Галопом по Европам. Жизнь "рюкзачника". Хотя компьютерные игры относятся к сфере развлечений, приятное можно (и нужно) сочетать с полезным. В принципе, во многих приличных играх можно почерпнуть полезную информацию или просто расширить кругозор; симуляторы дают знания о технике, игры на исторические темы - об истории и т.п. Есть, впрочем, игры, где обучение - не побочная, а основная функция. GlobeTrotter 2 - одна из них.
Вы вступаете в международный клуб, члены которого - те самые globetrotter'ы - путешествуют по всему миру, делая фотографии различных достопримечательностей, а также выполняют некоторые другие задания (например, доказать, что за фиксированное число дней можно доехать автобусами от одного города до другого или завоевать кубок в Eddie Expedition, о которой чуть ниже). Ваша задача - пройти путь от новичка до президента клуба. Поначалу вам дают задания без ограничения времени, затем вы должны укладываться в отведенные сроки. За выполнение задания платят некоторую сумму и, что более важно для прохождения игры, дают (в зависимости от сложности задания) один или несколько лучиков звездочки - из этих звездочек (пятиконечных) складывается ваш рейтинг, обеспечивающий продвижение по карьерной лестнице. Кроме того, очередная собранная из лучиков звездочка дает вам доступ к какой-нибудь дополнительной фиче - карточке метро, карте мира, часам с радиобраслетом, стимуляторам Turbomints и т.д.; также вам периодически дают доступ к новым регионам мира. Это, кстати, очень правильная идея - регулярно награждать игрока чем-нибудь новым и небесполезным, иначе игра стала бы однообразной и скучной.
Итак, игра состоит из ваших путешествий по городам и регионам мира (перемещаться между ними можно на автобусе, поезде, самолете или корабле - естественно, время в пути и цены билетов для разных транспортных средств разные, и маршруты проложены отнюдь не из любого места в любое). В каждом из этих мест вы находите местный клуб GlobeTrotter'ов и выбираете там себе задание (их обычно бывает несколько, они могут выполняться как в этом городе, так и в других). Вообще, список из нескольких предложений в разных городах отображается по клику на листок в левом нижнем углу экрана (когда вы уже взяли себе задание, там отображается информация по нему). Сам город (это может быть также целая страна, такая как Исландия, или район страны - например, американский Дикий Запад, или даже несколько небольших стран, как в Центральной Америке) отображается в виде обычной топографической карты в изометрической проекции, по которой вы расхаживаете (никаких стен и прочих препятствий нет, ибо карта плоская, но характер местности все же учитывается - когда вы идете по воде, вас может укусить акула; правда, акулы эти водятся в весьма неожиданных местах, таких как каналы Амстердама). Изначально на карте нет никаких трехмерных объектов, но они появляются, когда вы их находите (кружок на карте с иконкой домика; все подобные кружки становятся видны лишь тогда, когда вы подойдете близко). Для всех мест они выглядят одинаково (хотя не везде присутствует полный набор) - клуб GlobeTrotter'ов, гостиницы, магазин, офисы, где вам предлагают работу в разных областях, вокзалы и остановки разных транспортных средств и Eddie Expedition. Сами же достопримечательности города трехмерно не отображаются; когда вы находите кружок с иконкой "i", вам показывают их фотографию (которую вы должны заснять, если ваше задание - сфотографировать именно этот объект), а на обратной ее стороне показывают краткую справку по данному объекту. Пленку для фотосъемки вы покупаете в магазине (в ней всего 6 кадров, и закупаться впрок смысла не имеет - свободных кадров может быть не больше 8, остальные просто пропадают).
Для ориентации на местности у вас есть несколько подсказок. Во-первых, к заданию прилагается фрагмент карты, где находится объект. Во-вторых, когда вы ходите по городу, у вас в правом верхнем углу висит картинка с названием района, в котором вы находитесь в данный момент, и, кликнув на нее, вы получаете описание района с кратким списком достопримечательностей. Кроме того, в центре карты стоит полицейский, который может показать вам, в какой стороне местный клуб GlobeTrotter'ов, гостиница, магазин или автобусная остановка; время от времени недалеко от вас останавливается такси, которое может доставить вас в гостиницу, к офису, где предлагают работу, в магазин, на вокзал или в аэропорт. Если у вас есть карточка метро, вы можете добраться на метро к одной из достопримечательностей. Можно также добыть карту города (достопримечательностей на ней нет). Когда вы получаете часы с радиобраслетом, периодически советы приходят вам по радио.
