Детище Хидео Коджимы более чем известно играющей публике, хотя, справедливости ради, необходимо уточнить, что хитом она стала исключительно на консольных фронтах. Да и до сих пор, несмотря на наличие портированной на PC первой части, в первую очередь, узнав о релизе продолжения, в магазин побежали толпами обладатели PS2 и немногочисленные апологеты Xbox. Но на этот раз Konami не забыла и о владельцах PC и, смилостивившись, выпустила DVD-релиз, за который на диком Западе люди облегчают свои кошельки не меньше, чем на полсотни вечнозеленых. Как будет распространяться эта во всех отношениях великолепная игра на широких российских просторах пока не вполне понятно, ибо на данный момент ее установка сопряжена со множеством маленьких, но неприятных неожиданностей.
Итак, для тех, кто не в курсе событий... Metal Gear - суть самое страшенное оружие из когда-либо созданных больным гением человека. Это огромный механизм, быстро передвигающийся, бронированный донельзя и под завязку набитый докритическими массами ядерного материала (читай, атомным оружием). Все, что происходит с этим смертоносным девайсом, окружено семью печатями государственной тайны и столькими же, если не большими, тайно противоборствующими сторонами. Активное участие в описываемых событиях издревле (с первой части игры) принимал так называемый Solid Snake (второй, но, как выяснится, не последний из Змеев) - суперподготовленный спецагент секретного воинского подразделения. Выполнение миссии "Танкер" из второй части игры также вменяется Снейку под прямым руководством своего непосредственного начальника - просто Полковника (Colonel).
Тихий десант с моста на палубу танкера оказывается успешным. Брифинг, проводящийся с помощью рации, вживленной в кость, гласит о факте присутствия на танкере нашего супероружия. Необходимо выяснить, является ли устройство той же модификацией Metal Gear, которая фигурировала в первой части игры, или это нечто новое, доработанное и потому еще более опасное. Выполнение задания включает в себя проникновение агента в трюмы танкера и фотосъемку устройства с помощью цифрового фотоаппарата с последующей передачей снимков по сети для анализа. Однако, миссия, не успев начаться, усложняется появлением... кого? Правильно, русских! Вертолеты Камова, ушанки, АКСУ, командующий армией Сергей Гурлукович и его дочь Ольга - женский спецназ в тельняшке с пушкой, гранатами и ножом. Но и это еще не все! После долгих лишений и испытаний, Снейку наконец удалось сфотографировать Metal Gear и отправить снимки на базу, но тут появляется еще одно старое знакомое действующее лицо - Револьвер Оцелот - который захватывает Metal Gear в свои руки и топит танкер вместе со Снейком, как маленький беззащитный "Титаник".
Спустя два года история получает продолжение на нефтедобывающей морской станции "Big Shell". Разруливать ситуацию придется свежеиспеченному, только что из виртуальной реальности выпущенному спецагенту по кличке Raiden. Под управлением старого знакомого Полковника на пару с очаровательным аналитиком Розой (Rose), Райдену предстоит разобраться в ситуации, которая сложилась на станции. Мало того, что станция напичкана русскими, так еще вмешивается маньяк-подрывник по кличке Толстяк (Fatman), ловкий и бессмертный вампир, грозная Королева (Queen) со своим энергетическим ружьем огромной мощности и другие персонажи. Помимо этого выясняется, что здесь содержится в заложниках президент США вместе со своим ядерным чемоданчиком, а также и Metal Gear собственной персоной. Помимо этого выясняется, что свои собственные цели здесь преследуют некий загадочный ниндзя с мечом, организация Сыны Свободы (Sons of Liberty), выступающая против существования Metal Gear и стремящаяся его уничтожить, и сверхзасекреченная группа "Патриоты". Помимо прочего, за похищением президента явно стоит Оцелот, а в списке ближайших подручных у него ходят Ольга Гурлукович и третий Снейк - Solidus.
В общем, секрет на загадке сидит и тайной погоняет. Естественно, все тайное станет явным. Станет понятно, почему президент снюхался с террористами, кто такие "Патриоты", что на самом деле представляет собой станция и действительно ли Снейк погиб, но для этого придется как следует вжиться в роль спецагента, выучить назубок управление и потренироваться в "виртуальной реальности", прежде, чем выходить на задание. Несмотря на то, что существует PC-релиз игры, управляться с клавиатурой совсем не легко. Думается, оптимальным вариантом для управления стала бы эдакая помесь джойстика с геймпадом. Такая, чтобы имелись два маленьких рычага с россыпью кнопок вокруг каждого. Поддержка мыши в игре реализована отвратительно, поэтому о ней лучше забыть сразу. Вообще, конечно, я несколько сгущаю краски, но на первых порах путаница в кнопках вам обеспечена. Да - управление сложное, да - когда в качестве кнопки "start" используется клавиша табуляции - это, как минимум, нестандартно. Но достаточно пройти сравнительно короткую миссию "Танкер" или просто как следует потренироваться в режиме обучения "виртуальная реальность", как все в этом застывшем, застрявшем на управлении типа "WSAD+мышь" мозге формализуется и оптимизируется, снабжается более быстрыми связями и, вуаля, жмешь себе, как ни в чем ни бывало на "F" со "стрелками", а потом на "C", чтобы спрятать оружие и подхватить свежеиспеченный труп противника под белы ручки, чтобы отволочь в укромное местечко, где остальным супротивникам труп сей не найти.
