Неизвестные битвы Все игры, выходящие у HPS, можно с известной долей условности можно поделить на игры "для Америки" и "для остального мира". Как ни крути, людей, интересующихся второй мировой войной, в России и Европе гораздо больше помнящих основные вехи Войны за Независимость, Гражданской Войны и других, еще более мелких конфликтах Нового Света. Сам автор пишет, что он попытался создать игру по редко освещаемому периоду Гражданской Войны, который лично ему всегда был интересен. В частности, это битва под Pea Ridge. По поводу достоверности битв и качества проработки штатных расписаний армий в силу специфики кампании сказать что-либо трудно, но посмотрев на внушительный список использованной литературы и вспомнив о приверженности Джона Тиллера к историзму и реалистичности, могу сказать, что данная игра может послужить неплохим подспорьем для знакомства с представленным историческим периодом.
Что новенького?
Одной из особенностей игры является малый размер сценариев, скомпонованных в кампанию. Даже самые крупные не могут сравниться с играми "наполеоновской" серии. Однако, исход каждой битвы оказывает влияние на общий ход кампании (в случае, если вы предпочитаете кампанию отдельным сценариям, конечно), в основном определяя доступность тех или иных подразделений в последующих битвах.
Уже в начале игры вы можете заметить, что теперь кавалерия, попадая в лес или рощу, получает статус disrupted. Это связано с невозможностью сохранения плотного боевого построения среди кустов и деревьев. Игры серии все время совершенствуются и изменяются, подобные нововведения никого не удивляют. Но это новшество в корне меняет рисунок игры. Иметь теперь на фланге лес становится большим преимуществом, поскольку неожиданная массированная кавалерийская атака во фланг становится невозможной, поскольку юниты со статусом disrupted не могут атаковать противника. Теряется главное свойство кавалерии, делающее её ценной, ударная сила соединения сводится к нулю. Впрочем, ограничение не действует на спешенную кавалерию. Потенциально, тот же эффект должен был бы применяться также и к пехоте, но в процессе тестирования эффект был выброшен. Впрочем, аналогичный эффект на пехоту, выстроенную в линию, оказывают города. Почему авторы не додумались до этого раньше - загадка, но это только подтверждает, что игра постоянно совершенствуется.
В остальном всё осталось точно так же, за исключением возможности использования рассеянной цепи стрелков, да возможности создания редутов, которые то появляются, то исчезают в играх серии. Ах, да, чуть не забыл: в случае, если обслуживающая батарею команда будет целиком убита и из пушек окажется некому стрелять, можно набрать новых пушкарей из состава одного из пехотных юнитов. Кстати, в отличие от некоторых других игр серии, боеприпасы здесь представлены юнитами повозок в обозе. При интенсивной стрельбе пушек боеприпасы имеют свойство кончаться довольно быстро, поэтому нужно быть аккуратным в расчете на продолжение битвы.
Итого.
Хотя в нашей стране американская история мало кого интересует (точно так же, как в Америке никого не интересует история России), в Campaign Ozark можно поиграть хотя бы для того, чтобы отдохнуть от огромных кампаний Panzer Campaigns, отвести душу на миниатюрных битвах, из которых состоит игра, причем ориентируюсь именно на выигрыш кампании, а не на выигрыш отдельной битвы.
Если проходить игру внимательно, а потом почитать прилагающийся файл с историческими подробностями, то, вероятно, вы сможете потом в беседе блеснуть эрудицией, вспомнив героизм защитников Лексингтона или похвалив полководческий талант генерала Лайона. Что тоже, согласитесь, не фунт изюму.