Ходьба отнимает у вас силы; когда их полоска укорачивается до красного, вы начинаете еле передвигать ноги, а когда доходит до нуля - засыпаете и спите до тех пор, пока полностью не восстановите силы. Если вы заснули прямо на улице, это не страшно, если дело происходит днем; но ночью вас могут ограбить, отобрав половину денег (кстати, укус акулы отнимает половину сил). В принципе, ограбить могут и в бодрствующем состоянии, но в этом случае вы можете просто убежать при приближении бандита. Так что спать лучше в гостиницах, их в игре два вида - дорогие и дешевые. Дорогие в три раза дороже, зато там постояльцу могут предложить бесплатную газету с предложениями о работе и карту города (за деньги то же можно купить в магазине). Есть, впрочем, способ подзарядить силы и без сна (эх, если так можно было в реальности) - для этого надо найти кружок со знаком молнии и правильно ответить на вопрос.
Собственно, вопросы - это наиболее информационная часть игры; их куда больше, чем районов и достопримечательностей. Но если о последних вам рассказывают просто при клике на фотографию, то ответы на вопросы вы, как предполагается, должны знать сами. Хотя, конечно, после вашего ответа вам сообщают правильный, и позже этот вопрос может попасться снова, так что обучающий эффект наличествует. Бывает, что одна и та же информация служит ответом на несколько вопросов - например, в ответе сказано, кто и когда основал Гарвард, а вопросы будут - кто и когда. Большинство вопросов задаются по стандартной схеме теста, когда из нескольких вариантов нужно выбрать правильный. Но бывают и более оригинальные - скажем, вам показывают картинку очень плохого качества, которое начинает улучшаться до тех пор, пока вы не решите, что можете узнать, что на ней изображено. Естественно, чем менее четкую картинку вы сможете правильно опознать, тем больше вам за это заплатят.
Вообще говоря, все вопросы - это способ заработать деньги, ибо финансировать свои путешествия вы должны самостоятельно (а в некоторых заданиях у вас даже специально отбирают на время имеющуюся наличность, и вы должны успеть не только выполнить само задание, но и заработать на связанные с ним расходы). Помимо вопросов, дающих силы (с молниями), есть те, что дают только деньги (со знаком доллара). За неправильный ответ штрафуют, но несильно - за правильный награждают куда щедрее. Иногда, кстати - при выборе числа или даты из очень большого набора альтернатив - вам кое-что перепадает и за неправильный, но близкий ответ. Те и другие вопросы раскиданы по карте города и посвящены этому городу или стране; в этом плане, конечно, неплохо "подкормиться" можно в России (например, в Петербурге - Москвы почему-то в числе доступных городов нет), отвечая на вопросы типа: кто был первым демократически избранным президентом, в каком году Гагарин полетел в космос или кто основал Санкт-Петербург (среди вариантов, предлагаемых в ответ на последний вопрос, мне особенно понравился "Петрович Великий"). Не думайте, однако, что все вопросы в игре такие простые - это русскую историю вы (надеюсь) худо-бедно знаете, а как насчет американской или азиатской? После ответа на вопрос кружок через некоторое время появляется на том же месте - вопрос, конечно, там будет уже другой, но, естественно, общее число их ограничено, так что в принципе за какое-то время можно выучить их все (для данного города) и зарабатывать сколько угодно денег. Но это медленно и скучно. Есть более эффективный способ - ранее упоминавшаяся работа.
