил себя долго ждать... несказанно удивив ошарашенный комитет по встрече. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет... неприятности на свою неразумную голову.
Стоит отметить, что многие задания можно выполнить разными способами, иногда вам даже неожиданно могут прийти на помощь. Например, можно отпереть камеру с доктором в полицейском участке, запустив соответствующего призрака в электрощиток. Но также это можно сделать, подманив другим призраком полицейского. Наконец, как-то совсем неожиданно (в этот момент гонялся за другими обитателями полицейского участка) появилась странная женщина, открыла камеру и запросто увела с собой доктора. Кто она, зачем приходила? Вопросов здесь иногда больше, чем ответов, но вы к этому скоро привыкните, сюрпризы авторами распиханы почти по всем уровням. Так что нежданные гости будут радовать вас своими визитами с завидным постоянством.
Батарейки в комплект не входят Теперь плавно перейдем к призракам и источнике их жизненной силы. Каждый добропорядочный призрак, попав в мир смертных, начинает поглощать эктоплазму, зеленая полоска которой показана в левом верхнем углу. Если полоска дойдет до нуля, то... начинать вам игру заново, не сойти мне с этого места. Соответственно, чем больше вы запускаете в мир людей своих призраков, тем больше они будут поглощать этой энергии, поэтому следует задуматься об ее своевременном восполнении. Ну, а восполняется она, как вы, наверное, уже догадались - от страхов, волнений и трепетаний людишек, которых вы пугаете всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Чем больше вам удалось их напугать, тем выше растет уровень плазмы, и тем больше можно использовать призраков из своего арсенала. Мало того, способности призраков также тратят плазму, поэтому чем ее больше - тем лучше. В самом начале очередного сценария можно запустить одного-двух призраков, "маны" на большее просто не хватит, и начать потихоньку копить силушку. Когда энергии будет в достатке, можно выпустить на волю весь свой "зоопарк" и выставить их способности на максимум, то-то начнется веселье.
Способности у всех призраков разные: кто-то может привлекать людей, кто-то вызывать паучков, другие только метать молнии, сотрясать землю или показывать цветочки, но похожи они тем, что на низких уровнях эффект от них небольшой, поэтому для активации всего арсенала способностей какого-нибудь привидения необходимо как можно быстрее собрать побольше плазмы. Вообще все призраки поделены здесь на 6 разделов: disturbances (пять категорий, начиная от самых обыкновенных привидений вроде белых облачков, призраков для детей и заканчивая поклонниками трупов); elementals (воды, огня, земли и воздуха); vapours (здесь и убитая женщина-коп и несчастливая невеста, обожающие тусоваться в проходах "банши"); frighteners (псих в смирительной рубашке, закатанный по лодыжки с кадку с цементом певец и т.п.); и самые страшные - horrors (мафиозо с автоматом, очкастый толстяк с металлическими крюками вместо ладоней). Перечисленные первыми тратят наименьшее количество плазмы, а последние кушают поплотнее.
Перед началом миссии вы можете выбрать из всего количества призраков штук 6, позже 8, которых возьмете с собой на задание. По мере прохождения и "спасения" новых их количество в вашей "колоде" будет возрастать. Желающие сразу же отправиться на место действия могут просто пнуть кнопочку "recommended", и не мучиться с долгим выбором - все сделают за вас. Всем остальным советую основательно задуматься кого выбрать, потому что все призраки подразделяются еще и по местам своего обитания. Чтобы призраки существовали в мире живых их нужно "прикрепить" к какому-нибудь конкретному предмету или месту, с которым они и будут неразрывно связаны. Это может быть ковер, телевизор, лампа, коридор, куст перед домом. Некоторые могут находиться только внутри зданий, другие исключительно снаружи, есть и такие, которые это совмещают. Иных можно запихнуть только в электроприборы, некоторые кроме коридоров ничего не признают. Еще есть призраки, которые обитают рядом с трупами, или рядом с местом совершения убийства, плюс призраки для спящих и призраки для детей. Поэтому, скажем, если вам нужно пугать людей в помещениях здания, то лучше набрать тех, кого можно запихнуть в телевизор или магнитофон, просто запустить летать по комнате, выставить в коридоре; если же пугать предстоит в лесу, то тут лучше всего пригодятся элементалы. Кстати, элементала земли можно "посадить" не только на газоне, но и в комнате в цветочный горшочек, а для элементала воздуха сойдет не только аллея рядом с домом, но и обыкновенный воздушный шарик. В общем, к концу второй главы вы, полагаю, со всем этим разберетесь и будете шарить в призраках и их способностях лучше чем в своих пяти пальцах. Начать же знакомство рекомендую с обучения, к тому же пугать обутых в тапочки или шлепанцы на босу ногу, закутанных в полотенце, пижаму или полупрозрачную ночнушку девушек в женском общежитии, оказывается, весьма занятно.
