А я не уберу свой чемоданчик! Канули в лету те славные деньки, когда Гордон Фримен затолкал тележку с кристаллом в тот самый генератор, но вот тот скромный факт, что половина сотрудников научно-исследовательского комплекса "Black Mesa" почувствовала на себе, что значит быть завтраком, обедом, а в случае особенной живучести - ужином, совершенно очевиден. Золотые были времена, а Фримен выжил только потому, что у него были друзья. Все-таки этот мир устроен так, что такому излишне социальному животному как человек без друзей не пройти даже в туалет без серьезных травм. Вот и Фримену помогали ученые, которыми можно было прикормить пару-тройку излишне разбушевавшихся монстров и быстренько бежать дальше, иногда они могли проспонсировать вас жизненно важным глазом, с помощью которого открывались двери или могли послужить живым щитом. Использовать такого друга в качестве тарана вообще считалось вершиной проявления общечеловеческих ценностей. Конечно, хотелось бы выразить благодарность еще и охранникам, вечная им память! Только эти бесстрашные люди спокойно поворачивались к нам спиной, с энтузиазмом порываясь прикрыть нас от вражеских пуль и оставляя нам в наследство лишнюю обойму для пистолета.
По стопам Фримена отправился бравый десантник Адриан Шепард, не успели еще трупы врагов остыть, а сам Фримен смотаться. Задача его сводилась не к банальному выживанию, а к поимке этого самого Фримена, от которого проблем было столько, что хватило еще на несколько дополнений. Шепард все так же "дружил" с учеными, потому как трудно отказать в дружбе человеку, наставляющему на тебя дуло автомата. В таком положении даже потеря глаза вообще перестает восприниматься как нечто серьезное, потому как возможная потеря жизни немного развивает в человеке врожденное чувство скромности. Ясно, что Шепард пару раз натыкался на Фримена, в результате чего понял, что Фримен этот нужен ему как ребенку пятая нога. Естественно, столь изобретательное проявление мыслительной активности у десантника не состоялось без вмешательства извне. Спецотряды дали ясно понять, что в ситуации, когда приходится выбирать между возможностью быть съеденным монстром или расстрелянным спецслужбами самым разумным будет бег с препятствиями от тех и других. А Фримен пусть живет, в конце концов, мы были хорошим десантником, но нас подставили, так что теперь пусть пеняют на себя.
И, наконец, апофеозом выступил коротенький марш-бросок по местам боевой славы, некоего Барни Калхуна, который не пил, не курил, был полицейским и чуть не умер там же, где и вышеперечисленная парочка. Лучше бы пил. Или курил. У Барни выбора было не больше, чем у косули, сломавшей ногу, договориться с плотоядно скалящимся рядом ягуаром. Всего-навсего застряв в лифте не в том месте и не в то время, Барни вынужден был чуть позже обнаружить, что мир вокруг совершенно явственно хочет проверить, как же именно функционирует его организм. Или функционировал, миру было не принципиально. Последним героем Барни вынужден был спасаться не только от уже дважды мертвых в предыдущих играх монстров, но и уворачиваться от толп Фрименов/Шепардов, которые носились мимо в попытках аннигилировать друг друга. И Барни выжил, потому как работа такая у главных героев - выживать. В том числе, выживать и все живое, что топчется на карте помимо них.
Казалось бы, история рассказана, и совершенно некому стать очередным свидетелем трагедии. Но, всегда есть это "но"... На сцену выходит человек в синем костюме, с чемоданчиком в руках, озирается по сторонам с таким видом, как будто бы не совсем точно понимает, куда он собственно зашел. На него с разных сторон по очереди пялятся Фримен, Шепард и Калхун, находя его крайне загадочным, поэтому достойным смерти. Однако человеку от этого совсем не легче, потому как на этот раз именно ему придется выживать.
Критические дни начальства Как бы то ни было, а история ненавистного типа, который страдал хроническим бессмертием и передвигался по таким местам, где стекла были сплошь пуленепробиваемыми, а двери наглухо закрытыми, будет рассказана от лица самого типа. Оказывается, жизнь Джона Бейли - вовсе не сахар, как могло показаться нам аж 3 раза. Несмотря на то, что в руках у него чемоданчик, да и выглядит он как большая шишка, ему недвусмысленно предлагают проверить на личном опыте одну народную мудрость, а именно ту, в которой говорится, что на любую рыбку найдется рыбка побольше.
