Уголок дикой природы По мнению историков, первый зоопарк открыла египетская царица в 1500 г. до н.э. Со временем не только правители цивилизаций, но и богачи смогли позволить себе такую роскошь. Много столетий спустя европейские путешественники даже отправлялись в далекие страны в поисках экзотических животных для продажи в частные зверинцы. В современном мире зоопарки имеются в большинстве крупных городов и открыты для всех желающих, однако если раньше люди пытались лишь удержать животных в клетках любой ценой, то теперь они стремятся как можно точнее сымитировать среду обитания зверей и создать для них комфортные условия проживания. Все это учитывает трехмерная стратегия "Zoo Empire" (ZE), созданием которой руководил Тревор Чан, в прошлом подаривший игровому сообществу "Capitalism", "Hotel Giant" и "Restaurant Empire".
В игре имеется 2 режима: свободный и карьерный. В первом случае, определившись с названием, размером, основами внешнего вида, типом ландшафта парка, начальным капиталом и количеством доступных без исследований животных, можно просто играть в свое удовольствие без каких-либо конкретных целей.
В режиме карьеры начинать придется с позиции младшего стажера. Вначале необходимо будет создать своего персонажа, распределив свободные очки между 4 навыками (отлов сбежавших зверей, уборка, кормление, лечение). Первые несколько карт (вся кампания включает 21 сценарий) одновременно являются обучающими, где наглядно объяснены все основы игры. На любом уровне предстоит иметь дело с еще пустым или уже наполовину застроенным зоопарком с целым комплексом проблем, к примеру, с отсутствием необходимого персонала или несчастными животными. Сложность и число заданий все время возрастают, а вот время, отведенное на их выполнение, сокращается. Следуя целям типичного сценария, необходимо что-то построить, кого-то нанять, достичь определенных показателей или все и сразу. Монотонность игрового процесса не слишком заметна, так как начальный набор животных постоянно меняется.
Успешная карьера время от времени порадует интересными бонусами, открывая для свободной игры редкие виды животных или 9 специальных карт, к примеру, тропики. Начиная с 6-го уровня, где карьера раздваивается, предстоит определиться с собственными приоритетами: предприниматели изберут путь обогащения любыми средствами, а защитники природы будут, прежде всего, беспокоиться о здоровье и благополучии животных.
Несомненно, главная достопримечательность зоопарка - его обитатели, требующие постоянного внимания. В ZE, к сожалению, практически отсутствуют водоплавающие и птицы, не так много рептилий, впрочем, этот недостаток формально восполняют закрытые павильоны. Тем не менее, общее количество имеющихся видов животных уверенно переваливает за три десятка, куда входят верблюды, медведи, кенгуру, тигры, носороги и другие. Проектируя вольеры и пытаясь воссоздать родную атмосферу, нужно учитывать массу факторов, среди которых размер территории, наличие водоема, рельеф местности, тип ландшафта, флора, камни, вид логова, желаемые игрушки, возможность подселения соседей, терпимость к посетителям, а также предпочитаемый климат, регулировать который призваны установки вроде разбрызгивателя, увлажнителя или генератора тумана.
У всех животных есть одна прескверная, с точки зрения людей, черта: если появится хотя бы малейшая возможность удрать, они ее используют. Понятно, что деревянная изгородь вряд ли удержит слона, в этом случае придется использовать другие виды ограждений, а также открытый вольер, где вместо забора служат горы и крутые возвышенности. Весьма полезной оказалась возможность сохранить подготовленную экспозицию, что позволяет сэкономить время, загрузив и разместив на свободном участке сделанный ранее образец.
Интеллект животных находится на достаточном уровне, и в большинстве случаев они самостоятельно находят дорогу к воде и пище. Как и в жизни, звери стареют и умирают, поэтому не менее важно успеть вовремя подготовить потомство, чтобы избежать новых расходов. Другая опасность - болезни, ведь какой-нибудь смертельный и заразный недуг может резко сократить общее число жителей зоосада. На страже здоровья стоят квалифицированные специалисты и лекарства, которые предварительно необходимо исследовать.
