Сила дебютной мысли Древняя игра восточных мудрецов получила очередное компьютерное воплощение. Сегодня речь пойдет о довольно интересной шахматной программе с не слишком оригинальным названием Chess 2003. За последние полгода перед моими глазами прошел целый ряд самых разнообразных игр данной тематики, так что посмотрим, что сможет Chess 2003 противопоставить своим более известным конкурентам.
Первое, что сразу порадует начинающих гроссмейстеров - это нормальный интерфейс программы. Именно так - нормальный, поскольку для шахматных разработок такая необходимая вещь, вообще-то, не характерна; кто сомневается - взгляните на Fritz 8 или Deep Sjeng. Последний так просто является ночным кошмаром пользователя - десятки малопонятных опций без всякой логики втиснуты в длиннющие выпадающие меню, причем количество всего этого добра выражается трехзначными цифрами. Честно говоря, чего-то подобного я ожидал и от Chess 2003, смирившись с мыслью, что шахматы и удобное оформление - вещи несовместимые, и был рад ошибиться. Во-первых, все необходимые пользователю настройки вынесены в соответствующие меню и четко определены. Если вы хотите сделать игру немного сложнее, достаточно зайти в меню уровня сложности и передвинуть ползунок по десятизначной шкале - и все. Спросите, что в этом удивительного? Обратитесь к Deep Sjeng и попробуйте проделать аналогичную процедуру там, если получится - считайте, что жизнь прошла не зря. Кстати, кроме всего прочего, можно изменить время, отведенное компьютеру на обдумывание хода (и на всю партию тоже), либо вообще снять все ограничения (но тогда готовьтесь играть с противником, девиз которого - "я не тормоз, просто ооочень медленный газ"), а можно еще включить глубокий анализ хода, после чего скромная программа заиграет на уровне шахматиста-разрядника. В целом, чисто шахматная мощь игры совсем невелика в сравнении с тем же "Фрицем", зато есть возможность сразу поставить режим для начинающих - тогда все опции автоматически будут оптимизированы для неопытного шахматиста. Подчеркну, что все это делается в привычной и простой атмосфере без лихорадочных переключений среди туч открывшихся окон и прокрутки ползунков на десяток-другой делений.
Кроме легкого выбора уровня сложности, программа Chess 2003 порадовала набором вариантов графического оформления - при попытке посчитать их все возникли явные затруднения, слишком уж много, но количество исчисляется десятками, так что мало не покажется. Можно выбрать стиль фигур, причем среди вариантов попадается и экзотика, вроде "древнего" стиля - привычный глазу облик сменится каким-то уродством в лучших традициях каменного века. Есть и множество других вариантов: мраморные фигуры, деревянные, классические ну и так далее. Точно так же можно выбрать и внешний вид доски: есть стиль "милитари" (хотя цвет хаки как-то не очень к месту смотрится в шахматах), несколько вариантов дерева и мрамора, плюс некоторые другие. Кому мало и этого, можно подобрать еще и общий фон, на котором будет располагаться все поле: от белого, до цвета утеса или гранита - напоминает обои Windows 95.
Что касается графического движка в целом, то он не вызывает восторгов, в особенности, строго изометрический вид, который нельзя не повернуть, ни отменить, вернув классическое "двухмерное" положение.
В самой игре предусмотрен набор стандартных опций по отмене хода, прокрутке партии назад, и прочих мелких радостей читера, но количество их здесь не слишком велико, по сравнению, например, с тем же Fritz 8.
Порадовало наличие шахматных этюдов, когда требуется достичь выигрыша в определенной ситуации, например, объявив мат в несколько ходов. Chess 2003 содержит 28 таких задачек, плюс можно создать собственные.
Есть весьма слабенькие возможности по анализу партий, заключающиеся в показе статистики по ходу партии (совершаемые ходы и тому подобное). Подсказку во время игры вы получите, но выводы по сыгранной партии уже делайте сами. То же самое касается встроенной справки - описание правил игры и самой программы, мягко говоря, коротковато.
Ну и чтобы уж завершить общую характеристику программы, сообщу, что, в принципе есть возможность игры через Всемирную паутину с живым оппонентом ("в принципе" потому что ее наличие вовсе не означает, что вам удастся эту возможность реализовать), можно заставить компьютер играть с собой, хотя занятие это невероятно скучное. Музыка в игре отсутствует как таковая, а звуковых схем всего три: первая построена на вариациях звона бьющейся посуды, вторая - это ухудшенный вариант первой, а третья - это "бипы", сопровождающие перемещение фигур.
В общем, все вышесказанное подводит к однозначному выводу: Chess 2003 - программа добротная, но не для профессионалов, а, скорее, для любителей. Простой и понятный интерфейс без излишних деталей, возможность быстро начать партию, не отвлекаясь на кучу настроек, стандартный набор опций и мелкие радости вроде шахматных задач. Ваш ход, господа.