Штурм Белого дома Узнавая об очередных инициативах политиков - особенно в предвыборный период - мы нередко брезгливо говорим: "Все это их грязные игры". Меж тем политика вообще и президентские выборы в частности - и впрямь неплохая тема для игры, тем более что в США интерес к теме подогрет проходящей сейчас президентской избирательной кампанией. Каковую идею и взяли на вооружение создатели новой стратегии Political Machine.
Итак, вам предлагается сыграть роль одновременно кандидата в президенты США и начальника его предвыборного штаба - то бишь планировать и вести всю избирательную кампанию от начала до конца. Процесс занимает 41 неделю; в игре имеются определенные упрощения - в частности, скорее всего не будет фазы "праймериз", в ходе которой члены одной партии борются за право стать единственным партийным кандидатом, а схемы финансирования кампании куда проще тех, что предписаны реальными американскими законами - но в целом разработчики стараются сделать избирательный процесс по возможности реалистичным, если это не идет в ущерб играбельности. В частности, ими используется реальная демографическая информация по различным штатам и актуальные темы, которые, согласно опросам, наиболее волнуют американцев (среди них война в Ираке, борьба с терроризмом, налоговая политика, вопросы занятости и образования, отношение к смертной казни и абортам и т.д. и т.п.). Причем нам обещают, что по мере изменения политической конъюнктуры в реальном мире будет меняться и список этих тем (обновления можно будет загрузить с сайта игры PoliticalMachine.com).
В начале игры вы можете выбрать реальное историческое лицо - от Джорджа Вашингтона до Джона Керри - либо создать своего собственного кандидата; в последнем случае генерация персонажа происходит по классической RPG'шной схеме - у вас есть фиксированное количество баллов, которые вы распределяете между несколькими характеристиками. Вы можете выбрать также реалистичную или сгенерированную случайным образом политическую ситуацию. Будет возможность поучаствовать не только в единичной президентской кампании, но и пройти этакую мега-кампанию из нескольких этапов, на каждом из которых вам придется бороться за президентский пост с историческими кандидатами разных эпох. Впрочем, все исторические персонажи, очевидно, все равно действуют в наше время, так что игра предлагает еще и ответ на вопрос, как строилась бы избирательная кампания того же Линкольна, имей он доступ к телевидению, Интернету и современным пиар-технологиям.
Американская избирательная система, как известно, не прямая - то бишь кривая, что лишний раз доказали последние скандальные выборы, где после долгих пересчетов оказалось, что Гор набрал больше голосов, но победил все равно Буш. Подобные нелепости возникают из-за того, что граждане фактически выбирают не президента, а лишь "выборщиков" (voters) от своего штата, которые должны проголосовать за соответствующего кандидата (причем в законе даже не прописано, что выборщики обязаны проголосовать именно за того, в поддержку кого их выбрали - хотя, насколько я знаю, прецедентов "неправильного" голосования не было). Причем кандидат, победивший в данном штате, получает все голоса выборщиков от этого штата, а вовсе не пропорционально доле набранных им голосов избирателей. Президентом становится тот, кто получит большинство голосов выборщиков (271 и более). Понятно, что при такой системе доля проголосовавших за каждого кандидата учитывается лишь в грубом приближении, и из-за больших ошибок округления президентом может стать тот, кто набрал меньше голосов избирателей, чем его соперник. Такая ситуация возможна и в игре.
