Мы видим, как самолет застыл
На старте, как он крыла раскрыл
И замер, будто совсем без сил,
Хоть выглядит исполином.
Слуга моторов, а не речей,
Он верен воле не важно, чьей,
Поскольку ведает связь вещей,
Доступную лишь машинам.
М. Щербаков После того, как прекратились работы над Flight Unlimited и Fly!, Microsoft со своей серией Flight Simulator могла бы захватить монополию и в области гражданских авиасимуляторов тоже - если бы, конечно, не существовал X-Plane. Но ситуация MFS vs. X-Plane чем-то напоминает ситуацию Windows vs. Linux: проект, созданный усилиями энтузиаста-одиночки, заслужил высокую оценку понимающего меньшинства, но большинство продолжает клевать на раскрученность и визуальные красивости продукции "мелкомягкой" империи.
В X-Plane точнее физическая модель, но в MFS2002 намного реалистичнее выглядит местность. В X-Plane проще создавать свои самолеты (причем внешний облик автоматически влияет на их поведение в воздухе, что позволяет ставить весьма интересные эксперименты - я, например, моделировал парящего дракона), зато в MFS, опять-таки, можно добиться большего визуального правдоподобия - со множеством мелких деталей, прозрачными стеклами и т.п. Существует множество самолетов, созданных независимыми разработчиками для каждого из симуляторов - большинство из них можно бесплатно скачать в Интернете, но есть и коммерческие продукты. К последним относится World Airliners - add-on для MFS2000 и MFS2002, созданный Phoenix Simulation Software. Add-on, естественно, требует наличия исходных игр, MFS2000 у меня давно нет, так что дальше речь пойдет только о версии для MFS2002.
World Airliners добавляет в игре два авиалайнера, причем оба они уже представлены в исходном "майкрософтовском" наборе - это "Боинги" 747 и 777 (правда, последний предлагается другой модификации - 200, а не 300). Оба ставятся независимо от исходных, то есть не затирают их. Отличаются они в трех аспектах. Во-первых, оба "Боинга" поставляются в раскрасках различных реальных авиакомпаний - для 747 их целая дюжина, причем ставятся разом все, для 777 всего семь, зато дают выбрать, какие конкретно ставить (и очень правильно, учитывая, что самая скромная из них занимает 15 мегабайт, а есть и по 40 с лишним). Среди этих последних, кстати, есть и аэрофлотовская. Ну да это все как раз малоинтересно.
Второе отличие уже куда более существенно - физическая модель. Сразу оговорюсь, что, как вы, наверное, догадываетесь, я не линейный пилот. Более того, мне не доводилось пилотировать лайнер даже на тренажере (такие профессиональные тренажеры - полностью воспроизведенная кабина, умеющая даже отображать в определенных пределах крен и тангаж - стоят порядка миллиона долларов, что более чем на порядок больше цены реальных самолетов, на которых я летаю, но, конечно, куда дешевле лайнера); я и в кабине-то ни разу не сидел. Так что я не могу авторитетно сравнивать реализм разных моделей полета подобных машин. И все же, надо полагать, у Phoenix Simulation она лучше, чем у "мелкомягких". Масса лайнера более ощутима, нет этих идиотских кренов при рулении на земле, словно мы разворачиваем на скорости мотоцикл с коляской, а не многотонную махину, и разбиться из-за потери скорости и срыва потока можно только так.
Ну и третье отличие, которое, вероятно, разработчики считают своей главной изюминкой - куда более детально смоделированное оборудование кабины. Если раньше полностью реалистичный запуск двигателей был доступен только во Fly!, то World Airliners позволяет это сделать и в MFS2002. Причем во Fly! лайнеров не было, так что фактически вам дается уникальная возможность научиться "с нуля" готовить к взлету парочку весьма внушительных "Боингов". Естественно, вы не сможете это сделать без тщательного изучения инструкции, которая, к счастью, прилагается. Чтобы отобразить все необходимые элементы управления, одного экрана уже мало (одни только переключатели, находящиеся сверху - с помощью которых, собственно, происходит включение приборов и запуск двигателей - занимают целый экран), поэтому, опять-таки как во Fly!, доступные для мышки тумблеры имеются уже не только на главном виде. Естественно, стандартная возможность загружать новый самолет с уже работающим пультом и двигателями или запускать двигатели по Ctrl-E тоже никуда не делась.
