Извольте подавать... Ресторан. Свечи, запах жаркого из кухни и легкая затхлость, идущая из подвала. Безупречно одетые внимательные официанты, готовые в любую минуту выполнить любое ваше пожелание. Персидские ковры и столовое серебро, фарфоровая посуда и позолоченные люстры... Или вот так: гнутые алюминиевые вилки, самообслуживание, громкоголосая бабка - кассирша и замызганная клеенка вместо скатерти. Узнаете? Знакомо, конечно. Теперь вам решать, как будет выглядеть харчевня 21 века, потому что теперь у нас есть Restaurant Empire, весь ощетинившийся золотыми ложками и призывно пахнущий устрицами и напитками "девятьсот лохматого" года разлива.
Юные поварята. Restaurant Empire отличается от других игр такого рода наличием режима adventure. Точнее, он здесь единственный помимо отдельных сценариев и никуда от него не деться. Сюжетная завязка базируется на противостоянии большой пищевой корпорации OmniFood, решившей выйти на рынок общественного питания (если можно так назвать рестораны) и поваров старой формации, держащих один-два ресторанчика в городе. OmniFood агрессивным демпингом цен быстро отвоевала себе бОльшую долю рынка. По логике вещей, OmniFood, устранив конкуренцию, должна была бы повысить цены до прежнего уровня и тут бы и сказочке конец. Но...
Тут появляется молодой шеф, которому по истечении краткого обучения вышедший из бизнеса дядя презентует ресторан, и OmniFood уже может начинать бояться.
Заноси!
Итак, какими же способами наш подопечный может добиваться господства в ресторанном бизнесе? Вы будете смеяться, но это мебель. Мебель, мебель и еще раз мебель. Каждый предмет обстановки имеет свой показатель комфортности или внешнего вида. У самых дорогих предметов есть и то, и другое. Соответственно, предмет ублажает либо глаза, либо мягкое место посетителя, создавая приятные ощущения от посещения заведения. Каталог мебели разбит на категории на манер The Sims (кстати, показатели комфорта тоже мне что-то напоминают): столы, стульчики, ковры и картины, светильники, кухонная обстановка и так далее. Естественно, всё перетаскивается и крутится в полном 3D. Естественно, есть опция планирования комнат: кухни, зала, туалетов. Кстати, процесс посещения туалетов здесь реализован с редкостной натуралистичностью. Стыдливые The Sims с их "шашечками" могут тихо постоять в сторонке.
Рациональное размещение мебели и комнат - самое большое преимущество, которое может быть у ресторана, поскольку сокращает время обслуживания и не дает поводов для жалоб. О жалобах несколько позже.
Второй важный компонент - это, конечно, меню. Тут всё зависит от умения нанятых вами поваров, но поначалу можно обойтись и главным героем, поставив его к плите. Повара могут специализироваться на разных разделах меню, состоящих из блюд разной национальной принадлежности, цену и общее качество которых можно варьировать, изменяя качество отдельных компонентов. Лучше, конечно, вкуснее и дешевле, но так, естественно, никогда не получается, поэтому нужно думать. Вы можете спросить: "А зачем сознательно идти на ухудшение качества блюда?" Так вот это делается для того, чтобы охватить максимальное количество клиентов. Не всем же есть яичницу за полсотни американских президентов, в конце концов.
Новые рецепты можно покупать у заходящих время от времени покушать коллег или получить в качестве приза на соревновании поваров. Кстати, соревнование помимо нового рецепта даёт престижную медальку и приличную сумму денег, поэтому желающих в нем поучаствовать всегда хватает. Правда, широкий поток желающих ужимается до маленького ручейка требованиями конкурса (на владение определенной кухней или блюдами и вступительный взнос). Сами конкурсы проходят довольно забавно: игроку предлагается поиграть в несколько мини-игр, выигрыш в которых повышает шансы на победу вашего повара (или команды поваров). Сразу вспоминается консольная мочиловка Die Hard, где в определенных моментах "сюжета" нужно было быстро нажать определенную комбинацию кнопок, чтобы не попасть, скажем, под автобус. Здесь игры, в основном, не на скорость, а на ловкость и глазомер. Скажем, нужно вовремя остановить прыгающую стрелку ровно на середине шкалы или сделать то же самое с шариком, блуждающим по мишени.
Кадры решают. Не всё, но многое. Нужно набрать официантов и метрдотеля. Неплохо еще поставить профессионала с новомодным названием "ресепшионист" около входа, чтобы посетители не заблудились между столиков. Ну и, конечно, заполнить самую важную должность - посудомойщика. Самую важную, кроме шуток. Ведь никто не любит грязные тарелки, верно? Персонал, по возможности, нужно набирать как можно более умелый, восполняя недостаток профессиональных качеств тренингами. Зарплату тоже нужно держать как можно выше, поскольку плохооплачиваемый персонал не держится за своё рабочее место и имеет нехорошую привычку хамить. А значит появляются...
Жалобы. Наглядно видеть результаты своей деятельности можно в специальном разделе статистики, главным разделом которой является общий рейтинг и список жалоб, причины которых нужно по возможности оперативно устранять. Наиболее часто встречающиеся жалобы не очень разнообразны и попадают в одну из двух категорий: жалобы на персонал (хамят, медленно обслуживают и.т.д.) и жалобы, собственно, на ресторан. Причем вторые преобладают. Много раз я жалел, что в отношении персонала нет опции "надавать по шапке", а есть только "уволить".
С жалобами нужно разбираться решительно и оперативно, иначе можно не досчитаться десятка-другого клиента, что есть реалистично и вообще правильно.
Играть? Играть, уверенно отвечу я. Что отличает Restaurant Empire от потока так называемых экономических симуляторов, так это режим adventure. Игрок здесь не просто бросают рулить некоей абстрактной фирмой. Нет, его мотивируют, ему объясняют причины, холят, лелеют и обласкивают. Что и превращает игру в то самое "приключение". Будущее - за мультижанровостью и "симуляторами жизни", показывающими её со всех сторон. На заре игроделанья верная тропа вроде бы была найдена, но позже с неё сошли.
А в Restaurant Empire есть и менеджмент, и аркада, и диалоги с подоплекой (пусть и немудреной). Игра обретает реальный жизненный смысл помимо погони за (опять же, чисто виртуальными) деньгами. Экономическая часть не такая уж продвинутая и сложная, но всё равно, Restaurant Empire - искренне рекомендую. За французский шарм и доброту.