Путь воина После прохождения хороших Игр (именно с большой буквы), как правило, всегда хочется добавки, поэтому опосля смачного доедания финальной миссии рука с пустой тарелкой тыкается в стан разработчиков с просьбой накидать туда еще рульных кусочков, да побольше. В свое время вышла и тепло была принята фанатами стратегий в реальном времени игрушка "Warrior Kings", грамотно сочетающая в себе толковую экономическую часть со строительством деревень близ замков и заготовкой ресурсов, огромные батальные сражения в несколько сотен средневекового вида юнитов с каждой стороны, реальный трехмерный ландшафт (о, эти гигантские карты..) влияющий на тактику боя, осаду замков и крепостей, возможности дипломатии, магические юниты и многое, многое другое.
Разработчики из Black Cactus на этом не остановились и продолжали развивать тему "Warrior Kings", учитывая собственные ошибки, внимая пожеланиям и советам поклонников и внедряя в игру новые возможности. В результате чего на свет народилась вторая игра под названием "Warrior Kings: Battles", события в которой развиваются в том же фэнтезийном мире. На самом деле, этот продукт занимает некое промежуточное положение между add-on'ом и второй частью. То есть здесь намного больше всего, чтобы называться просто "комплектом дополнительных миссий", но все же еще недостаточно для смены вывески на "Warrior Kings 2". В общем целом, WKB получился вполне самодостаточным: включает в себя внушительный обучающий раздел (с разъяснениями экономики игры и тактик боя), новую и большую одиночную кампанию, скирмиш, поддержку мультиплейера и даже редактор "AI Generals", о котором речь пойдет чуть ниже.
Еще можно сказать, что название, как оказалось, у игры более чем говорящее. Особо зацикливаться на сюжетных перипетиях в этот раз авторы не стали и предлагают играющему самому выбирать свою судьбу и путь развития. Место действия - земли Орбиса (подозрительно смахивающее на Европу с омывающими ее морями), время сдвинуто на сотню лет вперед. После того как Артос воссоединил все королевства и восстановил мир, все соседи снова успели смертельно разругаться. Империя распалась на десятки отдельных княжеств, управляемых воинственными генералами, использующими любую возможность, чтобы насолить ближнему. Кампания теперь уже не представляет собой цепочку четко связанных миссий, а являет набор битв, которые можно проходить в вольной последовательности. То есть вначале необходимо захватить островок Англенд, а потом потихоньку завоевывать соседние с вашим текущим местоположением провинцию за провинцией (всего их 22), любуясь каждый раз по завершении битвы красочным салютом на пригорке, покуда все территории не окажутся под вашим полным контролем. Нечто подобное было в "Warlords Battlecry II". Захватив последнюю крепость, можно наречь себя новым королем Орбиса и отправится почивать на лаврах или переметнуться в скирмиш или мультиплейер.
Выбор своего жизненного пути из трех базовых направлений (Империя, Ренессанс и Язычество) и их сочетаний получил свое дальнейшее развитие. У каждой из фракций появились новые здания и навороченные юниты (боевые слоны, элементалы, големы), божественные заклинания. Имперцы по-прежнему строят самую сильную кавалерию, могут обращаться за помощью к богам, Язычники чуть менее религиозны и берут числом и адскими тварями, ну а ученые Ренессанса не перестают совершенствовать свои осадные и стенобитные орудия, коим в WKB нет равных. Вообще за Ренессанс, как и раньше, играть тяжелее всего, зато всего и интереснее - сумеете выстоять, продержаться и подкатить к стенам вражеского города свои катапульты, бомбарды и требушеты - считай, битва выиграна. Ресурсы (еда, дерево, камень, золото), как и способы их добычи, остались без изменений.
Раньше кампания была динамической, то есть на протяжении сценариев давали выбирать свой путь развития. Притом делали это весьма ненавязчиво, предлагая кликнуть на один из предложенных вариантов сценария, скажем, прощая или уничтожая поверженного противника. Теперь же одиночную кампанию заменил большой разлинованный материк и достаточно просто выбирать карты. Победы над генералами прибавляют стартовые показатели ресурсов в последующих битвах, увеличивают лимит населения и постепенно развивают дерево технологий. Перед тем как наброситься захватывать очередную землю, можно ознакомиться с тем, что вы в результате получите и кратким описанием территории.
