Лучшее средство борьбы с религией - инквизиция Религия есть опиум для народа
К. Маркс Прямо скажем, нечасто разработчики игр предлагают нам миры, приятные для проживания. Обычно там все мрачно и беспросветно, цивилизация разрушена (или на грани разрушения), тьма наступает, повсюду упадок и мракобесие. А уж от фэнтезийных-то миров и вовсе трудно ожидать чего-то прогрессивного: мрачное средневековье - оно средневековье и есть, разве что с магией. Однако в Kult: Heretic Kingdoms (прежде игра называлась Cult, но, поскольку делают ее уже несколько лет, за это время успела выйти другая игра с таким названием), совместном детище словацкой фирмы 3D People и International Hobo, дела обстоят куда более обнадеживающе, во всяком случае, для идейных атеистов вроде меня. А именно, несмотря на средневековый антураж, религия там запрещена и успешно искореняется. Инквизиция в этом мире, правда, тоже есть - но она как раз и занимается борьбой с недобитыми верующими! (Хотя, вообще говоря, само слово "инквизиция" означает просто "расследование".) Более того, как раз в роли инквизитора, чья задача - найти и уничтожить некую культовую икону, вам и предлагается выступить. Точнее говоря, молодой инквизиторши - как видно, с отсутствием половой дискриминации в этом мире тоже все в порядке, так что он нравится мне все больше и больше.
Магия в этом мире, впрочем, все-таки имеется. Причем разработчики применили здесь довольно необычную систему. Вместо привычной по многим RPG начальной генерации персонажа с выбором расы, класса и т.п. и распределением очков по куче статистических характеристик вы получаете конкретную героиню с уже фиксированными атрибутами (кстати, базовых характеристик у нее всего четыре). Что вполне закономерно, учитывая, что одним из главных достоинств игры ее создатели считают глубокий, проработанный сюжет (текущие события уходят корнями в тысячелетнюю древность, и вся эта история мира будет раскрываться по мере прохождения), пронизанной нехарактерной, увы, для обычных фэнтезийных сюжетов внутренней логикой. Так что базовые характеристики героини должны в этот сюжет укладываться. Но дальше открываются широкие возможности по ее развитию и "настройке".
Во-первых, это связано все с той же нетривиальной системой магии. Вместо обычных навыков (skills) и приобретаемых теми или иными способами свитков с заклинаниями в этом мире действует система так называемых attunements, что можно примерно перевести как "настройки на мотив" или, если пользоваться нефэнтезийной терминологией, на резонансную частоту. В общем, каждый предмет в этом мире представляет собой что-то вроде магического колебательного контура, настроившись на который, вы сможете пользоваться соответствующей специфической магией. К примеру, если вы достаточно долго пользуетесь мечом, у вас появляется доступ к скрытым в нем боевым возможностям (не путать с обычной тренировкой - речь именно об овладении скрытой в предмете магией, которая может совсем не соответствовать его обычным возможностям и внешнему виду; так, какой-нибудь ржавый кинжал может хранить в себе мощную боевую магию). То есть, по сути, любой предмет, включая разнообразное оружие и доспехи, помимо своей прямой функции, является еще и магическим артефактом, расширяющим ваши возможности. Всего таких attunements в игре будет около сотни, что дает огромное число различных комбинаций и, соответственно, возможностей по оптимизации вашей героини под тот или иной стиль игры.
Помимо этого, имеются и традиционные уровни (тех самых четырех базовых характеристик), повышаемые по мере накопления опыта. А оружие и доспехи, помимо связанных с ними attunements, имеют и более обычные характеристики, включая и такой часто игнорируемый в играх параметр, как скорость применения.
В самом деле, тяжелый меч, может быть, и наносит сокрушительные удары, но пока им замахиваешься, тебя могут уже пять раз проткнуть легкой шпагой...
Ну и наконец - по ходу игры вы будете часто оказываться в ситуации морального выбора, определяющего ваши дальнейшие отношения с другими персонажами и, в конечном счете, развитие сюжета и мира в целом. Игра имеет шесть возможных концовок (включая и такой неприглядный вариант, как переход на сторону верующих и спасение того, что надо было уничтожить). Вообще говоря, политическая ситуация, как обычно бывает и в реальном мире, оказывается сложнее противостояния двух сил - в данном случае, врагов религии и ее адептов; свои цели преследуют и некое тайное общество магов, и несколько других политических фракций.
В игре будет около полусотни квестов, причем, опять-таки в отличие от большинства RPG, это не будут тупые разборки со случайно сгенерированными монстрами - все квесты так или иначе имеют отношение к сюжету, прямое или косвенное (позволяющее, к примеру, больше узнать об истории мира). Различных местностей, которые вы сможете посетить, тоже около пятидесяти; некоторые карты невелики, другие весьма обширны, но, в общем, везде будет что исследовать. Разработчики обещают, что в игре будут специальные награды для особо дотошных игроков, но они будут запрятаны достаточно глубоко.
Главной в игре, впрочем, является все же боевая составляющая. Причем, верные своему принципу внутренней логичности мира, разработчики утверждают, что это не будет тупая мочиловка - для всякой драки будет причина, отличная от "что-то мне мечом помахать захотелось". Магия, естественно, играет важную роль в боевых действий, и одно из самых существенных ее проявлений - доступ в некое дополнительное измерение, именуемое Dreamworld; впрочем, оно актуально не только в бою, но и во время обычного исследования мира. Обладая соответствующими магическими возможностями, вы можете переходить из обычного мира в Dreamworld и обратно (притом, что на самом деле все это - составляющие одной реальности). К примеру, обойти поджидающего вас врага и выйти у него за спиной. Естественно, в Dreamworld есть свои опасности...
При всем при этом нам обещают простой и удобный мышиный интерфейс.
Более логично, чем обычно, выглядит и ситуация со здоровьем и лечением. Тупое коллекционирование склянок с эликсирами тут не поможет. Участие в битвах и прочая деятельность ведет к накоплению усталости, и чем больше усталость, тем менее эффективно оказывается лечение. При достижении критического уровня, хочешь не хочешь, придется отдыхать. Понятно, что если такая усталость застанет вас в окружении врагов, последствия будут печальными. Что вносит дополнительный элемент тактического планирования.
Графический движок основан на классической изометрической проекции, но при этом обладает рядом приятных возможностей, задействующих функции 3D-карт - от многоуровневого масштабирования до динамического цветного освещения и объемных эффектов от всякой магической пиротехники. По ходу игры меняется время суток и погодные условия. Все это сочетается с хорошей детализацией как персонажей, так и мира в целом.
Поскольку сюжет игры завязан на главную героиню, многопользовательские возможности не предусмотрены.