Тихая заводь для берегового братства Богатым выдался апрель на игрушки, посвященные пиратской тематике. Только-только промелькнул "Port Royale", как на горизонте замаячило продолжение в серии "Tropico", целиком и полностью посвященное пиратству. Правда, на этот раз им занимались другая команда разработчиков - из "Frog City", а авторы оригинала из "Poptop" только редактировали концепцию и одобряли общий стиль. Надо сказать, что получилось очень неплохо. Графика, управление, общая атмосфера - все довольно похоже, естественно с учетом сменившейся ориентации.
Итак, теперь вы хозяйничаете не на диктаторском острове прошлого века, а на пиратском семнадцатого. Что, по сути, мало чем отличается: возводим нужные строения, устанавливаем отношения с соседями (три супердержавы), следим за уровнем счастья своих подопечных, раздаем кругом тумаки и награды, кому что заслужил... Ключевая новинка: возможность строить корабли и нападать на чужие суда, грабить их и захватывать пленников. Пиратство и грабеж становятся важными источниками доходов, помимо всевозможных питейных и игорных заведений на самом острове. Еще одно существенно отличие заключается в том, что теперь у вас уже нет выбора быть плохим или хорошим, а есть выбор - насколько плохим.
Раньше вам необходимо было удовлетворять потребности горожан и туристов, следя за тем, чтобы им было весело, сытно, тепло и уютно. Теперь же приходится развлекать и кормить хозяйничающих на острове пиратов и пленников (читай дешевую рабочую силу). Пираты ведь, знаете, большие любители по части пожрать, подраться и пошалить, так что борделей, салунов и казино на вашем острове должно быть в избытке.
Пленники то и дело сами попадают на ваш остров в результате регулярных кораблекрушений, их могут ссылать на остров ваши покровители, можно по желанию захватывать их и самолично. Пираты и пленники - вот две категории лиц, которые и являются основными жителями вашего пиратского островка. Используя известный принцип кнута и пряника, необходимо держать в подчинении всех жителей острова, чтобы те невзначай чего-нибудь не натворили. Или, не дай бог, конечно, не лишили вас права управления островом. В таком случае вы, как и в оригинале, покинете остров... теперь, правда, не на лодке, а на грубо сколоченном из бревен плотике с любимым попугаем на сундуке в качестве неизменного попутчика. Но, не будем о грустном.
Как и в прошлых играх серии, в "Tropico 2" категорически отсутствует мультиплейер (повоевать с другим пиратским островом было бы забавно, но, может, в другой раз), поэтому авторы предлагают сконцентрироваться на одиночном прохождении. Для чего вашему вниманию предлагается полноценная кампания, состоящая из 16 последовательных миссий, плюс десяток одиночных сценариев и режим песочницы (sandbox). То есть вы выбираете карту, остров, стартовые условия, пирата-лидера и т.п. У которого, кстати, имеется целый ворох характеристик, которые можно изменять, переставляя флажки из одних показателей в другие. Все это будет прибавлять несколько процентов к тем или иным показателям жизнедеятельности будущего острова, например, увеличить процент страха, лидерство, мужество пиратов.
Задания в миссиях кампании, в принципе, вполне стандартны и тем более будут знакомы поклонникам прошлых игр серии: заработать энную сумму гульденов, возвести такие-то сооружения, построить несколько кораблей, подружиться с супердержавой и т.д., причем многие необходимо исполнить до истечения установленного срока, что бывает не так легко.
В основе всего, как и раньше, лежит строительство, поэтому это и будет вашим основным занятием на пиратском острове - строительство инфраструктуры и последующее управление всем этим хозяйством. Теперь большее значение имеют дороги, все строители топают исключительно по ним, поэтому этому вопросу следует уделять особое внимание. Строительное меню не менее внушительно, чем прежде, имеется добрый десяток различных разделов, начиная от зданий основной инфраструктуры, добычи ресурсов, производства, и заканчивая развлечениями и всем, что связано с постройкой кораблей. Для более успешных действий на море нужно заниматься обучением своих пиратов, для чего имеется ряд образовательных школ по навигации, канонирскому ремеслу, бою на саблях. Необходимы и сооружения, чтобы запугивать (можно ставить "страшные" элементы декора вдоль дорожек) или усыплять бдительность пленников: виселица, дом для допросов, церковь, отель, аптека. Напоследок можно позаботиться и о защите острова, чтобы, значит, пираты чувствовали себя в безопасности: форт, обсерватория, смотровая вышка, пушки. Да, чуть не забыл о специализированных постройках: шляпный магазин будет улучшать лидерство пиратов, попугайский уголок со своими пернатыми пересмешниками - мужество, а производство деревянных ног заставит расти "дурную славу" и без того отъявленных головорезов. Все это лишний раз доказывает, что разработчикам не чуждо чувство юмора. Лишнее тому доказательство - возможность воскрешать мертвецов: из могилы выползет скелетик и начнет бродить по острову, пока его в капусту не изрубит первый попавшийся на дороге флибустьер.
