Сообразим на троих? Любители пошаговых фэнтезийных стратегий могут расчехлять клавиатуру и протирать тряпочкой любимого грызуна. Словацкая команда "Mayhem Studios", не мудрствуя лукаво, собрали воедино основные компоненты обожаемого народом жанра (двухмерная карта области с городами и квестовыми локациями, пофазовые бои с обширным парком монстров и прочими искателями удачи, использование особой магии героями и т.п.), нанизали их на крепкий сюжетец, повествующий о необычных похождениях ученика мага, и пустили в свободное плавание по бурным рекам игрового мира.
После многолетней вражды и противостояния шести княжествам, наконец, надоело показывать друг другу зубы, и они объединились в единую империю, у руля которой стоял совет магов. На долгие годы в округе благополучно установился мир, позволявший потихонечку крепнуть мощи империи и развиваться различным наукам. В северных областях королевства бурно развивалось магическое искусство, были основаны школы Ewerwald, Oin, Ponus и Laku. Позднее последние две соединились в культ Adu. Чтобы стать учителем этого направления, ученику требовалось пройти последний и самый ответственный экзамен - четко выполнять указания своего наставника на протяжении семи лет паломничества. Только после этого соискатель нарекался новым учителем Adu со всеми вытекающими.
Юный ученик Артемиус как раз находился на четвертом месяце бере... простите, своего паломничества, когда получил от мастера свое первое задание. В это самое время на границе империи стали происходить загадочные явления, участились рейды мертвяков, зомби и прочих нелюдей малоприятной наружности на приграничные города. Лучшие умы совета магов ломали голову над этой проблемой, пытаясь разгадать, кто же за всем этим стоит (обычно, если что-то происходит в магическом мире, то виной тому в итоге оказывается какой-нибудь не в меру кровожадный некромансер). А тут еще старший сын принца Кадзима во время боя у ворот города Rockhole куда-то запропастился. Короче говоря, искать наследника и разгребать завалы из загадок, как вы сами понимаете, и выпадает на долю подмастерья Артемиуса, который будет перелистывать главы сей истории на протяжении шестнадцати продолжительных эпизодов одиночной кампании.
В отличие от многих подобных игр, здесь не дают выбрать героя по вкусу, да и кампания для прохождения предлагается только одна. Она, конечно, большая и интересная, но, думается, что параллельная кампания за "злых", плюс небольшой комплект из одиночных сценариев различной направленности и уровней сложности здесь были бы совсем не лишними. Впрочем, имеется мультиплейер на четверых игроков, где можно продолжить вволю резвиться по окончании сюжетной линии.
Предваряет же кампанию небольшое обучение, призванное ознакомить игроков с особенностями интерфейса и геймплея. На самом деле, особенностей здесь особых нет, скорее любопытные детали. Например, перемещаться по карте можно только группами до трех человек, противники также имеют склонность "соображать на троих". Соответственно и в битве может максимум участвовать шесть персонажей, трое на трое, но никак не больше. Перед началом раунда можно выбрать магический спелл (у тех юнитов, которые в этом хоть что-то понимают) лечебного, атакующего или защитного свойства, после ткнуть в выбранный объект атаки. Или же просто указать простому солдату, кого ему требуется отдубасить в этот раз: скелетиков, забавно складывающих свои кости на земле в форме лягушки, ядовитых паучков, пускающих в вашу сторону отравленное зеленое облако, конных демонов, лихо оседлавших скелет динозавра, или разваливающихся на куски зомби.
Что интересно - на карте действие заклинаний распространяется сразу на всю группу, на всех трех членов команды, а вот во время битвы только на одного - выбирай, или проиграешь. Когда вы уже будете обладать раскачанной командой, способной, как орешки, щелкать небольшие группки перемещающихся по карте монстриков, можно просто выбирать "авто"-целеуказание, кликнув на два скрещенных меча, и бойцы уже сами выберут кого и чем им атаковать будет сподручнее. Еще одна тонкость - если вы атаковали кого-то, то в любой момент можно "сделать ноги". Если же атаковали вас, то спасти свою шкуру при неблагоприятном развитии событий и тихо смыться, помахав на прощанье ручкой, никак не получится, остается биться до победного.