Она тоже состоит в ответах на вопросы (сразу целую серию), но они группируются не по историко-географическому принципу, а по области работы. В каждой области (природа, техника, культура, спорт и т.п. - ее можно отличить по внешнему виду офиса) имеется несколько специализаций - например, в области культуры это может быть от киноиндустрии до теологии. К вопросам вышеописанных типов здесь добавляются еще несколько. Это может быть выбор правильного предмета на картинке (одного или нескольких на время) или сборка картинки, разделенной на 9 перемешанных квадратов (последняя задача намного проще обычных "пятнашек", и не столько даже потому, что квадратов меньше, а потому, что принцип другой: два произвольных выбранных вами квадрата просто меняются местами). Чем быстрее вы соберете, тем больше заплатят; мой рекорд - картинка, собранная за четыре итерации (но, понятно, многое зависит от того, как именно они перемешаны). Еще один вариант - вам показывают картинку, и вы должны запомнить ее; по нажатию кнопки ее убирают, и вам задают вопрос, какого цвета были концы лопастей пропеллера? При правильном ответе вы получаете тем больше денег, чем меньше смотрели на картинку. После ответа на все вопросы вам сообщают, были вы плохим, средним или отличным работником. В общем, даже если вы ничего не знаете в теме (как я, например, в экстремальных видах спорта), но способны рассуждать логически (на каких лыжах лучше маневренность? ясно, что на коротких, а не на длинных) и собрать картинку, хоть что-то вы заработаете. У этого способа добычи денег есть два ограничения - офисы не работают ночью и не принимают вас, когда у вас слишком мало сил. Наконец, на улице можно встретить некоего зеленого шутника, который готов заключить с вами пари на приличную сумму (какую именно, можно выбрать), что вы не ответите на его вопрос. Вопрос может быть любым.
Eddie Expedition тоже можно использовать как средство заработать деньги, но вас посылают туда и в качестве задания (которое, естественно, оплачивается отдельно от того, что вы выиграете в самой "экспедиции"). По сути, это соревнование для туристов, и бывает трех видов - авторалли, прыжки по скалам (надо допрыгать с уступа на уступ до вершины) и сплав на резиновой лодке по реке. Чтобы получить доступ к этим удовольствиям, надо набраться достаточно опыта (кстати, и сил тоже должно хватать). Цель везде - побыстрее прийти к финишу, участие платное. Соперники у вас заочные (им, кстати, даны имена знаменитых путешественников), то есть на дистанции никто под ногами не путается. Серебряный кубок завоевать довольно легко (и он с лихвой покрывает вступительный взнос), а вот золотой - заметно сложнее (зато за него дают сразу два лучика - конечно, когда вас посылают по заданию клуба, а не когда вы упражняетесь самостоятельно). В общем, это чисто аркадный элемент для тех, кто устал напрягать мозги над вопросами.
Игру можно проходить парнем и девушкой, причем, если вам потом захочется сделать операцию по смене пола, это проще простого - находите в директории savegames поддиректорию со своей записью и правите в текстовом файле settings.dat параметр girl. На геймплей половая принадлежность никак не влияет. Там же можно и имя поменять. Кстати, записывается игра автоматически, все время в одну запись (для каждого созданного персонажа), что не очень удобно - после ограбления, к примеру, восстановиться из старой записи не получится. Впрочем, это не так страшно - деньги в игре зарабатывать легко.
Графика сделана в комиксово-мультяшном стиле, причем люди, на мой взгляд, прорисованы слишком неряшливо. В порядке оживления плоских карт, по которым вы топаете, используются погодные эффекты (дождь, снег), смена времени суток (не плавная), ездящие (летающие) трехмерные транспортные средства и довольно реалистичное звуковое сопровождение.
Общее впечатление от игры - несмотря на ожидания, детской она не является никаким боком. И вопросы попадаются достаточно сложные, и в Амстердаме, к примеру, честно присутствует квартал красных фонарей (но никакой порнографии, разумеется, нет - на фотографии лишь отражение красных огней в лужах, зато в сопроводительном тексте объясняется, чем знаменито это место). Что же до ее полезности в обучающем плане - пожалуй, нужнее всего она тем, кто готовится участвовать в каких-нибудь телевикторинах. Для реального же расширения кругозора знания, получаемые таким образом, слишком хаотичны и бессистемны, но от этого не менее интересны.