И я покажу тебе, как глубока кроличья нора
Morpheus, "The Matrix" Отдельные представители рода человеческого всегда любили предаваться фантазиям, позволяющим плюнуть на действительность и окунуться в лучшие из миров. Иногда они старались погрузить в эти фантазии и окружающих путем размножения их на каких-нибудь носителях. Раньше подобные носители были в основном глиняными, бумажными, тростниковыми и берестяными, но позже стали совсем уж мягкими и более удобно листаемыми. Наконец, с появлением совершенных вычислительных устройств, способных не только складывать и перемножать числительные, но и радовать пользователя хоть какими-то художественными образами, в обиход плавно вошла новая разновидность фантазии - виртуальная. Теперь фантазию можно было не только вообразить, дорисовывая ее самостоятельно в своем воображении, но и увидеть воочию, чему индивидуумы, патологически неспособные к образному мышлению, были несказанно рады.
"Wake up, Neo!" Самой известной виртуальной фантазией на сегодняшний день, захватившей полностью, ну или хотя бы слегка увлекшей большую часть народонаселения, стала... комикс-притча-сказка "Matrix" 1999 года от братьев Вачовски, для удобства восприятия облаченная в форму высокотехнологичного боевика с невиданными доселе эффектами, особо обожаемыми продвинутыми зрителями. Как известно, сейчас уже никого не устраивает "давным-давно" или "жили-были", и устойчивым спросом пользуется тема выживания человечества после глобальных катастроф техногенного характера. Так вот, в этой фантазии в очередной раз было нарисовано мрачное будущее, власть в котором захватили машины. Всех людей они закатали в колбочки с жидкостью, подключили к ним провода и стали качать из них энергию. Чтобы организм работал стабильнее и не чувствовал себя подобно кильке, закатанной в банку, его сознание погрузили в виртуальный мир, словно под копирку слизанный с некогда существовавшего. Подмены реального мира виртуальным долгое время никто не замечал. Но, видимо, система виртуального промывания мозгов была не столь совершенна, как рассчитывали компьютеры, и некоторым все же удалось вырваться из когтей этого бесконечно-реального сна. И они стали хулиганить и мешать работе всей системы по мелочам и в целом, в идеале желая порушить ее окончательно и освободить из законсервированного летаргического сна всех своих соплеменников...
"What is The Matrix?" 15 мая сего года новостью за номером один в культурной жизни шести миллиардов людей, населяющих небольшой синевато-зеленый шарик, плавающий в бездонной пучине космического хаоса, третий, если считать от Солнца, стал выход в мировой прокат продолжения культовой "Матрицы" - "Матрица: Перезагрузка" ("The Matrix Reloaded"). Вторая часть кино 21 века от братьев Вачовски еще задолго до выхода заставляла миллионы фанатов давиться слюной в ожидании новых технологических мегаэффектов и балетных кун-фу драк с использованием "bullet time" пополам с совсем невиртуальной мистикой и символизмом, а сотни страниц в Интернете отсчитывать часы и секунды до выхода фантастического блокбастера... Что ж, "Матрица-2" наконец вышла и... впрочем, это тема отдельного повествования, тем более, что у нас она появится на широких экранах еще через несколько дней, а делать суждение на основе нескольких пусть и потрясных видеороликов и десятках хвалебных статей как-то не хочется. Недаром говорят - лучше один раз увидеть самому, чем сто раз прослушать чье-то субъективное мнение. Чего, кстати говоря, всем вам от души и желаю.
"I'm trying to free your mind..." Обернувшись немного назад, можно сказать, что критики почему-то прозевали выход первой Матрицы, посчитав его всего лишь еще одним технологическим боевиком про виртуальную реальность. Мировая общественность отреагировала куда активнее, толпами повалив в кинотеатры, что заставило вскоре и больших боссов развернуться к лесу передом и обратить на "Матрицу" свое пристальное внимание. Братьям Вачовски даже впопыхах предлагались проекты некоторых комиксов, но те предпочли развивать собственную вселенную, нежели идти на поводу у чужих идей. Еще бы, ведь удачно найденное сочетание комикса, одухотворенного собственной философией, колоритной восточной боевой хореографией вперемежку с зубодробильными экшн-сценами дало новый импульс развитию кинематографа, став своеобразным пионером кино 21 века.
Дополнить общую картину можно информацией о том, что первая "Матрица" собрала в мировом прокате более 450 миллионов долларов и получила четыре "Оскара" (звук, визуальные спецэффекты, монтаж, монтаж звуковых спецэффектов), за которыми талантливые братья демонстративно не явились. Наверное, посчитав ниже собственного достоинства получать премии за какие-то там эффекты, а не за режиссуру или оригинальный сценарий. В общем, подобное беспрецедентное внимание к собственному творению позволило братьям Вачовски продолжать фантазировать в свое удовольствие.
