Небесные рыцари Я уже не раз выражал сожаление и недоумение по поводу того, что, при всем многообразии вышедших за последние годы авиасимуляторов Второй мировой (в большинстве своем, кстати, недурных), после Sierr'овского Red Baron II так и не появилось ни одного полноценного симулятора Первой. Хотя, казалось бы, тема благодатная: красивые, ярко раскрашенные аэропланы, летавшие на малых скоростях и использовавшие не такое уж мощное и дальнобойное оружие, делали воздушный бой чрезвычайно зрелищным, подобным танцу или рыцарскому поединку, а не работе киллера, поражающего свою жертву с десятка километров самонаводящейся ракетой... Тем не менее симуляторы современной реактивной авиации, где вместо врага - точка на радаре и почти любое попадание означает быструю смерть, выходят и выходят, а по части Первой мировой нас кормят в лучшем случае продвинутыми аркадами. Вот и Wings of War до настоящего симулятора все же не дотягивает (судя по количеству чисто аркадных моментов, разработчики из чешской фирмы Silver Wish Games к этому и не стремились), хотя не хватило этой игре не так уж много.
В ней есть физическая модель, и более того - модель повреждений. Это первая после все того же Red Baron II игра, где можно отстрелить у аэроплана часть крыла, растяжку, стойку шасси, повредить двигатель, причем это не только отображается визуально, но и влияет на поведение машины. Правда, в основном вопрос жизни и смерти решается все же по-аркадному: с каждым попаданием у самолета уменьшается количество "здоровья" и, когда соответствующая полоска доходит до нуля, он падает (причем, если это ваш самолет, вам сразу пишут Mission Failed, не давая шанса посадить искалеченную машину или хотя бы выпрыгнуть с парашютом - хотя AI'шные пилоты с парашютом прыгают, причем их можно сбивать). Однако вполне возможен вариант, когда "здоровье" у вас еще не ноль, а двигатель заглох (и вот тогда придется садиться на вынужденную; правда, это все равно почти наверняка Mission Failed, если только вам не повезет настолько, что как раз в этом месте по сценарию миссии предусмотрена пересадка на другой самолет). Точно так же при еще живом, но лишившемся шасси самолете вы можете получить Mission Failed, если вам надо сесть, а потом взлететь (первое-то получится, а вот второе - нет). В целом модель повреждений все же более примитивна и менее реалистична, чем в Red Baron II (даже по части поведения поврежденной машины в воздухе, а уж о таких вещах, как пожар двигателя из-за утечки масла или разрушение из-за перегрузок, речь и вовсе не идет), но радует по крайней мере, что она есть, и что, стреляя по вражескому аэроплану, вы реально видите, как от него отваливаются куски.
Заметны различия в управляемости между самолетами разных конструкций (не только между истребителями и тяжелыми бомбардировщиками, но и между истребителями разных моделей), и при маневрах существенную роль играет руль направления (что соответствует истине для таких самолетов, в то время как на современных машинах, если не стремиться к идеальной чистоте выполнения маневров, его можно почти не использовать). Самолетов, кстати, в том числе доступных игроку, довольно много (не скажу точно, но явно больше двух десятков), но в кампании их выбирать не дают - вас ставят перед фактом, на чем лететь; выбирать можно в режиме Instant Action, но там они становятся доступны по мере прохождения кампании.
А вот взлет и посадка в игре совсем не реалистичны, тут с Red Baron II даже сравнения быть не может. Нереалистично и поведение машины на малых скоростях и больших углах атаки; нет ни нормального сваливания (есть лишь опускание носа), ни тем паче штопора, причем скорость срыва одинакова в любых режимах, независимо от крена и тангажа, а тяговооруженности хватает на то, чтобы лететь вертикально вверх, как на ракете.
Виртуальные кокпиты в целом выглядят вполне неплохо (видно даже, как движутся тяги и поворачивается диск пулемета при стрельбе), приборы на них рабочие, но увы - цифр разобрать невозможно. А отдельно (на комплексном индикаторе в левом нижнем углу экрана) из реальных параметров отображается только тяга двигателя и температура пулеметов (вот, кстати, еще один реалистичный момент - перегревшийся пулемет не стреляет, правда, остывает он быстро). Впрочем, при том уровне реализма, что имеется в игре, и с учетом наличия мини-карты/"радара", большой карты и стрелок, указывающих на цели, имеющейся индикации вполне хватает. Плохо, однако, то, что из некоторых кокпитов очень скудный обзор, крылья почти все загораживают. Я, правда, не сидел в реальных самолетах, смоделированных в игре, но интуиция мне подсказывает, что из них вид был все-таки лучше. Впрочем, можно переключаться на второй вид от первого лица - без кокпита.
Помимо двух видов от первого лица, имеются также два от третьего - во втором можно крутить камеру, но почему-то масштабирования нет ни там, ни там! (Еще есть "кинематографический" вид, играть в котором смысла не имеет, а имело бы смысл разве что смотреть "replay", но таковых, увы, нет.) Нет и возможности позиционировать камеру на других самолетах. Что очень жаль и совершенно непонятно, ибо, когда пролетаешь вблизи других самолетов или рассматриваешь их в бинокль (последнее, по сути, просто увеличенный вид, в котором точно так же можно стрелять), видно, что качество отрисовки аэропланов весьма достойное - то бишь показать их крупным планом было бы не стыдно. Разваливаются и дымятся они тоже весьма натурально, а вот гореть почему-то не умеют (бывают вспышки в момент попадания пуль, но не постоянное пламя). Зато шикарно горят аэростаты и в особенности большие дирижабли (правда, чтобы их поджечь, нужно всадить нереалистично большое количество пуль или даже ракет). Ну и, заканчивая тему графики - рельеф с высоты довольно неплох, но угловатость все же заметна; очень здорово смотрится динамическая вода, а вот леса в виде раскрашенного монолита - это безобразие, хотя отдельно стоящие деревья недурны. Крупных городов нет, есть лишь небольшие населенные пункты (зато наземные сооружения смотрятся весьма правдоподобно). Имеются погодные эффекты - дождь, снег, низкие легкие облачка, через которые можно пролететь - но все они проявляются только визуально, не влияя на полет; ветра не бывает (а он для легких бипланов и трипланов был очень значимым фактором).