Основных ресурсов в игре всего два: это золото и дерево, они необходимы для постройки зданий и исполнения ваших приказов. Однако, помимо них, надобно еще соорудить фруктовые фермы, чтобы народ не пух с голодухи, и добывать железо, чтобы можно было производить пушки и оружие.
Вторым основным меню в "Tropico 2", также аналогично предыдущим проектам, является меню указов, при помощи которых можно регулировать свои отношения с соседями, награждать и веселить народ, определять цели для атаки своим судам. Причем эти приказы можно применять к отдельным личностям, например, переквалифицировать пленника в пирата или вообще освободить арестанта (за выкуп или просто так - как совесть и состояние счета подскажет), просто насыпать пирату в карман лишних деньжат или банально убить любого человека на острове, что вполне допускают суровые реалии буйного берегового братства. Одним из главных показателей, за которым следует неусыпно наблюдать, является уровень счастья пиратов и пленников. Когда он падает ниже критического значения, население может взбунтоваться, и тогда жди беды. Его можно повышать, устраивая акции по раздаче бесплатного пива и рома, организуя карнавалы и повышая ставки в азартных играх. Правда, есть здесь одна небольшая хитрость - то, что хорошо для пиратов, обычно бывает плохо для пленников и наоборот, поэтому приходится изворачиваться.
Теперь о самом интересном, то бишь о морских набегах. Кораблями вы здесь фактически не управляете. Их можно построить, оснастить, направить в указанный квадрат на карте (она открывается постепенно, не сразу) и обозначить задачу. Например, захватить конкретного специалиста (плотника, кузнеца, торговца... с десяток наименований) или просто напасть на поселение и захапать пленников, грабить суда, или исследовать акваторию, ни на кого не нападая. Все остальное будет делаться уже без вас. Постройка кораблей отнимает массу средств и времени, поэтому ворочать громадными флотилиями и не надейтесь, несколько кораблей (для каждого сперва надо выстроить причал) вот и все, на что можно рассчитывать. Подружившись с одной из трех держав (Франция, Испания, Англия), можно заключить с ними договор на пиратство, в случае нужды даже попросить денег. Вообще, от общения с ними можно много чего выгадать, чем в свое время настоящие пираты активно пользовались. Отследить политическую ситуацию, изменения отношения жителей, финансовые и всякие прочие показатели можно, полистав главный журнал. Разделы каталогизированы и соответствующим образом сшиты, информации много по всем вопросам. Есть даже объемная пиратская энциклопедия, подробно объясняющая назначение всех построек, терминов и прочая.
Графика в "Tropico 2" в целом повторяет стиль оригинала, что и ожидалось: изометрический вид островка можно вращать на 90 градусов, имеется многоуровневый zoom. Атмосфера тропического острова и населяющей его растительности передана очень неплохо. Строения же вообще порадуют играющих своим бросающимся в глаза пиратским антуражем и колоритной стилистикой, что подчеркивают вылезающие прямо из земли вдоль дорог костлявые руки, развевающиеся черные флаги и прочие атрибуты устрашающего декора. Постройки и суда теперь при максимальном увеличении даже выползают за рамки экрана, что позволяет рассмотреть здания и занятия жителей буквально в деталях. Музыкальные темы спокойны и ненавязчивы.
В итоге "Tropico 2" получился именно таким, каким его и ждали. Никаких открытий и сюрпризов, зато все, что было заявлено и ожидалось - реализовано, что есть совсем неплохо. Корсарская атмосфера (с тонким налетом черного юмора) позволила, особо не меняя основную базу, предложить публике фактически новую игру и десятки часов интересного времяпрепровождения. Ожидаемое разнообразие вносится за счет организации и устройства пиратских налетов, что, как вы понимаете, намного интереснее, нежели просто заниматься строительство и сельским хозяйством. Так что всем поклонникам градостроительных симуляторов в целом и большим любителям "Tropico" в частности настоятельно рекомендую обратить внимание на новый пиратский продукт, где в ваше распоряжение поступает целый остров головорезов. Ahoy!