После успешного окончания миссии вы заработаете некоторое количество золотой эктоплазмы, которая пригодится для модификации своих призраков. Для этого нужно заглянуть в особняк, где обитают все ваши привидения (доступен в перерывах между миссиями), и за определенное количество честно "отпуганных" очков обучить их новым способностям. Призраков много, способностей еще больше, на все про все как всегда не хватит - поэтому следует разумно выбирать, куда имеет смысл вкладывать, а куда лучше погодить. Например, лучше всего первым делом "раскачивать" любимчиков, которыми вы чаще всего пользуетесь и которые показали себя наиболее эффективно. В идеале, конечно, следует потихонечку развивать всех привидений, никогда ведь не знаешь, кто понадобится в следующей миссии.
Управление призраками не сводится только к тому, что вы размещаете их в требуемых местах и активируете им выбранный уровень способностей. Можно еще и отдавать им несколько типов приказов, которые иногда бывают очень даже кстати. Например, можно запретить фантомам использовать свои способности или же приказать привидениям использовать плазму только в присутствии смертных. Налицо, конечно, явная экономия ресурса, но тогда вы не сможете привлечь человечка к своему месту пребывания, если он находится далеко от вас - стоит подумать. Потом можно отдавать приказы "атаковать" только взрослых, или только женщин/мужчин. Наконец, можно "прикрепить" призрака к конкретному человеку, чтобы он "тормошил" его, как только тот попадет в поле его зрения.
Для удобства управления, а оно здесь, следует признать, весьма удобное, все иконки действующих лиц расположены по краям экрана. Слева расположены окошки с вашими призраками, а справа с людьми, которых предстоит напугать. Кликнув на любое из них, можно выбрать несколько возможных действий из появившегося списка. У призраков этих вариантов побольше будет, здесь и вызвать/забрать, и активация способностей, и приказы, зато остальные возможности совпадают. Например, можно понаблюдать при помощи плавающей камеры за поведением персонажа с близкого расстояния (на весь экран), быстро переместиться к нему, где бы вы ни находились, почитать краткое описание и даже посмотреть на мир чужими глазами. Жалко в этом режиме управлять нельзя, даже головой повращать - только смотреть. Наблюдать за окружающим миром глазами призраков не так интересно, они для этого слишком спокойны, а вот глазами их жертв уже совсем другое дело: голова судорожно вертится из стороны в сторону, выхватывая из полумрака обесточенного подвала то странные свечения, то непонятно откуда взявшихся мелких тварей, в ушах ко всему прочему раздается ваше (имеется в виду жертвы) напряженное дыхание и где-то в подсознании гулкими очередями отдается бешеный перезвон ударов сердца, как если бы вы приложили стетоскоп к железнодорожным рельсам. В общем, только оказавшись внутри жертвы, вы можете узнать, что такое как следует испугаться - передано просто здорово.
Визуальное великолепие По части графики "Ghost Master" однозначно выпрашивает пятерку, да еще и с плюсом. Недостатков практически незаметно, зато достоинств хоть отбавляй, к слову сказать, одним из которых являются довольно скромные системные требования. Декорации кукольного вида домиков, аккуратно разрезанных на слои-этажи, по которым можно перемещаться простым нажатием PgUp, PgDn, привлекают сразу и насовсем, заставляя многократно вертеть камеру, чтобы получше все рассмотреть. Человеческие жилища переданы с потрясающей точностью: на стенах висят картины, зеркала отражают не только обстановку, но и проходящих мимо людей, окошки с занавесками, диваны с подушками, в углу притулился камин, все полки заставлены нужными в хозяйстве вещами, не забыли авторы и про телевизор, и музыкальный центр, удобные кресла и кухонную утварь, красивые панно, симпатичные обои, модные светильники и еще тысячу и маленькую тележку прочих мелочей. Причем каждая локация будь то госпиталь, корабль или старинный особняк выдержана в своем стиле, и даже если снова приходится туда возвращаться, удивляться не перестаешь ни на минуту. Вокруг столько деталей, и так все ладно подогнано, что кажется, лучше уже быть просто не может.