Впрочем, поскольку игра явно не претендует на гордое звание симулятора, разработчиков следует не столько ругать за недостающий реализм, сколько похвалить за имеющийся. К явно же аркадным моментам относятся пилотажные фигуры, выполняемые по нажатию одной клавиши (но их, конечно, можно выполнить и честно, что я и делал), бесконечное топливо, огромное количество врагов, компенсируемое тем, что вы выдерживаете больше попаданий, чем они, зарабатываемые по ходу миссии бонусы, в число которых входит некое защитное поле (shield), словно это не Первая мировая, а звездные войны (кончается от попаданий и не восстанавливается), временная неуязвимость, частичное восстановление здоровья, апгрейд вооружения (забавно, когда прямо на лету на крыле появляется новый пулемет) и пополнение боезапаса (который, кстати, нереалистично большой, а у пулеметов вообще бесконечен) - ну и сама структура кампании, являющаяся, пожалуй, одним из главных недостатков игры.
Кампания в игре только одна, за британского пилота (есть еще режим Instant Action), строго линейная и состоит из 12 миссий. Это-то само по себе нормально, но эти миссии чудовищно длинные - по сути, каждая представляет собой небольшую кампанию из десятка миссий, так что брифинг напоминает не столько нормальное полетное задание, сколько инструкции, которые мачеха давала Золушке перед поездкой на бал. Типа, сбей пару эскадрилий, уничтожь три-четыре поезда, сделай фотографии штаба, разбомби фабрику, сопроводи наши бомбардировщики до цели, найди и расстреляй вражеские танки, перехвати их бомбардировщики и т.д. и т.п. Все задачи - обязательные. Да плюс еще необязательные бонусные миссии, за которые дают вышеупомянутые награды (впрочем, нередко для того, чтобы получить бонус, достаточно без всяких дополнительных миссий просто найти и уничтожить вражеский аэростат; нередко я по ошибке уничтожал свои - издали разглядеть трудно - но мне за это ничего не было). Понятно, что в реальности за один полет нельзя сделать и десятой части от всего этого. И более того, вот уж где аркадность торжествует в полный рост - совсем не обязательно вся эта мега-миссия проходится на одном самолете: в некоторых местах вы честно садитесь и перебираетесь на другое транспортное средство (это может быть не только аэроплан, но также автомобиль, катер и поезд, где вы исполняете роль стрелка турели; стационарные турели тоже имеются), в остальных же случаях вы перепрыгиваете с самолета на самолет (или на аэростат и обратно) прямо в воздухе! К счастью, происходит это автоматически, когда вы долетаете до определенной точки, и отображается мультиком на движке игры, то есть вам не нужно еще и заботиться о точности прыжков, которые в реальности, разумеется, были бы гарантированным самоубийством (в ряде мест есть и спрыгивание на землю без парашюта с не такой уж маленькой высоты). Самое забавное, что чаще всего вы выпрыгиваете из одноместного самолета, бросая его, таким образом, без управления на произвол судьбы, однако он не падает, а продолжает лететь, и в следующей контрольной точке вы запрыгиваете на него обратно. Довольно часто такой прыжок приводит вас на бомбардировщик, где вы обычно исполняете роль стрелка турели и/или бомбардира (он же фотограф). Можно произвольно переключаться между позициями стрелков (на больших бомбардировщиках их может быть больше одного) и бомбардира, но не между стрелком и пилотом (хотя такое переключение может происходить принудительно при достижении очередного пункта сценария).
Где же тут главный недостаток, спросите вы? Да в том, что далеко не после каждой части этой мега-миссии вас записывают хотя бы в память, а уж на диск - и того реже! Притом, что провалить любое задание вполне реально - и погибнув (чаще это происходит в результате столкновения), и не уложившись во время (во многих заданиях оно ограничено, причем в некоторых в явном виде показывают таймер, а в других провал (или победа) наступает, когда враг (или друг) доберется до определенного места). Если бы после выполнения каждого из заданий миссии была запись на диск, все было бы вполне играбельно и не раздражало бы. А так - прохождение одной только первой миссии заняло у меня больше четырех часов, употреблявшиеся при этом выражения цитировать не стану...
Но с этим я еще мог бы примириться. Все-таки миссии с их разнообразием заданий и доступных самолетов (а также других транспортных средств) достаточно интересны, и мне хотелось пройти игру до конца. Если бы она не оказалась глючной. После нескольких часов игры начинаются тормоза, которые все усиливаются (у меня такое впечатление, что они связаны со звуком), в конечном счете, когда я играл особенно долго, это привело к зависанию. Вообще я стараюсь придерживаться правила - в игру, где нет возможности записываться в любой момент, играть до первого "зависа". Это экономит время и нервы. Но в данном случае я решил дать игре еще шанс. Я дал ей даже два шанса, но увы. Особенно меня возмутило, что последний "завис" произошел через каких-нибудь полчаса после перезагрузки системы, когда, как говорится, ничто не предвещало... Так что последние миссии так и остались не пройденными, а игра получает куда меньший рейтинг, чем могла бы. А счастье было так возможно...
392 Прочтений • [Wings of War ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]