Шарик, флипперы, 3 стола... Странная все-таки штука жизнь. К примеру, один человек может выйти рано утром из дома, сжимая в одной руке кейс с солидной суммой денег, а в другой ключи от машины, цена которой больше походит на номер сотового телефона. Отойти на пять метров от небоскреба, где в кондоминиуме бытовая техника и мебель из редчайших пород дерева создает этому счастливчику каждый день стойкое впечатление уютной квартиры, подумать о светлом будущем и... быть убитым кирпичом, который пролетал мимо. Другой же человек, сумма дохода которого легко описывалась даже не числами, а цифрами, всю жизнь мечтал только о внезапной смерти тараканов в своей квартире, потому что поместиться в ней мог только кто-то один из них, да и то лежа. Его работа проходила на свежем воздухе, он много общался с людьми и шевелил руками, одним словом, раздавал рекламу у метро. Жена его ушла к врагам, причем к каждому по очереди, а самому ему повезло стать нечаянным свидетелем мафиозной разборки и ему пришлось скрываться от мафии далеко на севере, где он не успел прожить и дня - проходя мимо магазина игрушек, он поскользнулся на пластиковом покемоне, упал и был завален резиновыми Годзиллами насмерть. Увы, но жизнь каждого человека - не более чем перерыв в летном расписании очередного кирпича судьбы, поэтому не следует мешать людям заниматься тем, чем им нравится, пока у них еще есть время.
А вот многим игрокам в пинбол долгое время всячески мешали предаваться любимой забаве разнообразные интеллектуальные эстеты, заявляющие, что избивать железкой шарик мог еще и пещерный человек. После чего эстеты удалялись к своим оригами, маджонгам и прочим интеллектуальным непристойностям, выговорить названия которых может только сам эстет, а не человек, спокойно обходящийся в реальной жизни словами, состоящими всего-то из трех букв. Эстеты потихоньку вымерли от перенапряжения мозга, а игроки в пинбол попили пива, побили шарик и поняли, что они вместе со своей игрой - уже классика, в то время как эстеты - история. Естественный отбор, похоже, тоже имеет чувство юмора. И с тех пор пинбол наконец-то получил заслуженное признание во всем мире, внимание широкой общественности, начал вести свою собственную историческую летопись и обзавелся армиями фанатов. Все, кто думает, что бить по шарику может каждое млекопитающее, непременно должен понаблюдать, как профессионалы способны удерживать шарик на столе несколько часов подряд, после чего осознать, что даже в самом извращенном тунеядстве, есть свои непревзойденные мастера, способные придать этому тунеядству статус настоящего искусства.
Фотореализм как новый стандарт О том, что пинбол - это стол, расположенный под углом к поверхности, на которой он размещается, снабженный флипперами-битами, металлическим шариком, хитрым лабиринтом из тоннелей и всевозможными механическими приспособлениями, которые улавливают шарик и отправляют его в тоннели разными способами - знает каждый. Чем хитрее способ и чем дольше удается избивать мячик битами, отправляя его во все новые и новые механизмы и тоннели, тем больше очков начисляется игроку - это тоже известно всем. Человека совершенно не смущает тот факт, что его имя будет увековечено всего в трех буквах рейтинга, а рекорд побит уже на следующий день. Главное, что весь день он был королем этого стола, властелином механизмов, повелителем тоннелей и самым удачливым пинателем шарика. Такое, казалось бы, незамысловатое развлечение, на самом деле способно принести человеку огромное количество счастья. Поэтому пинболы, как и любая другая вещь, из которой человек может добывать счастье, не вымирают абсолютно. Более того, компьютерные пинболы размножаются систематически и регулярно. Об очередном из них поговорим ниже.
Прежде всего, в игре присутствует всего 3 стола. Обожатели того же Pinball Arcade могут в спешке начать воротить носы, о чем сильно пожалеют. Все те восхищенные эпитеты, что были произнесены в честь детища Microsoft, следует возвести в степень бесконечности и повторить энное количество раз по отношению к данному продукту. Да, мы не увидим здесь исторических копий знаменитых столов прошлого, вроде Baffle Ball или Cue Ball Wizard, зато мы увидим штучной выделки шедевры, вобравшие в себя все те эволюционно-революционные достижения, что старательно готовила нам эта история.
