Танцы под пулями По-разному относились к вышедшему в конце 2001 года шутеру "Red Faction" от "Volution Inc" - от бурных восторгов до умеренных нападок, но даже пессимисты вынуждены были признать, что игра удалась. Потому как игрокам преподносился практически идеальный коктейль из добротной (пусть и не революционной) графики, удобного управления, неплохого набора оружия, стандартных мультиплейерных возможностей и т.п. В качестве леденца добавлялась возможность разрушать различные поверхности: ломать стены, сносить колонны, прорубать взрывами туннели в шахтах. В общем, сказать, что продолжения ждали, значит, ничего не сказать. Что ж, встречайте, дождались-таки...
Для начала хочется сказать, что RF2 делала уже не "Volition" а "Outrage Games" совместно с "Volition", последних, чувствуется, пригласили лишь в качестве свадебных генералов. Во-вторых, RF2 изначально затачивался под приставки, причем приставочные версии и вышли со значительным опережением. Увы, но от оригинального "Red Faction" здесь уже мало что осталось (ни герои, ни сюжет никак не перекликаются с первой игрой), так еще досталось и самой игре, сползшей в приставочную трясину.
Вся марсианская атмосфера выветрилась, как будто и не было ее. Никакого Марса, подземных станций, повстанцев и рудокопов, забудьте. Все действие теперь разворачивается на Земле в городе Sopot City спустя пять лет после марсианского бунта. Балом правит некий тиран Виктор Сопот, втянувший подвластное ему Содружество в войну с Объединенной Республикой. Для военных целей в лабораториях города с использованием последних нано-технологий разрабатываются элитные бойцы. Шестеро таких супервояк приговариваются за какие-то там прегрешения злодеем Сопотом к смерти. Им удается бежать, и они начинают вести подрывную деятельность против некогда горячо любимого диктатора, красочные постеры и статуи которого встречаются здесь буквально на каждом углу.
Вы - Alias, один из членов элитной шестерки восставших против Сопота ренегатов, по специальности подрывник. Впрочем, это вовсе не значит, что вам будет недоступно другое оружие, помимо бомбочек и прилипающих к стенам мин - вовсе нет. На протяжении игры вам откроется весь арсенал - все 14 пушек, начиная от пистолетов и автоматов и заканчивая двумя снайперскими винтовками, рейлганами, гранатометами и базуками. Некоторые имеют альтернативный режим стрельбы, но к этому мы уже давно привыкли. К оружию претензий нет, порисовано все на четверку с минусом, зато озвучено, как доктор прописал. Разве что время на перезарядку отведено слишком большое, что, как сами понимаете, во время напряженных "танцев под пулями" особо не радует.
Помимо вас в команду еще входят: водила Shrike, шпионка Tangier, снайперша Quill, пулеметчик Ганс... простите, Repta и лидер Molov. На самом деле, все эти персонажи нужны лишь для того, чтобы было, значит, кому в видеороликах и межмиссионных сценках "на движке" время от времени мелькать. Отдавать им приказы нельзя, да и вообще хоть какой-то возможности влиять на их поведение авторы не предусмотрели. Я уже не говорю о выборе нескольких вариантов действий, как в U2, или хотя бы "стой" - "иди за мной", как в Half-Life. Хотя, если подумать, то здесь это уже не так важно. Суперкоммандос, похоже, бессмертны, и их абсолютно не волнуют какие-то там маневры и оборонительные тактики. Появляются эти "чудо-солдаты" всего лишь в нескольких миссиях и ходят за вами как привязанные, отстреливая все, что попадает в прицел.
До поражения Сопота вы наивно будете думать, что он - ваш самый главный враг, а еще что ваша шестерка представляет собой единое целое, и все бойцы как пальцы на одной руке - всегда вместе и горой друг за друга. Однако скоро вам популярно объяснят всю глубину ваших заблуждений. Половина группы пойдет за чокнувшимся на войне лидером, а другая половина останется с вами. Естественно, что с каждым из них, превратившихся в крутых боссов, придется сражаться. В конце концов, в башне-статуе Сопота, надобно надрать задницу залезшему в робокостюм Molov'у. Потому что добро всегда побеждает зло, а зло это терпит, мучается, но ничего не может с этим поделать.