Каким бы мы не были крутым боссом, выясняется, что весь этот проект, который совершенно сорвался с катушек с помощью коллективного участия аж трех негодяйских героев-одиночек, нам придется закрывать собственноручно. Буквально ходить и закрывать лично каждую дверь, за пробегающими мимо Шепардами и разнообразными вольными Фрименами. Ситуация усугубляется тем, что сверху приказывают помимо всего прочего еще и убедить некоего Джорджа Виэрда в том, что жизнь после жизни существует и ему не мешало бы приобщиться к ней в самое ближайшее время. Потому что этот Виэрд - кость в горле у большого начальства. Да и у всех остальных, включая Фримена, который ни о каком Виэрде и не слышал вообще.
Бодро начинаем, читая на столе письмо, в котором кратко излагается редисочная суть Виэрда и дается приказ по его ликвидации. Хотя, это даже не приказ, а скорее предсказание будущего, потому как те 11 уровней, что отделяют нас от него, позволят прожить ему отпущенные ему часы реального времени, в течение которых мы будем подбираться к господину Виэрду через уже родные помещения "Black Mesa" для нанесения законного fatality. Но до этого светлого момента еще далеко. Пока нам обещают револьвер, откланиваются и желают приятной прогулки. Тут и начинаются неприятности.
Неприятность эту мы переживем. Скорее всего. Наверное. Точно нет!
Поиски револьвера увенчались тем, что было обнаружено ровно ноль предметов, похожих на револьвер. Единственное, из подручных средств, что могло еще хоть как-то стрелять, был взгляд, которым, попадись тот начальник на глаза, был бы тут же испепелен. Испытав возможность переключения вида (теперь мы можем лицезреть себя любимого с трех разнообразных позиций), удалось увидеть знаменитый чемодан. Уверенность в том, что Виэрд все же будет убит, вернулась, потому как даже без револьвера негодяя можно будет забить чемоданом. Уверенность оценила шансы на такой сюрреалистический конец, развернулась и ушла, потому как чемодан мог причинить человеку примерно столько же вреда сколько дерево ненасытному бобру.
Отправившись в путь, буквально, в чем разработчики родили, быстро осознаем, почему из всех возможных видов вооружения нам досталась только внешность. Один из охранников в панике убежал, крикнув нечто вроде приветствия и начав палить во все стороны, как только Бейли показался в коридоре.
Желанный револьвер чуть позже таки нашелся, оказавшись самым настоящим Desert Eagle'ом, появившемся как замена знакомому "Глоку" и "Питону". Модель нареканий не вызвала, за исключением того, что неугомонный Бейли по поводу и без смачно передергивал затвором. Еще более забавным оказался тот факт, что пистолет мы получили, а вот патроны к нему остались лежать мертвым грузом в соседней комнате, войти в которую так и не удалось. Монстров пришлось отпугивать щелчками затвора и собственной внешностью, на что те реагировали полным непониманием и желанием съесть сумасшедшего, мечущегося по комнате с разряженным оружием в руках.
Все это проходило под бодрый аккомпанемент бронированного костюма, который, как только оказался на нашем теле, приятным женским голосом заявил о том, что калибровка помех в атмосфере началась. Это дословная цитата. Позже костюм постоянно проявлял себя юмористом, отчего играть становилось на порядок интереснее. Его меткие высказывания вроде "нанесен минимальный перелом кости" или совсем фатальное "Впрыскиваю морфий, пять процент!" смешили не по-детски. Однако такой шедевр как "Внимание! Пользователь погиб!" по первому разу даже насторожило. Кто погиб? Как? Оценив себя как вполне жизнеспособный организм, посмотрел на Бейли. У него оставался 1 процент здоровья, но он довольно бодро бегал и был способен на все те же действия, что и до мнимой смерти. Для костюма Бейли, правда, уже умер. Костюм мало волновало то, что в нем кто-то прыгает, бегает и всеми силами показывает, что он как-то некстати еще жив.
