Самураи 22-го века Почему-то так сложилось, что товары, имеющие в своей родословной хотя бы косвенное упоминание того, что сделаны они были не без участия Китая, заносятся в список вещей, заранее лишенных качества. Правило распространяется на все, начиная от чайника обыкновенного, поломаться который в принципе может, но на практике делает это крайне редко. Кроме того, такие товары за глаза считаются дешевыми и буквально синонимами чего-то вторичного и совершенно нереспектабельного. И вот очередное опровержение популярного заблуждения предстало на моем мониторе в лице шутера Great Qin Warriors.
Не сотвори себе... репликанта Итак, речь пойдет об экшене, да еще и от первого лица. В подавляющем большинстве шутеров, сюжет является чем-то вроде предлога для обозначения плохих на уровне тычка пальцем. Дескать, они плохие, следовательно, мочить! Потому как немотивированное мочилово крайне опасно для здорового, гуманного общества. Фантазия разработчиков иссякает где-то между бравым десантником, спасающим вселенную от нашествия очередных дистрофичного вида зеленых человечков, и борцом из элитного спецотряда, спасающего территорию поменьше от не менее жалких террористов, коими являются все те, кто взял в руки АК-47 (признак мирового террориста № 1) и неосмотрительно одел при выходе на улицу чалму (признак мирового террориста № 2). Все вышеперечисленные лица будут отстрелены в срочном порядке ради торжества добра и мировой справедливости, о которой им можно будет помечтать где-нибудь в лучшем из миров. Но, не стоит забывать, что дело мы имеем не с европейским разработчиком, собаку съевшем на самокопировании и клонировании штампов и сценарных стереотипов, а с совершенно другой культурой, у которой свои принципы в разработке сюжетов. Зная нездоровую любовь этих личностей к большим роботам, которые собираются из многих частей и убивают врагов с помощью лунной клизмы на манер Сэйлор Мун, я уж было начал волноваться за судьбу сценария и, как выяснилось, совершенно напрасно.
На дворе стоял 2164 год, что ясно давало понять, что многочисленные пессимисты, предрекавшие конец человечества годом или двумя раньше, оказались никчемными пророками. Впрочем и поводов для безудержного оптимизма не наблюдалось. Началось все с того, что человечеству наконец-то удалось продвинуться в проблеме клонирования чуть дальше овцы, т.е. клонировать человека, который даже работал. Почти корректно. Ну, по сравнению с тем же Windows так вообще идеально. Характером клоны отличались покладистым, то есть с любым из них можно было договориться по-человечески, наставив на него пушку побольше и отправив работать на радиоактивные рудники. Последние, гордо обозвав себя Репликантами, начали бороздить просторы вселенной на правах лицензионных копий людей, не слишком утруждая себя проблемой выживания самого оригинала.
Ко всему прочему, людей угораздило изобрести еще и телепортацию, на которую тут же объявили охоту репликанты. Телепортация, названная то ли в силу способа функционирования, то ли в силу внешнего вида "червячной дырой", была бесстыдно украдена, что и позволило людям заняться тем, чем они и планировали, выращивая первых репликантов. Убивать мерзких репликантов, чтоб их всех! Репликанты в отместку клонировали Землю, а оригинал решили отправить на покой, с целью чего поработили его, заставив людей усомниться в том, что все под контролем. Люди не растерялись и послали на решающий бой последнее разваливающееся космическое корыто с командой смертников и ядреной бомбой на борту, в качестве доказательства мирных целей сей дипломатической делегации. Корыто не поняли и расстреляли еще на подлете к планете репликантов, и пока земляне соображали, почему их не встретили цветами, бомба проявила инициативу и вывалилась в нужном направлении. Взрывом репликантов порвало на сувениры и отправило в полет к ближайшей солнечной системе, а выживших землян пространственно-временной континуум забросил в прошлое, в аккурат на поля сражений Древнего Китая. У врагов древних Китайцев не было никаких средств обороны против падающих с неба космических кораблей, посему они предусмотрительно проиграли, а Китай стал великой державой с помощью роботов из будущего. Впереди было бурное развитие науки и техники, изобретение телевизора и создание первого репликанта. Цепь замкнулась. История пошла по любимому кругу.