Что они и сделали, пригласив для съемок второй и третьей части ("Матрица: Революция" выходит в ноябре 2003 года) четырех главных актеров: Киану Ривза, Кэрри-Энн Мосс, Лоуренса Фишберна и Хьюго Уирвинга, помимо этого не забыв включить в трилогию и новых действующих лиц (новые экипажи кораблей повстанцев, близнецы-альбиносы, мастер по изготовлению ключей...), при этом лихо "уговорив" 150 миллионов долларов бюджета на две серии (одному Ривзу отстегнули по 15 "лимонов" за серию) и, пообещав поднять планку спецэффектов так высоко, что ее попросту не будет видно. Не забыли братья Вачовски и про игровую индустрию, взявшись совместно со студией "Shiny Entertainment" за создание игры по мотивам второй части "Матрицы". Поговаривают, что и в это дело было вбухано несколько килограммов так всеми любимых желтых цитрусов, однако при знакомстве с игрой невольно возникают вопросы, куда же их большая часть подевалась... Видимо, не только у нас бюджетные деньги имеют свойство испаряться незнамо куда.
"Enter the Matrix" Обычно авторы фильмов уделяют откровенно мало внимания игровым версиям своих широкоэкранных "нетленок", но Вачовски, как вы понимаете, не из таких. Под их пристальным руководством и контролем большей части процесса (они написали сценарий, снимали новые игровые сцены, одобряли работу художников и аниматоров) в "Shiny" последние два года кипела работа над игрой. Конечно, "кузнице хитов", на счету которой MDK, Messiah и Sacrifice, можно было бы и так доверить перенос в виртуальную реальность уже однажды созданной виртуальной реальности, но братья предпочли, что называется, держать руку на пульсе. В результате игра вышла одновременно с фильмом, 15 мая, причем сразу на PS2, Xbox, GameCube и PC. Владельцам персоналок, как всегда, остается сетовать на остатки с консольного барского стола в виде упрощенной графики, потерявшей при портировании ощутимую часть живого веса, невозможность сохраняться в любое время, бесконечное возрождение противников и т.п.
Сюжет в игре перекликается с сюжетом "Матрицы: Перезарузки", но не является его полной копией. Как заявляют авторы, игра и фильм органично дополняют друг друга, так что для полного комплекта ощущений необходимо и киношку посмотреть, и агентов Смитов лично ручками пораскидывать. По сюжету фильма сотни тысяч механических зондов, управляемых Матрицей, пытаются проникнуть в подземный город
Зион, главный оплот мятежников. Нео продолжает крутить любовь с Тринити, но это так, между делом, а в основном вместе с командой корабля "Nebuchadnezzar" под руководством капитана Морфеуса пытается всячески помешать нашествию армии механизированных осьминогоподобных зондов.
К сожалению, в игре главные действующие лица - совсем иные персонажи, а точнее - второстепенные из оригинального фильма. Нео и Морфеус мелькают только в нескольких видеофрагмиентах, зато Тринити отведена куда большая роль, хотя и далеко не главная. Ключевыми фигурами являются два члена команды корабля Логос, аналогичного кораблю Морфеуса. Его экипаж состоит из капитана - афроамериканской дамочки по имени Найоби (Niobe), ее напарника по боевым операциям, Призрака (Ghost) - традиционного вида азиата, в приличном костюме с усиками и бородкой, а также оператора Спаркса, отслеживающего перемещение сладкой парочки в Матрице и своевременно вызволяющего их оттуда посредством телефонных звонков. Играть вы можете за Найоби или Призрака.
В самом начале игры вы можете выбрать одного из двух героев, за которых и будете проходить всю игру. В процессе игры сменить персонажа нельзя. По большому счету, выбор мало на что влияет, в основном позволяя посмотреть видеоролики, снятые с разными актерами. Основная сюжетная линия обоих персонажей одна и та же, отличаясь только некоторыми эпизодами (очень позабавила сцена соблазнения героев Моникой Белуччи, женой Меровингиана - ей без разницы, с кем целоваться...) и моментами, когда в сценарии задействованы сразу оба. Так, в сценах погони, проходя игру за Найоби, вы будете рулить транспортным средством (ругая водителя на чем свет стоит), а за Призрака - высунувшись из окна, расстреливать мельтешащих мимо копов. То же относится и к управлению ховеркрафтом в реальном мире, канализационных трубах в окрестностях Зиона: Найоби рулит, Призрак жмет гашетку, отстреливаясь от зондов. Впрочем, несколько раз и Призраку доведется покататься в авто на водительском сидении (опять же поругивая управление).
