Особенности американской политики Сегодня в виртуальном предвыборном штабе кандидата в виртуальные президенты США от республиканцев Арнольда Шварценеггера царит настоящая суматоха. На будущей неделе запланировано очередное посещение Флориды и Невады, а также первый визит в Иллинойс, где уже обговорены детали строительства нового офиса. Последнее выступление в Калифорнии на тему противодействия террору и однополым бракам не только принесло долгожданную поддержку, но и помогло ослабить здесь позиции влиятельного соперника с помощью шумихи, поднятой локальными СМИ. Кроме этого, еще нужно успеть изложить свои взгляды газете, дать новые распоряжения политтехнологам и "засветиться" в провокационной программе "60 секунд", запутанно рассуждая о проблемах современных предпринимателей и финансировании Египта. Это не детали последних политических новостей, а всего лишь некоторые моменты забавной игры "The Political Machine" (PM).
Итак, главная задача менеджера избирательной кампании, роль которого и отводится игроку, - обеспечение своему подопечному победы на предстоящих выборах любыми средствами, от которых двух соперников отделяет всего-навсего 41 неделя, разыгрываемая по ходам, что не так уж и много, если учесть объем необходимых приготовлений. Главный PR-менеджер в данном случае обладает безграничными полномочиями, подсказывая кандидату, когда, где, кому, что и как говорить.
Прежде чем включиться в гонку за президентское кресло, необходимо определиться с режимом игры и своим персонажем. Для "быстрой игры" будет достаточно и минимума настроек. Кампания столкнет вашего кандидата с различными политиками (Кондолизой Райс, к примеру) в зависимости от партии, в порядке очереди и с постепенно возрастающей сложностью. Наконец, "игра-фантазия" позволяет еще дальше уйти от реальности и изменить ситуацию в мире по своему желанию. В качестве крайности предусмотрены возможности мировых войн, национального восстания и экономического кризиса. Все это, разумеется, повлияет на ход игры.
Следующий этап - выбор идеального кандидата. Можно воспользоваться уже готовыми персонажами, созданными на основе реальных личностей (Альберт Гор, Джордж Буш, Дик Чейни, Хиллари и Билл Клинтоны, Джимми Картер и т.д.), живущих в современном мире и в прошлом и, так или иначе, повлиявших на американскую политическую систему. Для предвыборного марафона можно создать и собственного представителя, разбросав очки по 13 характеристикам, среди которых харизма, привлекательность, религиозность, военный и политический опыт, целостность суждений, интеллект, влияние на СМИ и другие. Пожалуй, самой важной чертой является выносливость, определяющая количество действий, которое кандидат может совершить за одну неделю. Затем придется определиться с родным штатом и партийной принадлежностью, где выбор невелик: республиканцы или демократы.
В дальнейшем взору открывается схематичная карта США, поделенная на штаты, что имеет принципиальное значение, ведь жители различных регионов могут иметь диаметрально противоположные взгляды на одни и те же вопросы, а то, что очень важно для части людей, быть может, вообще не беспокоит всех остальных. Стоит оговориться, что разработчики максимально приблизили свое творение к жизненным реалиям, что нашло отражение в таких параметрах, как богатство отдельных штатов, число голосов "выборщиков", которые в них можно получить, а также отношение к актуальным проблемам, среди которых присутствуют различные аспекты внешней и внутренней политики, знакомые любому следящему за мировыми новостями человеку. Исход агитации решают выборы, где набравший 271 или более голосов и признается победителем. Изначально серьезную поддержку кандидату обеспечивает лишь родной штат, а остальные, по большей части, не только не определились со своими предпочтениями, но могут и вообще не знать о существовании кандидата.
Используя свободные очки выносливости, необходимо выбрать именно те шаги, которые удастся провести с наибольшей для данного времени эффективностью. Перемещаясь по стране, придется не только строить новые штаб-квартиры, укрепляющие позиции кандидатов в отдельных штатах и привлекающие дополнительное финансирование, но и делать выступления по темам, волнующим общественность, в которых разрешается не только демонстрировать свое к ним отношение, но и развенчивать убеждения соперника. Например, друзья поздравят республиканца с речью о вреде финансовой помощи развивающимся странам, а вот демократы и все прочие (независимые) будут сильно обижены. Впрочем, есть и альтернатива: высказаться по теме, где двух мнений не существует (все осуждают терроризм), хотя в результате и пользы для кампании может оказаться меньше, чем в первом случае.
