По полю танки грохотали... "Блицкриг" - тактическая стратегия времен Второй мировой войны от компании "Нивал". Это перепаханные вдоль и поперек артиллерией поля сражений, это наполняющие воздух чадящим дымом подбитые танки, это раздающийся с небес грозный гул авиации, это тихая смерть от снайперской пули в затылок. Это война...
Представлено три кампании по числу участвующих сторон - за союзников, за Германию и за Советский Союз. Каждая поделена на главы, которые, в свою очередь, поделены на миссии. В каждой главе присутствует одна историческая и три и более свободных миссий. Каждая глава в кампаниях снабжена относительно небольшой справкой, как и каждая историческая битва. Свободные миссии используются для набора опыта нашими подчиненными, а также для пополнения арсенала новыми видами техники. Исторические - это участие в крупных сражениях в период 1939-45 гг.
Начинаем мы в чине майора, имея под своим командованием три артиллерийских расчета и три танка. Продвигаясь далее, мы, как и наши подчиненные, растем в звании, получая в распоряжение все больше и больше войск. Сразу скажу, на цельную армию рассчитывать не стоит - все-таки акцент делается на тактике. В свободных миссиях в боях участвуют исключительно наши непосредственные подчиненные (те, что набираются опыта), в то время как в исторических миссиях нам могут поручить командовать небольшой армией, плюс может подойти подкрепление.
Отправимся на поле боя и начнем с пехоты. В отличие от большинства RTS, мы теперь оперируем не отдельными бойцами, а целыми взводами. Исключение составляют только снайперы и иногда офицеры. Правда, в отличие от прародителя в лице "Sudden Strike", в "Блицкриге" пехота от роли "царицы полей" перешла в более привычной участи "пушечного мяса" - супротив бронетанковых войск противника бедолаги-пехотинцы практически бессильны. Да, присутствуют "убийцы танков", но... обычно они даже не успевают выстрелить. У танков гораздо больше радиус обзора и стрельбы, уже не говоря об огневой мощи, поэтому единственная причина, по которой компьютерный оппонент теряет свои танки из-за пехотинцев - потому что послал их (танки) вперед и не желает останавливать. В ближнем бою, пехота активно пользуется гранатами, но они летят совсем недалеко. Прикрыть танковую атаку пехота тоже оказывается не в состоянии - и выносится противником "на ура", и зачастую за "броней" элементарно не успевает, а возможность двигаться с одинаковой скоростью здесь не предусмотрена. В общем, пехтура обычно исполняет роль живого щита между нашими артиллерийскими батареями и танками противника. И вдвойне становится обидно оттого, что накапливать опыт пехота не может - по непонятной прихоти разработчиков, это прерогатива исключительно бронетанковых и артиллерийских войск.
А еще у нас есть войска поддержки. Это ремонтные грузовики, грузовики снабжения, санитарные машины и джипы - для перевозки снайперов. Ремонтники, понятное дело все чинят. А еще они умеют ставить и убирать мины (противопехотные и противотанковые), рыть окопы (которые увеличивают шансы пехоты уцелеть), ставить противотанковые ограждения и натягивать колючую проволоку, а также строить мосты (теоретически). Грузовики снабжения перевозят пехоту, противотанковые орудия и гаубицы (а вот пулеметы и минометы придется ручками и ножками), снабжают подразделения боеприпасами и людьми. К примеру, уничтожили у нас взвод. Почти уничтожили - последний рядовой из последних силенок дополз до своих - а тут грузовик снабжения, поставленный обновлять личный состав. И вновь у нас целый взвод, который можно послать обратно в мясорубку. Санитары, кроме лечения раненых, иными обязанностями не обременены.