Возможностей у Снейка с Райденом выше головы, всех и не упомнишь. Висеть на пропастью, передвигаться на руках, ползти, забираться на невысокие препятствия, прижиматься спиною к стене, выглядывать из-за угла, проводить противнику захват Нельсона, кидать его через бедро, долбить пяткой в нос с разворота, кувыркаться, стучать по стенке для привлечения внимания, делать колесо в воздухе и многое другое. Естественно, играть в поиск комбинаций клавиш, чем некогда любили заниматься фанаты "Mortal Kombat", станут немногие. В главном меню игры есть отдельный пункт, призванный донести до игрока информацию о возможностях персонажа. Возможности эти разбиты на три группы - для начинающих, для профи и "серединка на половинку". Содержимое первой группы знать и уметь для успешного прохождения просто необходимо. Без знаний о хитростях средней группы будет тяжело, если не невозможно на финальных стадиях игры. А профессиональные штучки, по большому счету, просто удобны и красивы в использовании. Будет, чем удивить приятелей!
Оружие - это, как обычно, отдельная песня. В игре от третьего лица со статичной камерой прицелиться довольно трудно. Поэтому, здесь работает следующая схема: первый выстрел уходит куда придется, а начиная со второго спецагент бьет в цель. Эдакое автоприцеливание. Хардкорщики могут стрелять, используя лишь вид от первого лица, тогда никакого автоприцеливания не будет. Использовать этот режим довольно непросто, так как за редким исключением перекрестья прицела просто нет и стрелять приходится "на глазок". Исключениями являются, например, снайперская винтовка PSG-1 и пистолеты с лазерным целеуказателем.
Таскать с собой наш герой может целое море легких и тяжелых предметов. Как насчет пистолета M9, заряженного снотворными капсулами, боевого SOCOM, снайперки, АКСУ, M4, пульверизатора с спецохладителем, гранатомета, бинокля, десятка противопехотных мин типа "клеймор", связки осколочных и электронных гранат, десятка сухих пайков, полной формы противника, пачки сигарет, направленного микрофона, детекторов мин, пластиковой взрывчатки и прочей всячины? Я думаю, не против, но утащить все это в реальности вряд ли возможно без тачки на колесиках. Спецагенту же и без тачки совсем не тяжело, а главное даже не понятно, где же он все это хранит? Фанатов "Никиты" (оружия, а не фильма) успокою: любимые управляемые ракеты в игре имеют место быть, а, как минимум, в одном случае, без этого ствола вообще невозможно пройти.
Графика хороша! Заметьте, я не сказал "отлична". Никаких "lenz flare" и реалистичной воды Вы здесь не увидите. Системы частиц, используемые при взрывах также далеки от реальности. Но все, на чем нужно будет останавливать взгляд по факту прохождения, довольно качественно смоделировано и текстурировано. Все персонажи легко узнаваемы и обладают своей собственной неповторимой внешностью, ролики насыщены разнообразным действием и смотрятся, как кино. Трехмерные вставки на движке хвалить можно долго, но, по большому счету, разрабатывай Konami игру в первую очередь для PC - сделали бы еще лучше. А так, для приставки - это предел. Кстати, говорят, что на Xbox игра подтормаживает... Большой повод задуматься, не так ли?
На PC, кстати, тоже легко можно заставить игру тормозить. Кое-где в игре используются так называемые "motion trails". Причем, создаются они, видимо, с помощью параллельного рендеринга соседних кадров, за счет чего создается эффект размытия. Похоже, что количество просчетов увеличивается при этом прямо пропорционально. Помнится, компания 3dfx, мир праху ее, очень хотела расширить возможности своих ускорителей похожими аппаратными средствами. Что ж, жаль, что это больше никому в голову не пришло, ведь на данный момент опцию "motion trails" в настройках лучше выключать, иначе можно поймать периодические, однако довольно серьезные "тормоза" в 1024x768 даже на двухгигагерцовом P4.
Звук... Хочется сказать "вау" и стоять с таким же глупым видом, как у этого парня из рекламы "Макдоналдса". Что касается окружения - все на пять. А вот голоса - это на шесть с плюсом! Похоже, актеры были скрупулезно подобраны к каждой созданной художниками личине. Даже мысли о том, что данный персонаж мог обладать другим голосом и интонацией не возникает! Браво!
В основном, диалоги происходят при помощи нанорации. Да-да, спустя два года после инцидента на танкере, в мире секретных служб стали использоваться микроскопические нанороботы, существенно расширяющие способности пусть даже серьезно тренированного, но все же человеческого организма. В процессе прохождения частенько придется связываться с Полковником, Розой (она, кстати, является "ответственной" за сохранение игры), Питером Стиллманом, сержантом Плискиным, загадочным мистером Иксом, президентом и прочими главными и второстепенными персонажами игры.
Бывает, что иногда оказываешься в тупике, из которого выхода, казалось бы, нет. В таком случае полезно вызвать на связь товарищей и послушать, что они скажут - информация от них помогает в решении проблемы практически всегда, надо только уметь слушать.
На этом хочется завершить этот монолог и в одностороннем порядке посоветовать каждому этот шедевр. Любителям sneak-миссий ничего советовать не стану - я уверен, они уже играют в MGS2. А мне пора! Президент велел мне выйти на системного программиста Эмму Эммерих. Чтобы добраться до нее, мне придется проплыть по затонувшим коридорам пару сотен метров. Эмма должна суметь с помощью машинного вируса нарушить работу... простите, это правительственная тайна! Не поминайте лихом!
P.S. Кстати, после прохождения некоторых миссий, игра выдает Clear Code, который можно ввести на сайте игры, предоставив широкой общественности запись доказательства своей доблести.