"Я знаю кун-фу..."
Нео, "Матрица" Идея о спасении мира от вселенского зла по всей видимости появилась у разработчиков компьютерных игр ещё в пору победного шествия "Космических пришельцев" ("Space Invaders"). С тех доисторических времён коренным образом изменился лишь внешний вид плохих парней, из мерзких зелёных пришельцев с шестью руками и хоботом вместо рта они трансформировались во вполне земной облик арабских боевиков и международных террористов.
Китайско-австралийская компания Kingsoft, выпустившая на днях игру под названием Tien, также решила следовать канонам жанра, правда, для разнообразия их "террорист номер один" - это не Усама бин Ладен, а мифический Шакс (Shax) - повелитель темноты, который решил захватить древний Китай.
Догадайтесь, кто должен его остановить? Намёк я думаю, вы поняли, а раз так, то самое время проверить остроту вашей катаны, которая пылится где-то в шкафу между бензопилой и винтовкой Гаусса, и не забудьте книгу заклинаний, а ещё лучше проклятий, они вам точно пригодятся.
Все злоключения, описываемые в игре, начинаются с довольно длинного рассказа о возрождении повелителя темноты Шакса, который добыл, где силой, где хитростью восемь оракулов, охранявших земли восьми древнекитайских кланов. С потерей оракулов люди стали беззащитными перед вторжением сил тьмы под предводительством Шакса, который пробудил мертвецов и демонов подземного мира, пообещав в случае победы отдать земли живых в их полное распоряжение. Не справившись с искушением поменять сырую промозглую могилу на тихий и уютный домик в деревне, всякая жуткая нечисть стала вылезать из-под земли, неся с собой смерть и хаос на китайские земли.
Единственным человеком, не поддавшимся всеобщей панике, оказался второй сын императора Шан Джина (Shan Jin) по имени Ари. После гибели отца, молодой человек воспылал ненавистью к Шаксу и поклялся покончить с ним раз и навсегда. Вооружившись мечом и некоторым количеством магии, он отправился на захваченные земли, чтобы вернуть похищенное и низвергнуть Шакса обратно в преисподнюю. С того момента, как Ари окажется на проклятых землях, его жизнь и судьба всего китайского народа будет в ваших руках, а точнее пальцах.
Раз уж речь пошла о пальцах, то оговорюсь сразу, что управление в игре довольно удобное и простое: стандартное "все в сад" (WSAD) плюс мышь, причём даже можно без модного в последнее время колёсика.
По жанру Tien - это экшн от третьего лица, где вместо привычного огнестрельного оружия вы будете размахивать мечом. Поначалу в вашем арсенале будет всего несколько примитивных комбинаций, но со временем вы научитесь и более сложным ударам. В зависимости от выбранной серии ударов и её длительности вы сможете наносить противникам урон различной степени тяжести, от пары царапин до мгновенной смерти.
Что касается самих противников, то не ждите чего-то особенного, происходящее напоминает сюжет фильма "Ночь живых мертвецов" с мертвецами во всех главных ролях, хотя изредка можно встретить и неординарные личности, как, например саморазмножающихся монстров или собирающегося по частям демона.
В игре множество уровней, которые разделены на три больших мира: подземелья, горы и непосредственно храм, куда вам надо попасть, чтобы победить Шакса и вернуть оракулов. Графика выполнена на движке Lithtech Jupiter, том же самом, что и продолжение No One Lives Forever, но в отличие от последнего, в Tien вы не найдёте цветущих садов и шумных водопадов, атмосфера в игре достаточно мрачная, а графическое разнообразие сведено к минимуму. Прогулки по начальным стадиям игры, которые проходят в мире мёртвых, выглядят удручающе и навевают тоску. На горных уровнях ситуация немного выправляется, но опять-таки, без откровений.
Работа камеры сделана неплохо, хотя при большом скоплении врагов и в узких туннелях просматривается тенденция к потере ориентации и бессмысленном показе спины героя, закрывающей собой происходящее впереди.
Сюжет Tien можно охарактеризовать многими словами, кроме как увлекательный и оригинальный. Всё действие в игре сводится к банальному убийству всего мёртвого, что встретится на вашем пути, а также к собиранию магических предметов, чтобы пополнить здоровье или ману. Схватки с врагами не отличаются разнообразием, и разработчики явно льстили себе, сравнивая своё детище со Street Fighter, до Sub Zero нашему герою, как до Луны, хотя прыжок через голову он всё-таки освоил.
В заключение можно только пожелать упорства и терпения всем тем, кто отважится вступить в схватку с демонами подземного мира и постигнет на собственном опыте древнюю китайскую мудрость - "Убив дракона, сам становишься драконом". Удачи!