Кстати, нечто логичное в этом все же есть. С одним процентом здоровья, вы такой же не жилец, как и с сорок одним. Враги научились на удивление метко стрелять и способны одной очередью заваливать вас на пол, с несколькими килограммами свинца в том месте, где раньше жили внутренние органы. Лучи хэдкрабов стали менее смертоносными, да и мазать они стали на порядок чаще своих предшественников, однако появление новой разновидности этих тварей, бьющих вместо электричества лучом фреона, ситуацию уравновесили. Первые дохнут быстро, от пары метких попаданий из шотгана. Вторые обросли большим количеством мяса и умирают более лениво. Совсем ослабли старые добрые монстры с мухометами. Чтобы отправить такого в родной параллельный рай, приходилось исполнять чуть ли не танец с бубном. Теперь же старичок дохнет подобно рядовому десантнику, оставляя нам чудный мухомет почти задаром. Появление пантерообразных хэдкрабов внесло оживление в процесс, потому как эти оказались очень живучими и выносились очередями из автомата и "узи", который на деле представлял собой TEC-9 из известного мода They Hunger. Однозначно порадовала любимая шестистволка, которая позволяла скосить целые заросли зомби на счет раз-два-три. Новенькая снайперская винтовка AMW перекочевала сюда прямиком с полей битв бессмертного Counter-Strike'а. Откровением стал лазер, вытащенный из Gunman Chronicles в первозданном виде. По дороге он потерял, правда, все свои режимы стрельбы, кроме самого простого, но один вид этого эпохального уравнителя заставил сердце биться чуть чаще. Одним словом, на оружейном фронте наблюдаем полное единение всех вселенных серии HL.
Медленно продвигаясь вперед, натыкаемся вместе с десантниками на... террористов?! Не иначе как пришли поохотиться на новые технологии. При этом оптимизированное отображение пламени, вырывающегося из стволов борцов за идею, выглядит более чем достойно. Такой сочный огненный крестик позволил закрыть глаза даже на то, что трассирующие пули приобрели здесь какой-то нездоровый лиловый, джедайский окрас.
Звук не вызвал нареканий, потому как все персонажи говорили внятно и четко, а тексты грамматически точно указывали куда нужно идти и что именно там делать. Вот только нужные триггеры иногда не срабатывали, и двери не открывались, хотя должны были, а дульное пламя иногда совершенно игнорировало произведенный выстрел.
Знакомые помещения пару раз пересекли нас с Фрименом, который снабдив, казалось бы своего врага, Бейли, взрывчаткой С4, умчался в закат, пожелав разнести Виэрда к тангенсу на сотни маленьких лямбд. Шепард и Калхун бегали где-то в стороне от нас, хотя по идее, мы должны были их увидеть, потому как, играя за них, мы регулярно натыкались на пресловутого G-man'а в самых труднодоступных местах.
Правда, чуть позже, когда кабинет Виэрда уже заминирован и готов к приему гостей, оказалось, что никакой мы не G-man, а просто Бейли, который на него внешне похож! Сам злодей с чемоданом попадется нам на пути в самом конце, проявив, как всегда, фирменное бессмертие и пофигизм к происходящему. Но и это еще не все. Виэрд - тоже G-man! Вернее, похож на него, как и мы. После этого уже не удивляет тот факт, что Виэрд после взрыва не умирает, а подходит к нам, пожимает руку и говорит, что мы его победили, после чего уходит. Наверное, туда же, куда мигрируют вообще все G-man'ы. В следующий адд-он.
Резюме
В целом, перед нами своеобразное дополнение, собранное из удачных кусочков предыдущих частей и модов, откуда автор постарался перенести наиболее яркие моменты. Получился как бы мини-HL, где есть характерные части всей серии и ряд нововведений, как-то вещи, которые можно использовать в определенных ситуациях (с помощью канистры бензина - можно заправлять грузовик, с помощью ремонтного набора - чинить замки, и т.д.). И, конечно же, оружие, выполненное с любовью и с душой. Интересный подход к рассмотрению конфликта со стороны G-man'a обернулся в конце чем-то непонятным. Но если на это не обращать внимания, можно получить истинное наслаждения от мясных уровней, где врагов так же много, как и патронов к шестистволке. Красивые монстры, чуть похуже персонажи и весьма неплохие карты. Добавьте в коктейль достойный мультиплеер со смышлеными ботами - и вас, как и меня, охватит гордость за первую вышедшую в печать российскую разработку в области модостроительства.