World War II: Frontline Command Platinum ( IGROK )
Фронт в тылу врага Уже порядком подзабытая фанатами компания "The Bitmap Brothers" наконец разродилась новой трехмерной стратегией. Широкую известность "Братья" получили благодаря своей презабавной стратегии "Z", душевно принятую как игроками, так и критиками. И вот теперь разработчики, повзрослев и заматерев, занялись более чем серьезной тематикой Второй мировой войны. Итак, заброшенным глубоко в тыл противника мобильным отрядам предстоит совершать всевозможные диверсии, подготавливая почву для массированного наступления союзных войск на Третий Рейх.
Как обычно, в пространных интервью и обзорах авторы с важным видом неоднократно подчеркивали, что их детище будет особенным, оригинальным и сильно отличаться (разумеется, в лучшую сторону) от десятков аналогичных проектов. Тут всплывали на поверхность и шикарная графика, и продвинутый искусственный интеллект, и влияние морального уровня солдат на их действия, и "умное" использование боевой техники и артиллерии, и бог знает чего еще. Как обычно, верилось во все это с трудом и, как оказалось, не зря. На деле, мы получили самую обыкновенную трехмерную стратегию про WW2, с вполне приемлемой графикой, стандартным до мозга костей геймплеем (выделил рамочкой кучку юнитов - ткнул в чужой танк или бункер, порадовался, когда все взорвалось) и небольшим набором особенностей, которые скорее напрягают, нежели притягивают. Никакого строительства, сбора ресурсов и производства юнитов. Что выдали в самом начале миссии, иногда, правда, добавляя подкрепления в процессе, - тем и воюем.
Одиночная кампания, раскрывающая суть диверсионной деятельности союзников в тылу немецких войск, состоит из 12-ти миссий, разделенных на несколько эпизодов, между которыми удачно расположились кадры документальной кинохроники тех лет и редкие снимки. Задания варьируются от уничтожения мостов, аэродромов, бункеров и мобильных радарных станций (что существенно облегчило задачу массированного штурма при высадке в Нормандии), до воровства ценных документов, уничтожения высокопоставленных офицеров и т.п. При желании кампанию можно осилить за такое количество сценариев, а... можно и растянуть удовольствие подольше, аж в два раза - до 25 миссий.
Дело в том, что авторы предусмотрели два варианта прохождения одной и той же кампании: "рекрут" и "ветеран". В первом случае на карте дают порулить бОльшим количеством юнитов, боезапас у которых, кстати говоря, бесконечный. Выбрав уровень ветерана, вы, как и положено, существенно усложните себе задачку. Добавятся несколько лишних миссий в каждом эпизоде с возможностью их выбора, техники и людей будет меньше, а мочить ее будут крепче, действия в текущей миссии будут влиять на последующие. Для лечения здоровья солдатиков выдадут мобильный госпиталь (слишком медленно ездит, поэтому в качестве обычного транспортного средства непригоден), а для восполнения истощающегося боезапаса танков - грузовик поддержки. Впрочем, даже все эти ухищрения не спасают ситуацию, геймплей отчаянно отдает аркадностью. Обещанные тактические ухищрения так и застряли где-то в умах и концепт-планах разработчиков. В игре все оказалось очень просто, если не сказать примитивно: выделяем имеющиеся в распоряжении в начале очередной миссии юниты, прочесываем ими карту, выявляя огневые точки противника, блокпосты, бункеры, скопления техники и т.п. - потом выносим все это к чертовой матери и ползем читать следующий брифинг. А где напряженное, будоражащее воображение действо, где трепетание перед врагом, вынуждающее долго готовить атаку и детально просчитывать ситуации, где неожиданные повороты сюжета, кто уволок сюрпризы в виде засад и ловушек? В плане эмоций тишина и полный штиль...
Вроде бы с внешней стороны все сделано как положено, а вот души-то (читай - атмосферности) у игры как раз и нет. Вот и остается любоваться на то, как на трехмерных картах муравьи-пехотинцы бегают по холмам и прячутся между развалинами домов, периодически поливая друг дружку иголочными ниточками уколов, как жуки-танки медленно переползают с места на место, так же медленно разворачивают башни, чтобы жахнуть по соседнему дому, как несколько прикрепленных к пушке бойцов ворочают ее вокруг своей оси, чтобы успеть выстрелить по группе нацистов до того, как те улизнут за туман войны. Миссии друг от друга особо не отличаются (вывеска в задании с "уничтожить объект A" меняется на "уничтожить цель B"), предлагая снова и снова проделывать знакомые операции.
Теперь об особенностях. Правой кнопкой мышки вызывается круговое мини-меню приказов для юнита, посредством которого можно отдать команду "бежать/идти/ползти", выбрать одну из шести формаций или один из трех типов огня, плюс несколько специальных действий. Еще у большинства имеется второе дополнительное действие, выбираемое из цепочки иконок в левом нижнем углу экрана. Например, солдаты могут метать гранаты. Пехотинцев можно сажать в здания, чтобы они оттуда отстреливались, причем зачем-то надобно задавать еще и сектор обстрела (по аналогии с пушками), иначе они сами так и не догадаются чего делать.
Для быстрой переброски в новое место пехоту лучше перевозить на грузовиках, к ним же сзади можно прикреплять и пушки. Сами по себе пушки двигаться категорически отказываются. Чтобы это чудо военной мысли еще и стреляло, следует прикрепить к ней несколько солдат, потом развернуть в нужную сторону. Разворачиваться в сторону внезапно появившегося противника, если он подобрался вне зоны сектора обстрела, пушки (и это под руководством боевого расчета!) сами по себе столь категорически не способны. Танки и артиллерия могут стрелять на очень большие расстояния, но для этого им необходимо "видеть" цель, своя зона видимости очень небольшая. То есть сперва приходится разведывать обстановку пехотой или лучше быстроходными джипами, чтобы потом танки и гаубицы, оставаясь далеко от линии контакта, сносили все попавшее в поле их зрения.
Графика сильного впечатления не произвела. Движок совсем неплохой (хотя не без недоделок), и кукольные домики-развалюхи вдоль улочек или словно по линейке расчерченных правильных квадратиков придорожных полей красиво смотрятся, и юниты (даже при максимальном увеличении) выглядят очень даже ничего. Панорамная камера на месте, как и возможность смены угла обзора, плавный zoom также присутствует, но нет чего-то такого, чтобы выделило игру из охапки себе подобных. Звуковое сопровождение выполнено на твердую "четверку", а то и "с плюсом": стрекот перестрелок, одиночные разрывы, фоновый грохот то затихающего, то вспыхивающего с новой силой где-то за несколько километров боя, шум сбрасывающих десант самолетов - без претензий. Качественно, профессионально, уши не жалуются.
Имеется мультиплейер по сети или Интернету до четырех человек, для которого прикрепили целых 10 дополнительных карт. 25 карт одиночной кампании также могут быть использованы для сетевых разборок.
В итоге громко стукнуть каблуками по полу, предъявив избалованной публике новый хит, у "Братьев" не получилось. Желание напомнить о себе было велико, но реализация проекта подкачала. Любители стратегий, скорее всего, заинтересуются новой "войнушкой", но вот повторить успех этой игре явно не суждено.