От Вьетнама до Арктики Согласно официальной американской статистике, во время корейской войны соотношение воздушных побед и потерь американской военно-морской авиации составляло 12:1 (впрочем, советский ас Пепеляев, самый результативный из реактивных истребителей в истории, сбивший в той войне два десятка самолетов, полагает, что верить не следует ни американской, ни советской официальной статистике; при скоростях и расстояниях, характерных для реактивной авиации, далеко не всегда можно удостовериться, что противник действительно сбит, а не просто вышел из боя). Как бы то ни было, во Вьетнаме соотношение упало до 3:1; американцы слишком полагались на ракеты и растеряли навыки маневренного боя, чем и пользовались советские летчики. Но американцы, надо отдать им должное, умеют учиться на своих ошибках. Еще до окончания вьетнамской войны была создана академия, задачей которой было обучение пилотов тактике маневренного воздушного боя, что позволило к концу войны вернуть результативность на уровень корейских времен.
Эта история и легла в основу аркадной леталки Top Gun - Combat Zones от компании Digital Integration. Игра призвана охватить три эпохи в развитии американской боевой авиации: конец вьетнамской войны, войну в Заливе 1991 года и... нет, нынешнюю иракскую кампанию, как вы понимаете, еще ни одна игра отразить не успела, так что третья война - гипотетический будущий конфликт в арктическом регионе, связанный с пограничными конфликтами и глобальным топливным кризисом. Думается, Арктика выбрана не столько потому, что там высока вероятность обнаружить большие запасы нефти (хотя - кто знает), сколько ради возможности продемонстрировать разные зоны боевых действий: джунгли, пустыню и высокие широты.
Эпохи нужно проходить последовательно. В начале каждой из них нужно отлетать миссии Академии (учебные в произвольном порядке и зачетную), затем боевые миссии. В общей сложности всех миссий в игре 36, и в основном они сводятся к уничтожению большого количества воздушных и/или наземных целей (миссия может состоять из нескольких этапов - скажем, две волны воздушных целей, потом наземные). Каждая цель в отдельности уничтожается легко, но их много, и они (или их союзники) отстреливаются, так что в итоге это напрягает. Миссии проходятся на время, что тоже не здорово. По результатам прохождения миссии вам начисляют очки (за уничтоженные цели, за сэкономленное время, за меткость стрельбы, за процент неповрежденности самолета; отдельные бонусы дают за полностью неповрежденный самолет, за "первую кровь" (если вы уничтожили цель прежде, чем по вам успели попасть), за всякие фортели типа пролета под проводами или между столбами). В зависимости от набранных очков, вы можете получить за миссию красную, бронзовую, серебряную или золотую звезду. Всего в игре восемь доступных игроку самолетов, но изначально доступен только один; еще по одному дают в начале каждой новой эпохи, для получения остальных требуется проходить миссии на бронзовые, серебряные и золотые звезды.
Помимо кампании, есть режим "быстрых миссий", где, впрочем, тоже недоступны ни самолеты, ни карты, до которых вы не дошли в кампании, и даже виды миссий, отличные от стандартного воздушного боя, надо еще заслужить.
Оружия в игре пять типов. Первичное - некончающаяся пушка и четыре вида вторичных: самонаводящиеся ракеты "воздух-воздух", самонаводящиеся ракеты "воздух-земля", ненаводящиеся ракеты и ненаводящиеся бомбы. Противоракет нет, соответственно, нет и деления ракет на радарное и тепловое наведение. Все вторичное оружие кончается, кроме того, вы не можете выбирать вооружение перед миссией - что дадут, с тем и воюем. Наименее реалистичны бомбы: при переключении на них самолет автоматически переключается на вид сверху, и прямо перед его носом рисуется перекрестие прицела, положение коего никак не зависит ни от высоты, ни от скорости самолета. Как только перекрестие наехало на цель - жмите кнопку, попадание гарантировано. То есть бомба всегда летит отвесно вниз, без всякой горизонтальной скорости. Единственное, что разработчики отследили - бомба не сбрасывается, если самолет летит с большим креном.
Впрочем, аркада - она и есть аркада. В игре, правда, имеется два режима - более и менее аркадный, в первом самолет вообще управляется, как автомобиль, но и второй до симулятора и близко не дотягивает. Достаточно сказать, что некоторые пилотажные фигуры выполняются нажатием специальных клавиш; впрочем, бочку или мертвую петлю вполне можно выполнить и "честно", хотя спецклавиши позволяют крутиться быстрее. Садиться нельзя, нельзя даже фиксировано менять скорость - она уменьшается или увеличивается, пока вы жмете кнопку, но стоит вам ее отпустить, и скорость возвращается к стандартным 45%. Минимальная скорость - 9%. Срыв потока отсутствует, штопор, соответственно, тоже. Есть ограничение по высоте - если залезть слишком сильно вверх, самолет клюет носом и начинает снижаться. Модель повреждений, естественно, тоже отсутствует на физическом уровне (пока меньше 100%, вы ничего не чувствуете), проявляясь только на визуальном: дым, огонь.
Графика, в общем, классическая для аркады - техника, постройки и взрывы недурны, но местность условная - рельеф угловатый, лесов нет (только отдельные деревья вблизи базы), небо - небольшой купол, кривизна которого видна невооруженным глазом. Облака смотрятся неплохо, но лишь до тех пор, пока вы не начнете крутить бочки и не увидите, что они крутятся вместе с вами (это почему-то глюк многих графических движков). Вода куда больше похожа на стекло, чем на воду. Имеется несколько видов от третьего лица и один - от первого, слишком упрощенный, чтобы считаться кокпитом.
В общем и целом - ничего особенного. В миссиях слишком уж много врагов, получить доступ ко всем самолетам весьма сложно, карты маленькие. С другой стороны, поиграть можно, особенно тем, кому надоели чересчур реалистичные симуляторы и хочется просто полетать в удовольствие.