"I Know Kung-Fu." То, чего все ждали от игровой "Матрицы" - так это, прежде всего, атмосферности, безумно красивых драк и пальбы в замедленном времени, потасовок и перестрелок с всемогущими агентами, динамичных погонь, красивых сценок "на движке" и реальных кинороликов. Все это здесь присутствует в полной мере. Файтинг получился выше всяких похвал, пять с двумя жирными плюсами. Не последнюю роль в боевой составляющей игры сыграл тот факт, что постановка боев и запись анимации движений проходила под личным руководством Yuen Wo Ping'а, ответственным за хореографию и постановку боев во всех трех "Матрицах", а также за аналогичные деяния в "Ангелах Чарли" и "Крадущемся тигре, затаившемся драконе".
Поначалу зрелищные махания ногами и руками, пробежки и прыжки со стен, удары в шпагате, "колесо" на одной руке с одновременной стрельбой с другой и "вертушки" в прыжке от стены (да еще под стильную "матричную" музыку!) настолько потрясают, что даже угловатая графика, местами не в меру скромные модельки людей (особенно в сценках), примитивный дизайн некоторых уровней и прочие мелочи отступают на второй план. Даже оружие поначалу использовать не хочется, и очень жалко, когда кончаются противники. Так прям и хочется попинать развалившихся по углам охранников или копов, чтобы они встали и "попытали счастья" еще разок.
Арсенал приемов здесь - один из самых богатых, что мне доводилось видеть, причем со временем добавляются и новые финты. Противников можно задушить, подобравшись к ним по-тихому сзади, эффектно отобрать у них оружие, запинать десятком ударов руками и ногами, взять в охапку и отшвырнуть подальше. Позднее вы столкнетесь и с вампирами (кто их сюда запихнул?), которым придется символично продырявливать грудную клетку предусмотрительно подобранной осиновой ножкой от стула. Ну, они, конечно, совсем даже и не вампиры, но соответствующая наружность, татуировки на теле, а также беготня по картинным галереям старого особняка и декорации горящего чердака прилагаются.
Теперь сфокусируемся на специальных способностях нашей сладкой парочки, в буквальном смысле. На экране в правом нижнем углу наблюдается полоска "фокуса",
который активируется нажатием специальной кнопочки. Время в таком случае замедляется, и можно уворачиваться от пуль, намного опережая в скорости как простых охранников или полицейских, так и агентов Матрицы. Если по вам стреляют, или вы решили пальнуть в ответ, то вы будете видеть белые следы от пуль (чуть похуже, чем в фильме, но все равно забавно), медленно расползающиеся по своим траекториям в разные стороны. Запинать противников в этом режиме на самом деле очень просто, даже агенты (если их не слишком много) расшвыриваются на раз. Понятно, что такой "халявы" много быть не может, поэтому рано или поздно фокус заканчивается (со временем он медленно сам восполняется, как и здоровье) и приходится воевать уже с нормальной скоростью, а здесь не все так просто. Иногда полицаев сажают в определенные места целыми пачками, откуда они ведут прицельный огонь, поэтому спасти свою шкуру в такие моменты бывает, ох, как нелегко. Например, приходится попотеть, воюя с вертолетом в аэропорту, поливающего вас от души пулеметным огнем да еще до кучи регулярно высаживающему по группе спускающихся на веревке SWAT'овцев на вашу голову.
Но, конечно, самыми запоминающимися и самыми напряженными становятся стычки с агентами. Сперва вы встретитесь с второстепенными агентами, а потом столкнетесь нос к носу и с агентом Смитом, вернее, с доброй дюжиной агентов Смитов, решившем устроить "атаку клонов". К сожалению, победить агента способен только Нео, поэтому вам только и остается, что свалить агента на пол и как можно шустрее улепетывать, сверкая пятками, к концу уровня. Ну, если посчастливится, то можно сбросить агента с крыши или с самолета, главное чтобы не получилось наоборот. Для разнообразия главным героям предстоит еще завалить несколько боссов, поколотить охранника Оракула (если вы ему проиграете, то сразу окажетесь в финальной части игры) и потренироваться в японском саду вместе с Тринити.
