Американцы - хорошие солдаты. Недавно они продемонстрировали это в очередной раз; несмотря на неоднократные инциденты со случайной стрельбой по своим (которые бывают в любой армии; в Чечне, к примеру, творились вещи куда как похлеще), иракская кампания была выиграна не менее блестяще, чем перед этим афганская, в очередной раз посрамив апокалиптические прогнозы тех, кто сам воевать не умеет и другим не дает. И все же, какими бы хорошими солдатами ни были американцы - а по сути, именно поэтому - они никогда не пошлют на миссию одного бойца. Даже на самое простое патрулирование пойдут минимум двое, способные прикрывать друг друга. А уж о том, чтобы забросить одиночку расчищать кишащие террористами джунгли или обезвреживать иракские базы, и помыслить нельзя. Если, конечно, вы не автор игрушек в жанре action. Эти могут помыслить что угодно.
Некая компания Sylum Entertainment создала игру, в которой бравый спецназовец последовательно демонстрирует террористам мать Кузьмы в Камбодже, Ираке, Боснии (изначально на роль Боснии планировалась Россия, но потом ее, видимо, решили переименовать из политических соображений, однако названия файлов остались - и более того, возникло такое географическое чудо, как "боснийская тундра", это на Адриатическом-то море!), Колумбии и Афганистане. Единственный его помощник в этом нелегком деле - бронеавтомобиль Humvee.
В игре представлены четыре модификации этой машины - от быстроходного джипа до внушительно выглядящего броневика. Различаются они, помимо внешности, четырьмя параметрами - скоростью, броней, силой оружия и максимальным боезапасом. Впрочем, даже самый тяжелый из них отнюдь не является неубиваемым, посему, сидя внутри, вы не можете чувствовать себя в полной безопасности - а периодически вам и вовсе придется выбираться наружу, подставляя врагу свою ничем, кроме бронежилета, не защищенную плоть. Для этого могут быть две причины. Во-первых, ключевые объекты ваших миссий, вроде освобождаемых пленных или, наоборот, подлежащих захвату террористических лидеров, как правило, находятся в помещениях, куда на машине не въедешь. В помещениях же могут находиться всякие бонусы, полезные для вашего здоровья или вредные для вражьего. Во-вторых, кое-где, чтобы раньше времени не привлекать к себе внимание, имеет смысл подобраться к врагу на своих двоих и аккуратно снять часовых, а не переть на заметной издали машине.
Впрочем, заметность машины можно уменьшить, выбрав перед миссией подходящую защитную окраску. О том, забросят вас в джунгли, пески или снега, вам сообщают на брифинге, но правильную окраску по умолчанию почему-то не предлагают. По идее, цели маскировки должны служить выключенные фары, но когда вы "с улицы" садитесь в свой Humvee, фары включаются автоматически. Я их на всякий случай сразу гасил, хотя так и не понял, насколько серьезно - не по логике, а по сути - они демаскируют. Что до маскировки солдата, то он может передвигаться в полусогнутом состоянии - медленнее, но и незаметнее. Настолько, что можно выйти прямо на врага, и он будет тупо на тебя пялиться, открывая огонь лишь тогда, когда ты пару раз в него выстрелишь (с одного выстрела из стрелкового оружия в игре никто не дохнет, но вы - и в человеческой, и в машинной ипостаси - все же можете перенести таких выстрелов заметно больше, чем враг; ваш Humvee по прочности примерно равен вражескому танку, что, конечно, весьма далеко от реальности).
Оружие солдата - М16 и ручные гранаты, оружие Humvee - крупнокалиберный пулемет и ракетная установка. Естественно, что убойная сила М16 заметно меньше, чем у пулемета Humvee, а вот у гранаты она близка к ракетной. Солдат может поворачиваться в любом направлении (стреляет всегда туда, куда повернут), оружие Humvee поворачивается независимо от положения корпуса машины, но на ходу - лишь в пределах переднего сектора, однако при остановке, зажав пробел, можно крутить оружие на все 360 градусов. Все боеприпасы имеют свойство кончаться (но есть бонусы, пополняющие боезапас того или иного типа). Никакое оружие не является самонаводящимся, но, если вы навелись на цель (появилась ограничивающая ее рамка и полоска жизни), цель будет поражена (солдат, кстати, способен кидать гранаты очень далеко) - если только не сдвинется за время подлета гранаты - поэтому, в частности, гранаты совершенно неэффективны против быстро ездящих машин противника. Время подлета учитывается не только для гранат и ракет, но и для пуль, поэтому, если вы экономите боеприпасы, очередь надо прекращать не тогда, когда находящаяся вдалеке цель взрывается, а чуть раньше - уже выпущенных вами и пока летящих пуль хватит, чтобы ее добить. Препятствия на линии огня отслеживаются (и иногда это повод сменить вид оружия - взрыв ракеты может накрыть того, кто занял трудноуязвимую для пуль позицию, бывает и наоборот), но не всегда корректно - случалось, в меня попадали прямо сквозь каменную стену.
Раз уж разработчики не сумели как следует отработать даже это, ясно, что о сколько-нибудь реальной физической модели, включающей рикошет, разное (физически, а не визуально) качество грунта, интерактивную разрушаемость произвольных объектов или неаркадную модель повреждений (учитывающую состояние отдельных систем) говорить не приходится. Более того, даже с наездами на препятствие далеко не все гладко. Упершись в таковое, машина начинает быстро и глючно дергаться, а подъезжая к какой-нибудь капитальной стене - будь то стена крепости или непроходимого леса - может упереться в воздух в метре от нее. Разумеется, нет речи и о том, чтобы, выбравшись из Humvee, залезть в какую-нибудь вражескую машину. Кстати, когда эта машина наезжает на солдата, то просто проезжает его насквозь, не причиняя вреда. Солдат не умеет ни ползать, ни залегать, ни прыгать - только бегать, ходить, отбегать в сторону боком и ходить пригнувшись. По приставным лестницам взбираться тоже не может, хотя они в игре есть.