Рекламные кампании в газетах, на радио и по телевидению различаются не только по стоимости и охвату аудитории, но и по масштабу эффекта. Так, еженедельная газетная колонка улучшит осведомленность о кандидате лишь в отдельном штате, а блок телерекламы не только подействует на всю страну, но и расскажет об отношении кандидата к важным проблемам современности.
Свободное время также тратится на увеличение влияния, позволяющее заручаться поддержкой одного из 10 национальных объединений (Федерация Налогоплательщиков, Комитет по международной политике, Клуб защитников природы, Палата Коммерции, Объединение Профсоюзов) и приобретать себе помощников. Большинство этих организаций в действительности существуют в США, но под другими названиями, а при переводе на русский язык могут отличаться вообще лишь аббревиатуры, к примеру, Ассоциация Владельцев Оружия (NGA) в реальности - NRA (National Rifle Association). Одобрение от таких крупных объединений - палка о двух концах. Кандидат получает дополнительную поддержку и усиливает позиции по ряду проблем, но при этом вынужден изменить свои взгляды на некоторые вопросы так, что может даже ухудшить свой имидж среди сторонников собственной партии, что непременно отразится и на финальном голосовании.
Когда время поджимает, оппонент завоевал безграничное доверие в некоторых регионах, а в одиночку с этим справиться уже не получается, то единственное спасение в том, чтобы пригласить специалистов с двусмысленными именами, среди которых консультант (повышает осведомленность), вебмастер (делает дешевле рекламу), "доктор" (помогает избирателям "вылечиться" от неправильных взглядов и склониться в пользу вашего кандидата, увеличивая его рейтинг), "ликвидатор проблем" (для расправы с вражескими агентами), "акула пера" (обнажает слабые стороны соперника) и т.д. Этих персонажей также нужно перемещать по стране для большего эффекта, а каждый последующий работник из одной серии будет обходиться дороже предыдущего. По истечении нескольких недель к каждому претенденту на президентский пост присоединится союзник, помогающий поскорее "обработать" окружающие штаты.
Иногда в некоторых уголках страны появляются специальные иконки, обозначающие вероятность наступления случайного события или возможность выступления по телевидению. Происшествия могут носить как позитивную, так и негативную окраску, причем при наличии штаб-квартиры в соответствующем штате игрок получит подсказку на этот счет, и путешествие, отнимающее ценное время, не станет авантюрой, только иногда еще и нужно успеть прибыть на место быстрее соперника, ведь ходы осуществляются одновременно. События означают знакомство с любым из 12 персонажей. Так, голливудская знаменитость разрекламирует вас не хуже прессы, болельщица повысит эффективность работы некоторых специалистов, герой войны улучшает военную репутацию, кинопродюсер снижает рекламные издержки, скандалист "очерняет" оппонента, неудавшийся в прошлом политик отнимает все очки выносливости на бесцельную болтовню, а чересчур эмоциональный работник телевидения своими непродуманными высказываниями повысит или понизит рейтинг кандидата на случайную величину.
Телевидение с радостью пригласит вас на телешоу, главное - не пропустить эфир, занявшись другими делами. 6 телешоу и интервью по Интернету имеют свои особенности. Прежде всего, доступные ответы зависят от уровня интеллекта опрашиваемого, к тому же тут пригодится знание проблем реального мира, ведь может попасться и такой вопрос: "Стоит ли США копировать социальный характер внутренней политики некоторых стран Европы?". Естественно, что высказывания не должны расходиться с декламируемой позицией кандидата, иначе можно растерять большинство сторонников, но иногда можно попытаться уйти от ответа. В новостях "Ночного времени" задают серьезные и зачастую провокационные вопросы, а зрители и ведущий "Фактора О'Мэйли" не потерпят уклончивых ответов, с местной теледивой Барбарой Сойер лучше вообще не встречаться, не заручившись поддержкой 25% электората. Пользователи Всемирной Паутины, напротив, всегда оценят внимание к себе со стороны политика, и редкий ответ принесет негативный эффект, но и увиливать здесь не принято. Впрочем, без противоречий все равно не обошлось: к примеру, выступив в защиту единой системы здравоохранения и одновременно против улучшения социальной политики, почему-то удается заработать только положительные баллы.