О генералах следует сказать особо. Система генералов в WKB - это действительно нечто. Каждый из них обладает своими особенностями и предпочтениями в тактике. Иногда даже кажется, что играешь не с глупым железным болваном, а настоящим человеком, настолько толково и по-умному действует оппонент. Только его с одного угла своего замка выгонишь, как он уже, легок на помине, с другой стороны ломится, а то еще и город поджечь норовит, умаешься тушить. Учитывая огромные пространства, которые не то что захватить, а скакать из конца в конец устанешь, и возросшую сообразительность противников, можно себе представить, насколько все здесь непросто. Поклонники первой части хорошо знают, что кавалерийскими наскоками и безумными "рашами" в WK ничего не решается, лучше побыстрее забудьте эти бравурные приемы. Только медленное освоение территорий и планомерное откусывание от владений противников маленьких кусочков может стать ключом к победе.
В общем, играть безумно интересно и каждая новая битва предлагает свои варианты решения, позволяя совершенствовать полководческие и градостроительные навыки. Как и раньше, неплохо показывают себя разные формации и грамотное использование рельефа местности. После победы над генералами их можно выбирать для последующей игры в скирмише. Особо же въедливым предлагается заглянуть в редактор "AI Генералов" и подвигать ползунки и кнопочки в самых разных навыках, изобретая нового генерала с заданными свойствами.
Появился и еще один вариант скирмиш-игры, называемый "Valhalla". Это обязательно понравится всем тем, кому неохота собирать пшеницу и валить лес, долго и неспешно наращивая свою экономическую мощь, чтобы потом, наконец, создать внушительное войско. Здесь сразу же можно добыть крутую армию и с первых секунд ринуться атаковать неприятеля или захватывать флаги. Прием, уже применявшийся в ряде других стратегий и пришедшийся многим по душе. Ведь не у всех есть такая прям тяга к сельскому хозяйству, кому-то охота и сразу шашкой помахать или динозавриком противников покушать. Так вот - будьте любезны.
Графика в "Warrior Kings: Battles" в целом повторяет все то, что мы наблюдали в оригинальной игре. Красивые ландшафты с заснеженными горными верхушками и зеленеющими долинами, омываемыми речками и озерами; внушительные крепости и города, окруженные фермами с мельтешащими по своим делам крестьянами и купцами, снующими туда-сюда c транспортными повозками; огромные воинства, состоящие из пеших и конных бойцов, фантастические монстры - все это осталось на своих местах. На землю еще так зрелищно отбрасываются тени от проплывающих в вышине облаков. Картинка, как и раньше, впечатляет, особенно с учетом того, что перед нами масштабная стратегия, в которой по карте может одновременно ползать более тысячи юнитов. А сильные эпические темы с воинствующим ревом барабанов и устрашающими оркестровыми обработками нагнетают обстановку не хуже, чем в каком-нибудь триллере.
В итоге мы имеем грамотную и атмосферную стратегию, в которую действительно хочется играть. Не "посмотреть первые пару миссий", а там как бог даст, а действительно играть: погрузиться по самые уши, отвечая на умные выпады оппонентов и выстраивая крепкую оборону, планируя ответные атаки и устраивая засады, попутно следя за развитием технологий и изобретая новые сокрушительные машины для атаки... Просто рай для стратегов, непаханое поле для взращивания военной мысли. Таким образом, отшлифованный и улучшенный вариант "Warrior Kings", несомненно, придется по нраву всем любителям трехмерных фэнтезийных стратегий. Поклонники первой части приятно порадуются свежим возможностям в виде агрессивного скирмиша, новой одиночной кампании, системы генералов, новых технологий, зданий и монстров. Ну, а все те, кто по каким-либо причинам проспал первую игру в серии, откроют для себя в лице "Warrior Kings: Battles" симпатичную и едва ли не идеальную RTS с огромным набором достоинств. Взгляните, не пожалеете, да еще "спасибо" потом скажете.