Впрочем, все это меркнет перед провалами в AI. О вражеских солдатах, которые открывают огонь лишь после того, как к ним подходишь спереди и начинаешь расстреливать в упор, я уже упоминал. Справедливости ради замечу, что таковы отнюдь не все - некоторые встречают вас, а особенно вашу машину, огнем издали, так что (особенно если они вооружены гранатометами, а не автоматами) можно получить изрядные повреждения, прежде чем поймешь, откуда стреляют. Некоторые, когда по ним начинаешь стрелять, начинают не просто отстреливаться, а и двигаться, пытаясь уйти из-под огня (кстати, если движения вашего солдата отображаются вполне реалистично, то фигурки врагов перемещаются, фактически не меняя позы - впечатление, что разработчики считали, будто мы увидим их только издали, что, разумеется, не так, особенно учитывая бои в помещениях). Но в то же время всякое взаимодействие врагов друг с другом отсутствует как класс. Каждый воюет сам за себя, отнюдь не считая гремящие рядом взрывы и падающих товарищей поводом для беспокойства. Лучи прожекторов, шарящие по окрестностям, чисто декоративны - в них можно нагло заезжать и глумиться над часовыми. По сути, основная тактика в игре сводится к постепенному и осторожному продвижению вперед с регулярным обшариванием горизонта мышкой (прицелом) на угрожаемых направлениях (враги отображаются на радаре, причем с цветовым указанием типа - солдат, стационарная огневая точка или машина) и отстрелом обнаруженных целей по одной. Нередко так можно разнести целую базу, не получив в ответ ни единого выстрела.
Тем не менее, забить в игре могут очень даже запросто. Это в пустыне удобно расстреливать базы издали, а в джунглях дело обстоит заметно сложнее. Опять же, у врагов есть машины, которые не особенно сложно гасятся (пары ракет хватит, из пулемета чуть посложнее), зато шустро носятся вокруг, мешая прицелиться, и отнюдь не шустрые, но крепкие и хорошо вооруженные танки (к счастью, последние встречаются редко). Как и оружие, здоровье у солдата и его Humvee у каждого свое (и бонусы для его поправки - тоже). Погибаете вы и при гибели солдата (что естественно), и при гибели машины - правда, под вражеским огнем здоровье ухудшается, похоже, только у той ипостаси, которой вы в данный момент управляете. То есть вы можете смело бросить свой Humvee и отправиться бродить пешком, не боясь, что его забьют за время вашего отсутствия. Тем не менее, без бонусов поправки здоровья и пополнения боеприпасов жизнь была бы кислой (а точнее - недолгой). Самое замечательное свойство этих бонусов - если отъехать (отойти) на достаточное расстояние, а потом вернуться, они возникают на прежнем месте. Впрочем, возвращаться за ними совсем уж далеко ни к чему - лучше двигаться дальше, там наверняка будут новые бонусы. Хотя, если вас совсем уж крепко побили - надежнее вернуться (хотя и это не гарантирует, что какая-нибудь машина не догонит и не добьет по дороге).
Обязательная в последнее время для подобных игр кроссплатформенность наложила свой отпечаток в виде отсутствия нормального сохранения. То есть, конечно, не то чтобы всю игру надо было проходить за один заход - это едва ли возможно - но по своей воле вы записаться не можете. Миссий, как я уже упоминал, всего пять, но они весьма длительные. Правда, они делятся на задачи (теоретически вам дают сразу несколько задач, но на практике выполнять их все равно приходится последовательно), однако даже одна задача может отнять у вас пару часов. Не то чтобы карта была такая уж огромная (хотя и не слишком маленькая), просто нахрапом вы не прорветесь, а медленно и осторожно - долго. Так вот записывают вас только после выполнения очередной задачи, автоматически. То есть вы можете промучиться два часа, а потом неаккуратно угодить под ракетный обстрел - и начинай все сначала. Причем, в порядке изощренного издевательства, если вы потом захотите восстановиться из старой записи - вам грохнут все последующие. Это не баг, это фича, об этом предупреждают - вот только на кой такая фича нужна?! Ну, естественно, бэкап и копирование файлов никто не отменял, но все равно раздражает.
К упоминавшимся выше недостаткам графики следует добавить статическую воду, в которую нельзя въехать (упираешься в ту же невидимую стену, о которой я уже писал). В остальном, впрочем, графика достаточно недурная. Темная только слишком, но есть гамма-коррекция. И здания, и техника, и деревья, и световые эффекты, и взрывы/огонь/дым/пыль, и плавные барханы - все это смотрится вполне приятно. Жаль, впрочем, что обломки и трупы исчезают спустя короткое время. Видов в игре три для солдата (все - от третьего лица, различаются масштабом) и четыре - для Humvee (два самых крупномасштабных фактически являются видами от первого лица, хотя нормального кокпита, с рулем и т.п., нет). Возможны проблемы со звуком, правда, в readme сказано, как с ними бороться (в качестве первой меры, как водится, рекомендуют обновление драйверов). На межмиссионные мультики разработчики поскупились, ограничившись озвученным слайд-шоу из явно рисованных картинок.
В общем и целом, вполне добротная стрелялка с интересной возможностью свободного переключения между пешим походом и военно-транспортным средством.