В связи с этой спецификой избирательной системы, борьба в игре, как и в реальности, в значительной мере ведется по штатам. (Хотя есть и действия, ориентированные на страну в целом - скажем, выступления в общенациональных телешоу; да и то, что вы делаете в одном штате, становится, конечно же, известно в других. Например, вы не можете выступить за аборты в Нью-Йорке и против них - в Южной Каролине; точнее, в принципе можете, но для вашего рейтинга такая непоследовательность будет иметь самые плачевные последствия.) Вы можете организовать в каждом штате свою штаб-квартиру (одного из трех уровней), что дает вам дополнительную информацию о настроениях и темах, волнующих жителей. Что, в свою очередь, дает вам возможность выступать с речами, ориентированными на конкретную целевую аудиторию; скажем, жителей Айовы вопросы, связанные с фермерством, заботят куда больше, чем жителей Нью-Йорка. В то же время вы не обязаны слепо следовать и угождать народным настроениям; при высоком уровне харизмы вы можете, наоборот, склонить жителей штата к смене их позиции - либо, по крайней мере, сделать тему, где ваши позиции сильны, более важной в глазах избирателей, чем те, где сильнее позиции соперника.
Хотя американские законы не препятствуют ни созданию и функционированию различных партий, ни выдвижению независимых кандидатов, реально, как известно, шансы есть только у республиканцев и демократов и их выдвиженцев, соответственно. Впрочем, какие-нибудь независимые претенденты на высший пост, порою весьма экзотические, периодически оживляют политический ландшафт, хотя и не делают погоды. Электорат в игре также разделен на сторонников республиканцев, демократов и не имеющих четких партийных предпочтений. Вы тоже можете попробовать себя в качестве независимого кандидата и, как знать, может быть, в виртуальной борьбе за Белый дом вам улыбнется удача. Но разумнее все же выдвинуться от одной из двух ведущих партий - хотя это тоже не гарантирует вам не только победы, но даже голосов соответствующей части электората. Даже твердые сторонники каждой из партий смотрят не только на партийную принадлежность кандидата (хотя для них это и важно), но и на то, что он говорит и делает. Они не обязательно проголосуют за конкурента, если будут недовольны вами, но могут просто не прийти на выборы. Однако попытки завоевать заведомо чужой электорат, выступив с чуждых вашей партии позиций, чреваты тем, что вы скорее растеряете свой. Поэтому к данным опросов надо относиться вдумчиво и не бросаться поддерживать ту или иную концепцию лишь потому, что в данном штате она пользуется популярностью; если подавляющее большинство в этом штате поддерживает другую партию, победа в нем вам все равно не светит, и, в особенности, если упомянутая концепция не пользуется популярностью у сторонников вашей партии, разумнее сосредоточить усилия на более благоприятных территориях и их заботах.
Для того чтобы добиться успеха, вам необходимо перво-наперво обеспечить себе достаточную известность. За вас не проголосуют даже ваши единомышленники, если попросту не будут о вас знать. Даже просто поездка в штат повышает вашу известность, но, разумеется, есть в вашем арсенале и более действенные (хотя обычно и более дорогие) средства. Вы можете, как уже упоминалось, выступить с речью по тому или иному вопросу (сосредоточив внимание либо на собственной позиции "за" или "против", либо на критике позиции своего конкурента). Еще эффективнее заказать рекламную кампанию; в игре имеется три формы таковых - на радио, на ТВ и в бумажных СМИ. Рекламная кампания строится на тех же принципах, что и речь - агитирует за вашу позицию по определенному вопросу либо против позиции конкурентов - но, в отличие от речи, имеет не разовый, а постоянный эффект (до тех пор, пока продолжается). Обратная сторона тут в том, что это весьма дорогое удовольствие.
Финансирование кампании зависит, в частности, от работы региональных штабов. Чем выше уровень штаб-квартиры, тем больше затрат она требует, но и тем больше денег в избирательный фонд может обеспечить. Если вам повезет, вы сможете заручиться также поддержкой богатых спонсоров. Есть возможность также брать денежные ссуды. Количество денег, которое вам могут предоставить в конкретном штате, зависит как от богатства штата, так и от вашей в нем популярности.