Огнестрельное харакири После такого запутанного и местами забавного сюжета, продемонстрированного нам в виде довольно качественного видеоролика, где роботы смачно взрывались, а горящие космические корабли обрушивались на несчастных древних лучников, мысли о предстоящей игре приобретали радужный оттенок. Воображение рисовало, как огромные шагающие железяки будут выжигать лазерами средневековые замки, ракетами дробить армии и топтать многотонными конечностями беспомощных рыцарей на белых конях. Однако, разработчики и здесь подкинули сюрприз. Зная исход битвы, нам все равно предлагают сражаться за силы Земли против репликантов, что довольно необычно для игр. Мы уже знаем, чем все закончится с самого начала, знаем, что репликанты захватят Землю, взорвут орбитальную станцию и базы на Луне, после чего люди все-таки отомстят, но начинаем играть, потому что таким образом нам тонко намекают, что порядок вещей всегда можно изменить, а история имеет дурную привычку заканчиваться альтернативно. Отличный сценарный ход! Браво! Такое в играх я встречаю впервые и непонятно почему до такой очевидной, скажем, в кинематографе вещи, разработчике игр додумались только сейчас.
Собственно будущее тоже довольно необычное. На смену набившим оскоминам мегакорпорациям, контролирующим мир, и мегаполисам, разросшимся на добрую половину планеты, приходит некоторый симбиоз всего этого, переосмысленный и переделанный на восточный лад. В таком антураже характерные японские здания размером с небоскреб будут выглядеть вполне правдоподобно. А теперь преобразите таким же образом знаменитые египетские пирамиды, аналогичные сооружения ацтеков и майя, деловые столицы европейских государств и вы получите мир Great Qin Warriors, где японские вазы соседствуют с противотанковыми турелями, статуи восточных божеств возвышаются на площадях большинства земных городов, а огромного размера стальные роботы считаются нормой вещей.
Кстати, о роботах. Мехов в игре много и выполнены они, как ни странно, традиционно. Это все те же старые добрые неповоротливые железные махины, размер одного пулемета которых способен унизить низкорослую гору. Мехи в основном человекоподобные, хотя, встречаются довольно необычный паукообразный Ниндзя и не менее забавная Рептилия, на спине которой вольготно разместилась пушка калибра "один выстрел - одни трупы". В возможности меха входят вполне человеческие способности к передвижению в пространстве, приседанию и совершенно нечеловеческая тяга к реактивным прыжкам на длинные дистанции. Вид прыгающих с одного конца карты на другой мехов, в воздухе пытающихся разрядить большую часть боезапаса, навевает смутные ассоциации с блошиными скачками, когда же количество мехов воздухе переваливает за 10, становится трудно дышать, потому как воздуха не видно, а картина приобретает характерные признаки авиашоу.
Мехов можно переоборудовать, что в зависимости от типа игры дадут сделать до или во время боя. Сама машина разбита на несколько зон крепления того или иного вида вооружения, которые по совместительству являются зонами поражения. На разные виды мехов крепятся совершенно разные пушки, поэтому не получится нагрузить шустрого Тигра всеми видами ракетниц, а четырехпалого Ниндзя десятком лазеров - не хватит места. Создатели не стали заморачиваться с весом Меха. Поэтому единственное, что может остановить полет вашей мысли на пути создания идеальной машины для убийства, так это соотношение количества ячеек и подходящих под них видов оружия. Кроме того, Мехи совершенно не греются, что автоматически разрешает проблему непрерывной пальбы из всех стволов по всему, что имело неосторожность шевельнуться. Это, в конце концов, не симулятор, да и потом, кому известно, как именно должен себя вести десятитонный конгломерат железа в виде кузнечика, обвешенный плазмаганами по самые радары?
В игре 17 видов оружия, способного нашинковать врага на мелкие кусочки, нафаршировать ракетами и бомбами, поджарить на медленном огне из огнемета и подать на стол. Примечательно, что базовый комплект вооружения у всех моделей мехов индивидуальный, поэтому для достижения разных целей приходится пересаживаться из одной машины в другую. На фоне разнообразных шестистволок, засыпающих землю грудами гильз, плазмаганов, чьи смачные энергетические всполохи еще долго мерцают в пространстве после выстрела и дымных шлейфов огнеметов и многочисленных ракетниц совершенно комично лицезреть холодное оружие. Мех, несущийся на тебя, подобно форменному Джедаю, со световым мечом наперевес, достоин гомерического осмеяния, полного унижения и пули в центральный процессор. Еще хуже дело обстоит, если аналогичную атаку применяет тип с секирой. Ощущение того, что бронированные гномы восстали - полное, что заставляет палец нервно дергаться в районе спускового крючка.