Но и это еще не все. В самолетах World Airliners смоделирован бортовой компьютер FMC (не все его функции, но большинство). Надо сказать, он весьма сильно отличается от того, с экрана которого вы сейчас читаете мою статью.
Он "заточен" под вполне конкретные режимы (необходимые для управления автопилотом) и имеет фиксированный аппаратно-программный интерфейс. У него есть буквенно-цифровая клавиатура (по компоновке похожая на клавиатуру большого калькулятора или мобильного телефона), включающая также ряд клавиш для переключения режимов, и по шесть клавиш ввода слева и справа от дисплея. Напротив этих клавиш в разных режимах отображаются разные редактируемые или выбираемые параметры или команды. Ввод выглядит так: вы вводите (мышкой или с клавиатуры вашего PC - последнее включается/выключается по ScrollLock) буквы (скажем, трех- или четырехбуквенный код аэропорта вылета или назначения) или цифры (допустим, высоту и скорость в каждой маршрутной точке), при этом символы отображаются внизу дисплея FMC, а потом жмете клавишу слева или справа от дисплея напротив той позиции, куда нужно ввести данные. В некоторых случаях (допустим, выбор полосы в аэропорту прибытия, или выбор маршрутной точки из нескольких, имеющих одинаковый код) на дисплее FMC выводится список альтернатив (его можно листать кнопками Prev Page и Next Page) - тогда вы жмете "дисплейную" кнопку рядом с нужной альтернативой. Аналогично кнопка жмется рядом с командой (скажем, ACTIVATE). Если надо удалить введенное значение, вы жмете Delete на клавиатуре FMC (на дисплее FMC появляется слово DELETE), а потом - кнопку на дисплее рядом с удаляемой позицией.
В общем, дисплейные кнопки сочетают в себе функции курсора и клавиши ввода.
По идее, правильно запрограммированный FMC может обеспечить почти полностью автоматический полет, от взлета до посадки. Современные лайнеры умеют садиться в автоматическом режиме. Но разобраться в том, как правильно вводить полную программу полета, очень непросто. Реализм есть реализм - линейные пилоты учатся своей профессии не один день и не один месяц. В игре имеются несколько файлов документации - так вот учтите, что описание FMC в том из них, что посвящен "Боингу 777", слишком скудное. Воспользовавшись им, я добился только того, чтобы самолет с автопилотом, включенном уже после набора высоты (иначе он упорно разбивал машину на взлете) проходил по маршруту на неправильной высоте, после чего принимался нарезать петли над полосой аэродрома прибытия, упорно отказываясь (при включенном автопилоте) снижаться. Сначала я решил, что это глюк, но, почитав документацию по 747, узнал, что, во-первых, надо указывать не только высоту отдельных маршрутных точек, но и круизную высоту, а во-вторых, что самое главное, перед взлетом в соответствующем окошке автопилота (не FMC!) должна быть выставлена круизная высота, а после ее набора там надо выставить нули - иначе машина не будет снижаться. Впрочем, для автоматизации взлета и посадки нужно вводить еще кучу параметров (в принципе, FMC учитывает даже такие вещи, как состояние полосы - сухая или влажная).
Короче говоря, чтобы летать с помощью FMC, надо долго и серьезно разбираться. Если у вас есть интерес, время и желание, World Airliners - это то, что вам надо. Правда, просмотрев описания учебных полетов в документации по 747, я увидел, что посадки там все-таки в ручном режиме.
Что до недостатков, то, помимо упомянутых пробелов в документации, многие надписи на пульте слишком мелкие и нечеткие, далеко не все приборы снабжены tooltip'ами (всплывающими подсказками), у обоих самолетов отсутствуют виртуальные кокпиты и просматриваемые из игры справки (по действиям и режимам в каждой фазе полета). В документации, правда, данных масса, в том числе огромные таблицы, показывающие зависимость разных параметров от температуры воздуха, загрузки и т.п. Кстати, для пущего реализма к обоим самолетам прилагаются отдельные утилитки, позволяющие задать загрузку каждого из пассажирских и грузовых отсеков. Хотелось бы, однако, чтобы, помимо описаний в pdf-формате, которые из игры не посмотришь, к add-on'у прилагались и несколько уже готовых планов полета (их можно загружать и записывать), которые можно было бы сразу загрузить и лететь.