Так, мы ни о чем не забыли? Как же, как же - авиация, наша спасительница и наше проклятие. Накрыть вражескую батарею? Разведать диспозицию противника? Высадить десант? Сбить вражеские самолеты? Да - вот они, наши асы. Разведчики, бомбардировщики, истребители, штурмовики и десантные транспорты. Но... Те, кто играл в "Sudden Strike I, II", помнят, как там была реализована авиаподдержка. Несколько видов самолетов, для каждого регламентировано количество машин (во второй части еще ввели количество вылетов). Когда было нужно, выбирался тип, выбирался размер звена, и авиация уходила на вылет. При необходимости (и при возможности) тут же можно было послать второе звено, третье... Или одновременно послать бомбардировщики уничтожить что-нибудь, а транспорты высадить десант. Где-нибудь. Здесь все иначе. Есть такая опция авиаподдержка. Нажали кнопочку, выбрали тип и послали его... Летать. И ждем, пока полоска готовности заполнится и позволит нам выслать еще самолеты. Так что сделать финт ушами и прикрыть разведчика или транспорты истребителями не выйдет. Что плохо, ибо помимо вражеских зениток существует и вражеская авиация, которая тоже не дремлет. Кстати, многие "мирные" самолеты типа разведчиков или бомбардировщиков способны огрызаться, так что не удивляйтесь, когда вражеский "шпиён" будет уничтожен пролетающим мимо звеном "летающих крепостей":
По танку вдарила болванка...
Нельзя не упомянуть, что в "Блицкриге" просто грандиозное количество техники, представленной с трех воюющих сторон. Плюс к этому, существует энциклопедия вооружения, в которой можно просмотреть описание нужной единицы, так что радуйтесь, любители и бойтесь, простые смертные, привыкшие к двум видам танков, послабее и посильнее.
Каждый юнит в игре рассматривается 10! параметрами. Это стандартные НР, боезапас для основного и вторичного вооружения, опыт, броня лобовая, броня боковая, броня с тыла, сверху, бронебойность оружия (главного) и его повреждения противнику. И это не пустой звук! К примеру, пяток легких танков будет долго и упорно царапать лобовую броню тяжелого, в то время как он не спеша, с ленцой, поотрывает им башни и поедет дальше. В то же время, если тот же пяток умудрился заехать противнику в тыл, то шансы на победу значительно повышаются. Тот же взвод солдат, где преобладают "убийцы танков", засев в доме, вполне способен попортить вам нервы. И понятное дело, что самая слабая броня у танков сверху, что так и подмывает воспользоваться гаубицами или авиацией. Впрочем, тут иногда свершаются казусы - забавно смотреть, как от брони "Пантеры" рикошетят снаряды 150-мм гаубицы, стреляющей навесом.
Есть у "Блицкрига" и еще один недостаток. Насколько он существенен - каждый решит сам, но сказать о нем надо. Игре явно не достает масштабности. Среди свободных миссий нередки такие, когда гаубицы, стоящие у одного края карты, простреливают пространство до другого края. Да и в исторических баталиях больших карт немного, при этом "большими" здесь приходится считать уже те, где та же приснопамятная 150-мм гаубица, будучи поставленной в центр карты, с легкостью достает до любого из ее углов.
Как уже упоминалось, свободных миссиях участвуют только наши непосредственные подчиненные. В звании "майор" у нас под началом всего три танка и три пушки. В звании "подполковник" - пушек уже пять. "Полковник" - получите еще два танка. И хоть в исторических миссиях нам и добавляют войск, но все же...
Оно, впрочем, и понятно, мы ведь шестеренка в механизме войны, а не сам механизм. Но хочется видеть, что потери противника в технике исчисляются хотя бы десятками, а то и сотнями.
Графика в игре симпатична, но не более того, а на фоне современных трехмерных проектов, уже начинает попахивать анахронизмом. Порадовало то, что холмы теперь именно холмы, а не пики Гималаев. Впечатляет попадание снарядов в деревья и последующие облака листьев, а также дома, что сначала горят, а потом оседают, поднимая в небо облака пыли. Радует глаз смена у юнитов камуфляжа, в зависимости от того, где происходит сражение. Но при всем при этом, сами юниты выглядят, мягко говоря, блекло. Как, впрочем, и картинка в целом.
Звук хорош. Рев танковых дизелей, громкий гул тяжелых бомбардировщиков, свист реактивных минометов, разрывы снарядов... Музыка плавно вплетается в игровой процесс. Воюющие стороны переговариваются и кричат на своих родных языках, что уже становится признаком хорошего тона для подобных игр.
В итоге можно сказать, что "Блицкригу" явно не суждено стать хитом вследствие устаревшей графики и монотонности процесса, но ввиду своей общей добротности вполне способен отнять у вас и время, и место на жестком диске компьютера. А ведь могло бы быть куда лучше...