"I need guns. Lots of guns." Ну и какая же "Матрица" без обширного арсенала всевозможных пушек и эффектной
пальбы? Перестрелки и вообще все, что связано с оружием, здесь также удались на славу и занимают второе место по впечатлениям от процесса после драк. Выданные поначалу пистолеты скоро быстро отбрасываются в угол как бесполезные пукалки, поскольку валить стада толстопузых охранников и закованных в броню спецназовцев лучше из шотгана или автоматического оружия. Из дробовика большинство сносится с первого выстрела, в других случаях приходится всаживать в подсвеченную зеленым облаком тушку еще несколько пуль. В некоторых эпизодах по сюжету приходится дружить со снайперкой, например, когда Призрак прикрывает пробегающую мимо по своим делам Найоби. Патроны, как обычно, быстро заканчиваются, впрочем, новых пушек под ногами хватает. Туго приходится, когда и патроны кончились, и "фокус" на нуле... совсем туго, когда в это самое время у вас на хвосте "висит" дюжина агентов Смитов... Брр, как вспомню, так вздрогну.
"It's a real world." После первых восторженных впечатлений и подбрасывания в воздух чепчиков, прославляющих мастерство товарища Yuen Wo-Ping'а и всех тех, кто отвечал за action-составляющую, на ум начинают приходить совсем иные мысли. С глаз спадают розовые очки, и они все чаще начинают замечать недочеты. Например, бесконечное возрождение полицаев в некоторых местах. Несколько раз зачистив комнатушку, и в очередной раз удивившись моментальному появлению стражей на прежних местах вновь, приходится плевать на бойню и отправится на поиски выхода. Автомобильные погони явно не радуют ни физикой процесса, ни графикой. Да и графика в целом вряд ли порадует эстетов. Угловатые физиономии и фигуры, очень скромный набор текстур с преобладающими темными и серыми тонами и окончательно добивающая вереница тупых канализационных уровней, плюс квадратные очки Serapha и такие же колеса автомобилей (иногда еще в форме шерифского значка), да много чего еще. Посмотреть можно хоть на что-то в самом начале игры (похоже на вестибюль с колоннами, где Нео и Тринити устроили бойню в первой "Матрице", здесь также с колонн отлетают плитки после попадания в них пуль), в особняке Меровингиана (то самое место из ролика, где во второй "Матрице" Нео прыгает на белокаменную лестницу со статуями), c натяжкой на атомной станции и в аэропорту.
По счастью со звуком все в полном порядке. Саунд - просто улетный. Мощный, адреналиновый, технологичный и динамичный, одним словом - "матричный". Именно
благодаря крутизне музыкального сопровождения удается выезжать там, где, казалось бы, ловить уже больше нечего. Владельцы крутых карточек порадуются своим 6.1 системам и EAX-эффектам, да, по большому счету, и обладатели прочего звукового железа также внакладе не останутся.
"Are you The One?" Подобравшись к заключительным абзацам, как-то не хочется сразу же скатываться либо в одно сплошное восхваление, либо, наоборот, как следует поругаться. Как это ни покажется странным, но и первых, и вторых эмоций здесь в избытке. Странное сочетание, не находите? На самом деле игра действительно получилась неоднозначная. PC-версии как-то совсем как-то не удалось блеснуть по части графики (а ведь это "Матрица" - "Оскар" за спецэффекты, помните?), при этом предлагая абсолютно никакие погони на машинах (с тупыми AI-копами) и полеты на ховеркрафте, хотя последние все же подинамичнее. Зато бои просто бесподобны, пожалуй, лучшее, что было создано в жанре. Казалось бы, к концу игры они могли бы и надоесть, так нет, ничего подобного не происходит. Как только зажимается "shift" и начинается медленный боевой танец, думать ни о чем уже больше не хочется, просто наслаждаешься действом и купаешься в бьющих ключом где-то внутри эмоциях. За это можно многое простить.
В итоге получился отличный боевик с великолепно поставленными драками и эффектными перестрелками, который, безусловно, порадует как поклонников фильма, так и любителей боевиков в духе "Max Payne". Как вы помните, Max Payne одним из первых в играх стал использовать "матричные" эффекты, так не лучше ли взглянуть на их оригинальную трактовку, да еще от самих братьев Вачовски? Революции вы, конечно, не увидите, но качественный и динамичный action с ни на что не похожим мордобитием - гарантируется. Плюс хочется отметить и большое количество отменно снятых видеофрагментов, включая и небольшую нарезку из самой "Матрицы: Перезагрузки", проливающихся на душу жаждущих встречи с новой "Матрицей" словно бальзам на сердце. В общем, оно того стоит, уверяю вас. Ну, а недостатки... да у кого их не бывает. Короче, must have.
P.S. После прохождения игры вы получите секретный код, при помощи которого можно попасть в закрытую тренировочную область. Туда ведет одна из дверей длинного коридора, где ранее отобрали ключ у старичка и вы столкнулись с пачкой агентов Смитов.