Радует тот факт, что оружием можно вполне ощутимо поцарапать врага, отстрелив ему не только традиционную голову, но и руки, коих у него может быть далеко не две, а также некоторые виды вооружения. Как апофеоз деструктивного праздника выступает отстрел ног, после чего враг превращается в лучшем случае в турель. Вид врага, с отстреленным оружием, рвущегося в бой нагоняет мысли о древнем ритуале харакири.
В игре была встречена милая шутка, именуемая катапультированием. В трудные минуты своей жизни ваш покорный слуга решил спасти свое виртуальное Альтер Эго, катапультировавшись из горящей машины. Каково же было мое удивление, когда через три секунды, отведенные на этот интимный процесс, робота разорвало на кусочки, а меня катапультировало на все близлежащие горы и кусты по частям и в виде кровавых ошметков. Не думал, что китайская сборка Мехов скажется именно в устройстве катапульты.
Поле битвы Визуальной части игры, конечно, еще есть к чему стремиться. Хотя нельзя не отметить стремление разработчиков показать нам мир, позволив нам побывать в Тибете, Египте, заглянуть в Шао-Линь, после чего прошвырнуться до ближайшей космической станции и обратно. Одним словом, скучать нам не дадут. В том числе и орды врагов.
Этих действительно много и размножаются они самым бесстыдным образом до тех пор, пока не падет портал, телепортирующий их на вашу голову. Поэтому зачистка уровня начинается именно с отстрела портала и всех тех, кто мешает к нему добраться. Далее выполняем что-нибудь сюжетное, вроде спасение мелких людишек, эскорта жизненно важного робота из пункта А в пункт Б или разрушения очередного укрепрайона репликантов.
Враги подозрительно меткие, и даже один вражеский Мех со стандартным пулеметом наголо может потрепать вас изрядно, потому как старается подобраться поближе и свершить свое грязное дело в упор. Издалека солдаты бьют так метко, что иногда кажется, что в глаза им вросли пара биноклей пополам с оптическим прицелом. Но ситуация резко меняется, стоит только открыть для себя чудесную функцию стрейфа. Вражеские солдаты не ожидают от вас такого злостного "читерства", поэтому столбенеют от испуга. Можно часами безболезненно кружить по полям сражений, рискуя разве что зацепиться за дерево, враги будут стрелять четко по отведенной им инструкции - прямо, изредка подпрыгивая. Лестниц мало, поэтому понять, смогут ли они застрять в них, крайне трудно даже теоретически. Что уравнивает шансы, так это скудные запасы брони на уровнях и настолько редкие аптечки, что их вообще можно заносить в книгу вымирающих видов.
Совершенно иначе игра выглядит в мультиплеерном варианте. Для разборок стенка на стенку или нескольких видов командных забав, выделено 17 карт, которые перекочевали сюда из сингла или дебютировали уже здесь. Излюбленное мясо присутствует в обязательном порядке и даже выделено в отдельный режим Skirmish'а. Динамика здесь значительно возрастает, а за разрывами ракет и вспышками плазмы на оплавленной броне не видно фрагов. Враги толпами носятся по уровню, скапливаясь в кучи и давая возможность выместить агрессию одним метким выстрелом из чего-нибудь крупнокалиберного. Озвучка в такие моменты начинает радовать чуть меньше, чем в сингловом варианте, потому как представлена все больше какофонией из скрежета рвущегося металла и воплей врагов. В сингле же есть возможность приобщиться к прекрасному и послушать редкое сочетание балалайки и современных техногенных ритмов. Такие национальные напевы могли бы насмешить, но они странным образом гармонируют с атмосферой всего происходящего. Поэтому к концу игры начинают даже восприниматься с симпатией.
Отдельной категорией идут сочные вопли поверженных врагов. Расправившись с очередным претендентом на роль трупа, я услышал поистине гениальную фразу: "Сожалею, но это только моя работа..." Такое откровение враги позволяли себе на моей памяти впервые. Извиняясь за то, что умерли, хотя быть врагом - их профессия, они поднимались над мирской суетой, демонстрируя чудеса гуманности и буквально виртуальное воплощение всех библейских заповедей. Вот оно, зарождение алгоритма совести в искусственном интеллекте соперника!
Одним словом, игра получилась занимательная. На ее стороне - увлекательный сюжет и необычный подход к нему, редкая форма атмосферы и Мехи, конечно, Мехи, которых нельзя не любить. Ведь они такие большие, такие добрые. К себе, разумеется. Кроме того, разнообразные локации и горы оружия, которое только и ждет, чтобы спалить все это разнообразие и просто безумный мультиплеер. Играйте в удовольствие.