3 стола убедительно демонстрируют нам три совершенно разные тематики. Excessive Speed посвящен автогонкам. Многоуровневость стола позволяет разместить на его поверхности не просто хитросплетение тоннелей, а целую многоэтажную конструкцию из подобных завихрений. Тоннели переплетаются, обрываются открытыми пространствами между "этажами", приводят к ловушкам и дырам или, само собой, к очередному набору механизмов. Сами механизмы всем своим видом похожи на отбойники гоночной трассы, лампочки - на сигналы светофоров, а звуки перекочевали прямиком с очередного заезда. Рев моторов сопровождает очередную удачную серию комбо ударов, а свит рвущихся покрышек - падение шарика между беспомощно барахтающимися флипперами. Кстати, флипперов, как и полагается приличному пинболу, далеко не два. Их порядка 5 на каждом столе, причем располагаются они не на каких-то вымышленных, прилепленных сбоку мини-столах, а прямиком на разных уровнях одного и того же игрового поля. Таким образом, нас легким взмахом руки лишили возможности играть в мини-игры. Кому как, а мне никогда не нравилось отвлекаться на них, поэтому эту особенность я воспринял как явное достоинство.
Стол, носящий гордое название World War, действительно похож на поле боя, изрытое окопами и являющееся по совместительству кладбищем для военной техники. Разнообразные танки и баррикады заставляют шарик метаться подобно раненому солдату по полю битвы, озаренному вспышками множества лампочек, символизирующих взрывы, а на самом деле знаменующих грамотно выбитый бонус. Загоняя шарик в новые тоннели сериями комбо ударов, активируем все новые и новые лампочки, пока те не откроют очередной бонус, после чего тоннели начнут приносить просто баснословные суммы. Любимые миссии никуда не делись - систематически изничтожая бонусы в нужном порядке, открываем одну из миссий, которые здесь представлены не просто набором действий вроде "направь шарик в серию тоннелей в таком-то порядке - получишь миллион очков", а неким подобием сюжета. Мотивация вести шарик через сложную систему тоннелей может быть подана как доставка им (шариком) важного сообщения в генштаб на правах курьера через все поле боя, или перевозка пассажиров по новой ветке железной дороги, если говорить о третьем столе - Runaway Train, символизирующим все то, что связано с железнодорожной тематикой.
Камера может лихо перемещаться в любую из 12 точек обзора, причем делать она это будет плавно, демонстрируя, что стол отрендерили в 3D, отчего создается совершенно фантастический эффект присутствия. Однако, все эти чудные виды на деле однообразны, и демонстрируют стол то чуть выше, то чуть ниже, абсолютно не интригуя игрока. Вскоре свыкаешься с мыслью, что вид, стоящий по умолчанию, самый удобный и про камеру забываешь. О славных днях прошлого, когда камера устанавливалась даже на сам шарик, после чего крышу от бешеной скорости рикошета сносило напрочь, остается только мечтать.
Система бонусов визуально отображается лишь очками на вашем счету. Не ждите абсолютно никаких спецэффектов. Максимум, что способен продемонстрировать очередной стол - так это новую комбинацию в перемигивании десятков лампочек, да небольшую видеозаставку на экране вверху стола. Зато данный пинбол относится к разряду реалистичных, поэтому достойно симулирует физику шарика, рикошет его от разных типов поверхностей и, естественно, обходит стороной визуальное буйство. За всевозможными яркими молниями, файерболами и вспышками следует отправляться в фантастические аркады с идеей пинбола. Тут все классически строго, хотя иногда стол эффектно выпускает пар. Функция мульти-шара, когда сразу несколько шариков начинают метаться по столу, изничтожая бонусы, уже не удивляет, хотя будит в организме воспоминания о том, что он еще может производить адреналин. В остальном, процесс спокоен и даже академичен.
И что же тогда в этом пинболе такого особенного, спросите вы? Графика, господа, графика. Не припомню я, что бы для пинболов приспосабливали настолько мощный графический движок, на котором впору Unreal'ы вторые строить. Представить себе это великолепие можно только в динамике, потому что описанию такая красота не поддается. В общих чертах столы похожи на фотографии. Когда же фотографии начинают двигаться, хромированный шарик рикошетить от стен стола и при этом вращаться, отражая мельчайшие подробности поверхности, причем не просто так, а реально, в соответствии с действительность, челюсть совершает экскурс к полу. Если бы подобную графику удалось переместить в более глобальный проект, он бы стал графическим совершенством ближайшего десятилетия, настолько здесь все органично смотрится. Поэтому тут только 3 стола, поэтому никакой феерии красок. Просто любому игроку за глаза хватит той единственной эмоции, что он ощутить, когда увидит реальный пинбольный стол, стоящий в его комнате. Тот факт, что он стоит всего лишь за экраном монитора, обнаружится гораздо позже.
Звук не менее хорош. Ритмичные композиции в меню и совершенно разные музыкальные треки для каждого стола. Опять же натуральные звуки ударов шарика и бесподобные по качеству звуковые спецэффекты вроде рикошета пуль, переговоров по радио, шума прибывающего поезда и рева двигателя спортивного автомобиля.
Вот и получаем пинбол, который не внес ничего революционного в области геймплея, не вызвал адреналиновой бури, зато продемонстрировал, что фотореалистичная красота - уже не далекая мечта, а повседневная реальность геймерской жизни. Коллекционная игрушка, одним словом.