Модели людей также вызывают симпатию. Взрослые выглядят как взрослые, а дети милы и непосредственны, как им и положено. Лица смотрятся естественно даже при большом увеличении, в фигурах нет и намека на угловатость, одежда сидит как влитая, а движения плавны и органичны. Никаких дерганий, мельтешений и прочей лабуды - здесь этим потчевать вас никто не станет. Люди очень естественно двигаются, поворачиваются, наклоняют голову. Когда садятся, то могут заложить ногу за ногу, стоя, запросто могут почесать одной ногой другую. Во время паники вскидывают руки к небу и начинают кричать, широко открыв рот и вращая головой. Иногда они падают в обморок прямо там, где сильно испугаются, иногда просто засыпают, а могут и встать как вкопанные.
Цепляешь камеру к какому-нибудь персонажу, и просто наблюдаешь за его "жизнью", за тем куда он пошел и чего собрался делать, с кем по дороге поболтал, как и на что именно отреагировал. Какие там "The Sims", о чем вы, забудьте, да они тут и рядом не валялись. Ну, а уж когда привидения начинают включать свои "фокусы", расцвечивая комнату электрическими импульсами и молниями всех цветов и оттенков, или просто поджигая все вокруг, напуская разных животных, перекрывая дверные проходы сверкающими порталами, вдобавок развлекаясь со светом и работой электроприборов и т.д., картинка становится еще привлекательнее. У вас остались какие-то сомнения - взгляните на прилагаемые "screamshots" в столбце справа и вы поймете, что перед вами просто "конфетка" для глаз, которую непременно тут же захочется съесть.
Музыкальное сопровождение также заслуживает похвалы. Поскольку вся игра выдержана в комичном ключе, то и музыка грамотно повторяет этот настрой. Нечто подобное вы могли слышать в комедиях или детских мультиках про привидения. Хотя иногда чисто заунывно-кладбищенские мотивы начинают преобладать, нагоняя тоску смертную, но потом все снова разбавляется капелькой "страшных, но симпатишных" мелодий, и все возвращается на круги своя.
Из недостатков стоит помянуть недобрым словом отсутствие сохранения в процессе выполнения миссии. Нельзя вернуться и поиграть в уже пройденные сценарии - доступ туда закрывается, что странно и непонятно.
Повелитель Призраков Перед нами еще один очередной пример стильной, качественной и весьма оригинальной игры, аналогов у которой практически нет. Этакий охотничий симулятор, "scare-em-up", объекты охоты в котором - люди, вместо ружей - призраки, а вместо пуль - страшные эффекты вроде истошных воплей или громыхания цепями. Управлять призраками на самом деле не так просто как кажется, а управлять людьми при помощи призраков вообще что-то из разряда "высшей математики". При этом каждая миссия отличается от предыдущей и похожа на увлекательную логическую игру, некое подобие шахмат, где каждый ход может как привести к победе, так и провалить всю партию. Можно сравнить и с навороченным паззлом с неясными вначале, но постепенно открывающимися в процессе решениями.
"Ghost Master" - игра для думающих и понимающих. Банальное нажимание на все кнопки и засовывание призраков куда ни попадя к искомому результату не приведут, будет только много шума, эффектов и бесполезное сотрясание воздуха. Иногда, конечно, только это от вас и требуется, но такие задания, как правило, быстротечны. По-настоящему же "Ghost Master" раскрывается именно тогда, когда каждое действие необходимо обдумать, учитывая, что энергии у вас не бесконечное количество, и от смертных нужно добиться каких-то конкретных действий. Тогда безумный интерес, азарт и вожделенный "fun factor" становятся постоянными спутниками самого процесса, а проигрывание некоторых сценариев затягивается на долгие часы увлекательного геймплея, по которому многие из вас, так чувствую, давно соскучились.
В общем, перед нами выложили редкостный эксклюзив, штучный товар ручной сборки, рекомендованный к использованию самыми широкими слоями любителей компьютерных игр. Шанс побывать в шкуре Повелителя Призраков выпадает не так уж и часто, так что не упустите!