Стандартный игровой процесс - прошел пяток комнат (изредка приходится ездить на лифте или крутить какой-нибудь вентиль), вынес десяток супротивников средней тупости, подобрал новую пушку, загрузил новый уровень - разбавляется покатушками на различного рода технике. Презабавное занятие, в особенности бесконечным боекомплектом. Сначала вас провезут на флаере и покатают на танке, позволяя расстреливать из пулеметов и пушек здания, джипы и живую силу противника. Все вокруг взрывается и горит, окна рассыпаются вдребезги, а техника разбрасывает по округе дымящиеся обломки. Управление в этом случае от вас не зависит, получается своеобразный интерактивный тир: вращаем дулом в нужную сторону, едем и палим, покуда вокруг ничего живого не останется. Ближе к концу позволят залезть в убойный робокостюм, этот уже под вашим управлением, и сносить всех при помощи парочки пятиствольных пулеметов и ракет. И уже пачки модифицированных солдат, которых в обычном режиме приходилось поливать огнем десяток секунд (у них еще индикатор здоровья, как у боссов, сверху имеется) - выносятся на раз. На закуску дадут поплавать (тоже самостоятельно) на подлодке, отстреливаясь торпедами от других подлодок и атакующих мин. Последнее вышло не слишком удачно: вода мутная, кругом темно, ничего не видно, стреляют, опять же...
А теперь о грустном... Приставочное нутро игры выползает из всех щелей, начиная с меню с бонусами (по мере прохождения вы сможете открыть описания и картинки концепт-арта, всех противников, оружие и даже новый режим ботматча) и заканчивая респауном противников. Последнее, например, встречается на мосту, который нужно взорвать (там прямо на голову из воздуха спецназовцы все время падают), или бесконечно появляющиеся снайперы в окошках церкви на кладбище. Как-то решил проверить, насколько их хватит, но после первой полусотни честно застреленных из снайперки супостатов терпение лопнуло.
Идем дальше. Графика, здесь, к сожалению, не то что не блещет, а даже и не отсвечивает. Видимо, высокохудожественные текстуры закончились еще на приставочных версиях, если вообще существовали. Еще замеченный глюк - "горелые" текстуры заменяются "новыми" - и это там, где необходимо было уничтожить объект по сценарию. Модели бойцов неплохо смотрятся только на большом расстоянии, вблизи все расплывается и на них лучше не смотреть. Никаких монстров, кстати, в игре вообще нет - только несколько модификаций солдат, летающие механические дроны, да нападающие из-за угла паучки-камикадзе. Зона поражений делится на "голова" - "остальное тело", кстати, при попадании в голову с бойцов слетают каски.
AI особо ничем не порадовал, все на уровне среднего шутера, включая глюки. Бывает, противники (даже с одним боссом(!) у меня такая оказия приключилась) застревают в стенах и тупо продолжают бежать, упершись носом в преграду, их тогда можно брать голыми руками. Дизайн уровней проще некуда: канализации, туннели метро, лаборатории, склады, военные базы, кусочки улицы - порой кажется, что тут старичок Half-Life еще и фору даст. Лишь изредка, в паре-тройке мест, можно за что-то зацепиться взглядом. При этом уровни получились такие короткие, что прогулочным шагом проходятся за пару минут. А всю игру даже при большом желании не удается растянуть на несколько дней, хватает на вечер. Зато все шустро бегает и крутой конфигурации компьютера от вас никто не потребует.
Если вас не удовлетворит одиночная игра, то можете побегать в компании с ботами. При этом дается стандартный выбор карт, режимов, оружия, бонусов и т.п. Режимы почти все хорошо знакомы: Team Arena, DM, Team DM, CTF плюс новые Bagman и Regime. Внешне весьма похоже на Q3, только графика и дизайн попроще, и бонусы и оружие отображаются плоскими иконками вместо трехмерных моделей.
К сожалению, приходится констатировать, что это уже не "Red Faction", то есть, не "Red Faction", который мы помнили и кое-кто и боготворил. Побегать и вволю пострелять можно, но это все на уровне сегодняшних середнячков. Перестрелки банальны и, что называется, без фантазии. Поездки на танке и полеты на флаере могут кого-то порадовать, битвы с боссами - вряд ли. Широко разрекламированные возможности улучшенного "Geo-Mod" движка также не впечатляют. Разрушить можно не все, а только те стены, перекрытия и балки, которые дозволяется. При этом каких-то серьезных отличий в этом вопросе от RF1 замечено не было. Даже если отвлечься от лопнувших ожиданий и сравнений с оригиналом, перед нами обычная, хотя и весьма добротная стрелялка от первого лица с очевидным приставочным наследием. Поклонники жанра, скорее всего, не пропустят ее мимо себя, но завоевать сердца, как это довелось предшественнику, ей вряд ли суждено.