У каждого экспоната есть свои собственные характеристики: голод, жажда, здоровье, удовлетворенность, агрессивность, чувство страха, перенесенные болезни и т.д. Если зверь чувствует себя прекрасно, то и посетители рады за этим наблюдать, а популярность животного продолжает увеличиваться. При достижении вершины звездного рейтинга (100%) соответствующей экспозиции обеспечены толпы зрителей, а в киоске можно даже выпускать сувенирную игрушку, представляющую собой оригинал в миниатюре.
Вопросам кадровой политики также нужно уделять много времени. Весь персонал делится на 2 категории. Рядовые сотрудники (зоотехник, уборщик, инженер, гид) способствуют поддержанию парка и животных в хорошем состоянии, проводят экскурсии, а также отлавливают сбежавших из клеток постояльцев, используя ружье с усыпляющими дротиками. Этот момент реализован в игре настолько мимолетно, что глазом не успеваешь моргнуть, а беглецы уже схвачены и посажены в специальный контейнер. Работников можно прикреплять сразу к вольерам, а не к отдельным животным. При грамотном расположении полицейских участков служба охраны быстро обезвредит хулиганов, вандалов и карманников, которые обладают уникальной способностью отвлекать продавцов и похищать всю выручку. У каждого нанимаемого имеются свои способности, а также склонности к самообразованию. Так, неопытный новичок может вскоре стать профессионалом при достаточных навыках и практике. Управляющие (директор, завхоз, ветеринар, менеджер по связям с общественностью) не только следят за своими подчиненными, но и обучают их, помимо этого они же заведуют отделом исследований. Мораль сотрудников может варьироваться, поэтому приходится зорко следить за тем, чтобы никто не ленился. Любой работник порадуется прибавке к зарплате или повышению квалификации за ваш счет, а, на крайний случай, предусмотрена возможность увольнения.
В сфере научных разработок наиболее важны, пожалуй, медицинские открытия, но здесь же менеджеры занимаются исследованием новых построек, видов животных и других приятных мелочей для посетителей вроде рецептов разнообразных закусок и напитков.
Только теперь можно плавно перейти к удовлетворению потребностей гостей зоопарка, где тоже есть свои особенности. Помимо борьбы с голодом, жаждой, тягой к приобретению сувениров с помощью киосков, придется позаботиться о том, чтобы парк выглядел привлекательно, расставив множество небольших, но приятных глазу, объектов. Визитеры - публика весьма любознательная, поэтому силами информационного киоска, обучающего центра с видеофильмами и различных вывесок им необходимо рассказывать обо всех имеющихся животных и современном состоянии природного мира. Изменять цены на все товары и услуги нельзя, зато разрешается варьировать ассортимент, убирая из списка предметы, которые плохо продаются. Любимое развлечение посетителей - театр, где предварительно обученные звери исполняют различные трюки и демонстрируют свое мастерство всем, кроме игрока. В больших парках поток жалоб разрастается до неприличия, к примеру, клиентов уже не устраивает прежняя стоимость входного билета при отсутствии в парке их любимого животного, а уследить за этим не так-то просто. Построив зоосад своей мечты, настанет время организовать обзорную экскурсию с использованием поезда с небесными рельсами или корабликов.
Другие неизменные атрибуты экономической стратегии также на месте. Нет денег - возьмите кредит, предельный размер которого разумного ограничен стоимостью самого парка. Если мешки с деньгами девать уже некуда, то можно оплатить масштабную рекламную кампанию самого парка или какого-либо зверя во всех СМИ.
"На десерт" разработчики приготовили еще несколько нюансов. Так, созданный вами вначале персонаж вовсе не просиживает рабочий день в душном офисе, а, как и обычные работники, патрулирует парк в поисках проблемных участков, не гнушается убраться в клетке, покормить, полечить зверушек или прыгнуть в джип, поохотившись на беглецов и приобретая ценный опыт. Увидев какой-нибудь впечатляющий момент из жизни животных, его можно моментально сфотографировать или сделать видеорепортаж. В конце каждого уровня интересные снимки и записи сохраняются в отдельную коллекцию, чтобы потом показать их друзьям или разместить в Интернете. Прямо из игры можно создать веб-страницу в стиле сайта ZE и с навигацией по своему фотоальбому.