Ближе к финалу о себе дает знать дефицит финансовых ресурсов, когда на оплату всех желаемых услуг уже начинает не хватать. В этом случае всегда можно организовать сбор средств в пользу кандидата, причем размер пожертвований справедливо зависит от богатства штата, здешнего отношения к персонажу, а также от того, сколько раз в этом месте этот человек уже проводил подобную акцию. Стратегическая составляющая PM заключается в том, что необходимо выбрать, стоит ли приберечь деньги на завершающий этап кампании или уверенно обогнать конкурента на старте, что вовсе не гарантирует победу.
Без толкового AI вряд ли игра могла бы стать интересной, но в этом плане тут все в порядке. Новичку не стоит даже пытаться начинать знакомство с PM с кампании, где сходу обыграть даже первого оппонента непросто. Пока человек сосредотачивает свои усилия на богатых штатах, соперница на самолете облетает всю территорию, отстраивая многочисленные офисы, закидывает по хитроумной методике половину страны различными видами рекламы, критикует конкурента, где только возможно, использует специалистов и не пропускает ни один телеэфир, если она уверена в получении там дополнительной выгоды. "Отбить" обратно любой штат относительно легко, весь вопрос лишь в количестве потерянных здесь недель и денег, но за это же время противник завоюет новую поддержку и без труда станет лидером. Хотя своеобразную формулу успеха вычислить все же можно. К примеру, для каждой партии есть набор штатов, без поддержки которых выборы выиграть практически невозможно, а искусственный интеллект иногда про это забывает.
В режиме мультиплеера можно сразиться с живым соперником, если только такой найдется быстрее, чем пропадет желание играть. На официальном сайте пользователи рассуждают о политике и представляют свои предвыборные платформы, там же доступен первый патч, добавляющий, в частности, возможность сохранять и загружать свои достижения. В будущем авторы PM обещают обновлять список проблем, волнующих местных избирателей, в соответствии с изменением ситуации в мире.
В плане графики PM напоминает настольную игру с картой вместо поля, фишками и карточками. Хотя стоит отметить работу художников-карикатуристов, жаль только, что иногда разные события сопровождаются одной и той же картинкой. Фигурки персонажей мелковаты и без увеличения их сложно отличать друг от друга. Диалоги написаны с юмором, а обозреватели кратко охарактеризовали насущные проблемы современного мира. Все это привело к появлению у игры собственного стиля, сочетающего серьезность и веселые моменты. В PM очень много текста, а в лексике используется жаргон, а также различные экономические и политические термины, поэтому для английской версии потребуется еще и знание языка на хорошем уровне.
С интерфейсом в PM никаких проблем не возникает. Более того, весьма подробный мануал не только доходчиво объясняет основы игры, но и рассказывает о том, что необходимо сделать, чтобы быть более успешным, проводя свою кампанию. В игре есть краткий брифинг для тех, кто не читает мануалы, и горячие клавиши для быстрого доступа к различным экранам, а для освоения управления хватит и нескольких минут. Информация о каждом штате и беспокоящих жителей вопросах поможет любому кандидату, также пригодится отчет о доходах и расходах и результаты опросов, которые, как и в жизни, имеют некоторую погрешность. С помощью различных фильтров наглядно отображается ситуация в различных регионах и становится видно, где агитации не хватает. В финале становится ясно, как проголосовал каждый штат, а также число очков, заработанных за игру.
6 музыкальных треков (плюс еще 2 для победы и поражения) хорошо бы подошли для какого-нибудь выпуска новостей на ТВ. Только игра отнимает больше времени, чем просмотр прогноза погоды, поэтому повторяющиеся мелодии надоедают. Звуковых эффектов почти нет, если не считать шума самолета и кликов.
Недостаток игры в ее монотонности. В свободном режиме или в кампании удивить опытного игрока уже нечем. Да, поработав с настройками, к реальным проблемам добавятся вымышленные вроде борьбы с беспорядками, прения с Францией, отношения к колонии на Марсе или подготовки к встрече с инопланетянами, однако, как и в настольной игре, карточки с событиями и особенности игры почти не изменятся. 41 неделя - чуть меньше года, но за это время политическая ситуация все еще соответствует начальным установкам, что было бы невозможно, к примеру, при глобальной войне.
The Political Machine - не первая игра на тему политики, но ее авторам удалось весьма органично совместить реализм и увлекательность, вместе способные занять несколько свободных вечеров. Конечно, далеко не всем российским геймерам захочется разбираться в тонкостях президентской кампании, проходящей в США, поэтому остается надеяться, что разработчики когда-нибудь столько же внимания уделят особенностям избирательных систем в нашей и других странах.