К борьбе с делом коммунистической партии будьте готовы! Хотя среди читателей, наверное, немало тех, кому повезло родиться, когда советская власть была уже на последнем издыхании и кто, таким образом, фактически не имеет опыта жизни в тоталитарном государстве (поверьте мне, это не тот опыт, который приятно иметь) - надеюсь, никому не нужно объяснять, что такое "холодная война". Если кому-то все же надо, то - это период мирового противостояния между коммунистическим лагерем во главе с СССР и странами свободного мира во главе с США, продолжавшийся фактически с окончания Второй мировой (если отсчитывать формально, от программных заявлений и речей лидеров, то с 1946 года) и до окончательного краха коммунизма в 1991. В принципе, на эту тему можно было бы сделать интересную стратегическую игру, ареной которой, как и в реальности, стал бы весь мир и которая отразила бы различные аспекты холодной войны - гонку вооружений, дипломатическое противостояние, пропагандистскую войну, войну спецслужб, локальные войны и перевороты с целью установления марионеточных режимов в странах-сателлитах и т.д. и т.п. Однако создатели Cold War пошли по более проторенному пути и делают игру в жанре action, по сути - шпионский боевик, хотя главный герой, Chaser Jones - не шпион, а журналист (впрочем, если бы его поймали за тем, чем он в игре занимается - судили бы как шпиона и диверсанта).
Западные фильмы и игры, действие которых происходит в СССР, часто кишат развесистой клюквой вроде изображения московского метро по образу и подобию нью-йорской подземки (где даже конструкция вагонов абсолютно другая), написанных с грубыми ошибками русских слов или совершенно фантастических мундиров и орденов советских офицеров. Но на сей раз у нас есть надежда на достоверное изображение советской действительности, ибо игру делают в Чехии, стране, не понаслышке (хотя и не по доброй воле) знакомой с реалиями по эту сторону "железного занавеса". Это первый проект пражской компании Mindware Studios, однако у многих членов команды уже имеется опыт работы над такими, к примеру, играми, как Hidden & Dangerous или Original War. Что до игр, которые вдохновляли разработчиков, то здесь они называют и Commandos, и Metal Gear Solid, и Thief - не забывая, впрочем, добавить, что получающийся в результате сплав, хотя и принадлежит к хорошо известному жанру, сам по себе вполне оригинален.
Итак, Джонс по заданию своей редакции прибывает в СССР 80-х годов. Он, конечно, не Джеймс Бонд, спецподготовку в разведшколе не проходил, и оружием аки Рэмбо тоже не увешан. Однако он авантюрист по натуре, в неплохой физической форме и ради сенсации готов на любой риск. В итоге он оказывается впутан в некий заговор (пока неясно, про- или антикоммунистический), чему уже сам не рад, но отступать поздно. По ходу развития сюжета ему придется посетить Чернобыль, Байконур, центр Москвы и другие интересные места.
Поскольку он действует фактически один против всей мощи советской империи, ясно, что о лобовых атаках надо забыть, и основная тактика в игре восходит к концепции Thief. Осторожность, незаметность, аккуратность, прятаться в полумраке, прокрадываться мимо часовых и применять различные трюки - отвлечь внимание караульного брошенным предметом, подбросить охочим до подобных подарков советским солдатам бутылку водки или выждать, пока враг зайдет в туалет, и запереть его там. Если все это не помогает, можно вырубить противника резиновой палкой по голове, ну а в совсем критических ситуациях придется и убивать, что, конечно, в реале вызвало бы очень большой переполох (напоминаю - все это происходит на режимных объектах!), и едва ли нашему репортеру без границ, работающему без агентурного и дипломатического прикрытия, удалось бы унести ноги...
Из оружия и снаряжения, помимо упомянутой палки, у Джонса имеется пистолет (не совсем понятно, где он его раздобыл - ведь в страну он прибыл легально и, разумеется, прошел контроль в аэропорту), а также фотокамера (чья оптика заменяет ему бинокль, а вспышка способна ослепить противника, особенно пользующегося прибором ночного видения), направленный микрофон и сенсор, реагирующий на биение сердца. Надо полагать, в дальнейшем он сможет подбирать оружие выведенных из строя врагов. Враги, кстати, ожидаются разнообразные, но у каждого их типа есть своя слабая сторона: солдаты-срочники, как уже упоминалось, падки на водку, обоняние сторожевых собак уязвимо для перца и т.д. Что касается AI, то тут создатели игры иронично замечают "все авторы на этапе разработки говорят, что у них абсолютно фантастический AI, так что и мы скажем то же самое".
Игра делается на собственном движке, главными достоинствами которого создатели называют модульность и настраиваемость под разные задачи; возможно, это поможет выпустить Cold War под разные платформы (сейчас, помимо Windows/PC, планируется Linux и Apple MacOS, возможно, дело дойдет и до приставок, если найдутся издатели). С точки зрения графики все это выглядит весьма недурно (если не считать некоторой угловатости круглых объектов, которая, впрочем, не бросается в глаза), а главное - игра, может и слегка утрированно, но передает типичный совковый стиль с обилием всего грязного, грубого, ржавого, обшарпанного, облезлого и т.п. с одной стороны и повсеместных пропагандистских лозунгов, бюстов Ленина и прочей "наглядной агитации" с другой.
Сроки выхода Cold War пока не определены, но, вероятно, если не в этом, то в следующем году.