Графика в игре полностью трехмерная с возможностью как угодно вращать, наклонять и масштабировать камеру, как и в Restaurant Empire. При максимальном приближении удается даже рассмотреть траву на земле, колышущуюся под порывами ветра, и рыбок в воде. Трехмерные модели животных очень похожи на оригиналы, а особи одного вида и разного пола отличаются друг от друга по внешнему виду. Разработчики много внимания уделили анимации всего происходящего, иногда просто замираешь у очередного вольера, забывая обо всем и наслаждаясь наблюдением за уголком животного мира. Дождевая установка внезапно окатывает потоком воды ничего не подозревающего оленя, и тот пытается убежать из зоны искусственного ливня. Звери взаимодействуют друг с другом, обнимаясь и играя, а также с окружающими объектами. К примеру, медведи влезают на деревья, рычат, сидят, борются с собратьями, хватают кусок мяса и топают с ним в ближайший лесок, чтобы там его употребить по назначению. Носороги поедают растительность, а жирафы отдыхают на земле. Сильно уставшие понуро бредут в свои убежища, а все без исключения обожают принимать ванны, оставляя круги на водной поверхности. Работники, встречая знакомых, останавливаются и заводят задушевную беседу. Все это - лишь малая часть того, что можно увидеть в игре. Порадовали также правильные тени и отражения предметов в водоемах, а вот смена дня и ночи осталась нереализованной из-за того, что время течет месяцами, а не сутками.
В посетителях парка отражены все возрастные категории людей, правда, у них не шевелятся пальцы на руках и почти не моргают глаза, зато, остановившись у клетки с фотоаппаратом в руках, они начинают терпеливо выжидать возможности сделать прекрасный снимок. Если очень повезет, можно увидеть поведение сбежавших зверей, которые будут пугать посетителей, ломать объекты, не постесняются украсть еду из киоска или даже прокатятся на поезде, а вдогонку им отправится охотник с ружьем.
Интерфейс ZE достаточно удобен и информативен. Кнопки всегда находятся под рукой, но не занимают много места на экране. При застройке вольера нужное дерево или кустарник можно выбрать, просто пройдя по ссылке из окошка с предпочтениями животного. Изменение ландшафта также не представляет особых проблем, ведь сравнять все горы с землей, сгладить возвышенности или привести участок местности к высоте любой точки на карте удается нажатием пары кнопок мышки. Любые изменения обратимы с помощью команды отмены последнего шага. Над головами людей и животных периодически возникают иконки с их мыслями, которые группируются в отчете, позволяя своевременно увидеть появившиеся проблемы, а система фильтров отключает ненужные сообщения. Из множества справок по объектам можно даже узнать об ингредиентах подаваемого в палатке мороженого. Единственный недостаток меню в том, что большинство окошек нельзя на время свернуть, а новое окошко почти всегда закрывает предыдущее, что не совсем удобно. Статистические таблицы и графики все расскажут о движении денежных потоков, а бесплатный советник в любой момент доходчиво объяснит, чем недовольны зверушки. Познавательность игры заключается в том, что в информации о животных также можно найти интересные факты из их жизни. Как оказывается, верблюды - отличные пловцы, хотя и живут в пустыне, а носороги близоруки и на расстоянии уже не могут отличить человека от дерева.
Музыкальное сопровождение ласкает слух дюжиной мелодичных и ненавязчивых композиций, а вот звуковые эффекты несколько огорчают своей малочисленностью, хотя, как и положено, у каждого животного имеется уникальный звуковой ряд, да и шум толпы на месте. И все-таки, чтобы не оставаться в практически полной тишине, музыку лучше не отключать.
Zoo Empire - реалистичная и увлекательная игра, содержащая сбалансированную экономическую модель. Хотя основные особенности геймплея могут быть уже знакомы по аналогичным проектам, несколько оригинальных идей новое творение Тревора Чана все же содержит. Конечно, видов животных здесь не так много, как, например, в Zoo Tycoon со всеми его дополнениями, зато в плане графики разработчики уверенно обошли всех конкурентов.