Иногда одновременно ползающих по карте групп бывает слишком много. Так после кликания кнопочки "конца хода" можно еще минут пять реального времени наблюдать за перемещениями и столкновениями неподконтрольных вам отрядов: защищающие людские поселения охранники патрулируют их по периметру, выглядывающие из-за "тумана войны" орды всякой нечисти так и норовят цапнуть кого-нибудь за мягкое место, жаждущие побыстрее унести ноги из опасного места торговцы или шахтеры спешат схорониться в каком-нибудь укромном уголке. Словно тараканы на свету, все куда-то торопятся.
Двух героев вы при всем желании не сможете запихнуть в одну группу, не любят они этого. Видимо, тут авторы руководствовались соображениями, что два медведя в одной берлоге не уживутся. В остальном все вполне стандартно, персонажи имеют показатели здоровья, очки действия (action points или AP), которые тратятся на перемещение по карте и различные действия в бою, да полоску маны для заклинаний. Понятно, что с низким уровнем AP лучше ни на кого не нападать и вообще стараться избегать контактов. А то еще чего доброго отделают. Ваши воины с иссякшими полосками действия будут стоять, не в состоянии пошевелить и пальцем, в это самое врем, когда их методично нафаршируют на котлеты. Как любил говаривать один известный мультперсонаж, "душераздирающее зрелище".
С накоплением опыта автоматически повышаются уровни и усиливаются производимые эффекты. В новый эпизод дозволяют в качестве бесплатного бонуса прихватить с собой несколько раскачанных бойцов из старого. Все разговоры записываются в журнал, так что к ним потом легко можно вернуться в любой момент, квесты располагаются в своем разделе дневника, подсвечиваясь после их выполнения. Книга заклинаний (всего их в игре боле сотни) содержит три раздела, отвечающий каждый за свое направление в магии: магия друидов, боевая магия и спеллы псиоников. Любопытные могут на досуге полистать красочную creaturepedi'ю, в которую заносятся описания и характеристики всех встреченных за время странствий существ, для удобства поделенную на несколько разделов: животные, люди, мертвяки.
Помимо использования хилерских заклинаний восполнять здоровье и запасы маны можно, просто устроив на карте привал. Также для залечивания ран вполне подойдут и города, являющиеся здесь не только ключевыми местами по сбору информации и раздаче квестов, но и центрами торговли, обучения. Естественно, иногда приходится их сначала захватить, чтобы потом там хозяйничать. За умеренную плату можно узнать новые спеллы или натренировать воинские навыки выбранным юнитам, ну или просто нанять к себе на службу до поры прозябающих в таверне наемников. Строить в городах ничего не придется, единственное, что надобно заботиться о безопасности города, организуя за его стенами небольшой гарнизон из нескольких стражников.
Графика в "Empire of Magic" выполнена на достаточно высоком уровне. Очень симпатичные карты (двух одинаковых не сыскать) с различными ландшафтами и множеством детально изображенных локаций, погодными эффектами вроде дождя, снега, очень недурно прорисованные рыцари или зубасто-клыкастые твари на экране битвы, зрелищные эффекты от применения магии, - все, что доктор прописал. Запоминающееся музыкальное сопровождение также заслуживает отдельного одобрения.
В целом, нареканий детище "Mayhem Studios" не вызывает, выглядит аппетитно и играется с интересом. Конечно, рассчитывать на лидирующие строчки хит-парадов в данном случае не приходится, поскольку до уровня "HoMM", "Disciples" или "Age of Wonders" игра немного не дотягивает, но и проигрывает законодателям мод в жанре не так уж и много на самом деле. И сказать, что ей досталась незавидная участь прозябания на задворках, было бы категорически неправильно. Возможно, дополнительные наборы миссий, расширенные возможности героев, новые функции городов, отшлифованный баланс и т.п. привлекут уже боле внушительную аудиторию. Пока же остается рассчитывать на проявление интереса со стороны почитателей жанра, не пропускающих мимо себя сколько-нибудь значимую новинку, и просто интересующихся последними релизами. В общем, крепкий такой середнячок, без поражающих воображение замашек, но в тоже время и без критичных недостатков.