Помимо поддержки избирателей на региональном уровне, вы можете побороться за симпатии различных общенациональных общественных организаций (в игре они имеют вымышленные названия, но, как правило, реальные прототипы) - от Национальной Женской Ассоциации до Союза Владельцев Оружия. Разумеется, разные организации могут придерживаться диаметрально противоположных взглядов на одну и ту же проблему, и отнюдь не всякая поддержка пойдет вам на пользу - союзники, придерживающиеся оппозиционной вашей партии точки зрения, скорее способны дискредитировать вас в глазах партийного электората.
Помимо интервью региональной прессе, даваемых по собственной инициативе, вы можете получать приглашения выступить в общенациональных ток-шоу. Таковых в игре 7: шесть телевизионных (соответствующих реальным программам) и одно - в виде онлайн-интервью в Интернете. Каждая из этих программ имеет свою специфику: одни рассчитаны на интеллектуалов и содержат более сложные вопросы (туда нет смысла соваться кандидату, чей интеллектуальный уровень невысок - эх, дожить бы до времени, когда подобной публике вообще не будет места в политике...), другие - на массовую аудиторию; где-то в центре внимания политическая позиция кандидата, а где-то его личные качества (играющие как в жизни, так и в игре не последнюю роль в приобретении симпатий и антипатий значительной части электората); где-то проще, а где-то сложнее уходить от ответов на острые вопросы (хотя список возможных ответов на каждый вопрос зависит от ваших характеристик, уклончивый ответ там почти всегда присутствует - однако там, где ведущий и аудитория требует четких и прямых ответов, попытка дать его отрицательно скажется на вашем рейтинге).
Предвыборная гонка - дело нелегкое, и на чересчур насыщенную программу кандидату может просто не хватить выносливости (это одна из его характеристик). Каждое мероприятие требует определенного расхода сил, которые восстанавливаются лишь на следующей неделе. Впрочем, даже самый выносливый кандидат ничего не добился бы без кучи работающих на него помощников. В игре вы можете нанять консультанта, повышающего вашу известность, несколько видов политтехнологов и пиарщиков, пропагандирующих ваш образ или очерняющих конкурентов, вебмастера, обеспечивающего ваше представительство в Интернете и дешевую рекламу, некоего ремонтника (fixer), устраняющего (надеюсь, все же не физически) помощников противника, "запугивателя" (intimidator), саботирующего работу команды противника (результат его действий обратен результатам консультанта) и т.д. и т.п.
Периодически в различных штатах происходят случайные события, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными; эффект от них, каким бы он ни был, достаются тому из кандидатов, кто первым окажется в этом штате (если там у вас есть штаб-квартира, вы сразу узнаете, что это за событие и есть ли смысл туда ехать - в противном случае событие обозначается нейтральным желтым цветом, и вы не знаете заранее, чем оно чревато). Среди таких событий - присоединение к вашей кампании различных активистов, которые могут быть весьма полезными (богатые спонсоры, опять-таки различные белые и черные пиарщики, клакеры, срывающие выступления вашего конкурента, агитирующие за вас кинозвезды и герои войны, продюсер, вдвое снижающий для вас стоимость рекламных роликов, и т.п.), но могут быть и вредными, отнимая у вас впустую время и силы, снижающие вашу популярность и вызывающие непредвиденные расходы. Вас может поддержать также какая-нибудь эксцентричная личность (Kook), от которой неизвестно, чего ожидать - такая поддержка может принести и пользу, и вред, плохо то, что вы не способны контролировать такого субъекта. В общем, к вашим услугам целый набор как чистых, так и грязных средств ведения кампании, положительных и отрицательных событий.
Понятно, что жанр игры не предполагает крутой графики - практически все строится на текстовых таблицах и иконках. Впрочем, портреты кандидатов нарисованы в довольно забавном стиле, и вообще в игре имеется заметная юмористическая составляющая.
Бороться за пост президента США можно будет не только с компьютером, но и друг с другом.
Избирательная кампания в Америке завершается в ноябре, так что, очевидно, Political Machine выйдет еще до этого срока.