Покуда плыть хорошо фрегату,
Пирату жить хорошо весьма!
М. Щербаков
Легендарный хит 80-х Pirates! вдохновил немало разработчиков игр, среди которых едва ли не самой настойчивой оказалась германская компания Ascaron GmbH. Они выпустили уже немало игр, в которых прослеживается влияние Pirates! - начиная с неудачной Glorian'ы 1997 года, за которой последовали Patrician I и II, затем прошлогодний Port Royale, и вот теперь на подходе Port Royale II.
Причем по мере того, как игры становятся все лучше, возрастает и их идеологическое сходство с хитом Сида Мейера (несмотря даже на то, что по умолчанию герой игр Ascaron - честный купец, а пиратство для него - лишь одна из возможных альтернатив; впрочем, в те бурные времена грань между этими занятиями была весьма размытой). И это, собственно, не случайно - Pirates! стали популярны именно потому, что Мейеру удалось найти практически оптимальное сочетание стратегии (с боевой и экономической составляющей), action и RPG, так что сходство любой удачной игры в том же антураже с прародителем вполне закономерно.
Итак, вас вновь ожидает Карибское море XVII столетия, где борются за власть и колонии четыре европейских нации - испанцы, британцы, французы и голландцы, пытаются сделать состояние торговцы и плантаторы и ищут золота и приключений "джентльмены удачи". Вы можете служить любой из держав либо работать исключительно на себя, избрать путь мирного коммерсанта (которому, впрочем, все равно придется сражаться хотя бы в целях обороны) или атаковать и грабить всех подряд - но, какой бы путь вы не избрали, все это будет иметь последствия и для вас, и для мира игры в целом; последнее обстоятельство теперь отчетливее, чем в Port Royale 1. Начинаете вы, опять-таки, с одного шлюпа и нескольких человек команды, а закончить теоретически можете всесильным монополистом, прибравшим к своим рукам весь бизнес в Карибских колониях. Впрочем, среди игравших в первую игру не всем понравилась слишком долгая карьера, ведущая к вершинам славы и богатства; разработчики пошли им навстречу и, помимо самого глобального сценария, сделали четыре кампании, проходимые за более короткое время - с целями поскромнее, зато с более четкими сюжетными линиями. К примеру, в одной из этих кампаний вам предстоит повторить путь знаменитого пирата по прозвищу Blackbeard (Чернобородый), в центре событий другой - остров и город Тортуга, бывший одной из неформальных пиратских столиц. Несомненным плюсом для тех, кто не любит перед началом игры читать толстые мануалы, будут также 8 обучающих сценариев.
Исходно в мире игры, как и прежде, шесть десятков городов, но теперь у вас появится возможность основывать свои собственные! Разумеется, такое право надо заслужить, оказывая серьезные услуги той или иной державе; тогда соответствующий вице-король пожалует вас землей. Впрочем, имея достаточно денег (и приличную репутацию у соответствующего губернатора), можно покупать концессии и строить здания (мануфактуры, мельницы, склады и т.п., а также закладывать плантации) и в существующих городах. Можно покупать отдельные сооружения и плантации или даже целые компании у своих AI'шных конкурентов (и в пределе, как уже упоминалось, скупить вообще все). Впрочем, безропотными овечками они не будут и постараются переиграть вас на экономическом поле.
В Port Royale 2 ожидается 19 видов товаров, включая хлопок, древесину, табак, пшеницу, одежду и т.д. и т.п. При этом каждый из городов может производить у себя лишь 5 видов, а остальные вынужден закупать - что, само собой, открывает широкие возможности для морской торговли. Но едва ли не самое интересное новшество по сравнению с прошлой игрой (и с подавляющим большинством других игр) состоит в том, что теперь мир игры будет реально жить своей жизнью, а не просто имитировать таковую там, где появляется игрок. То есть все ваши AI'шные конкуренты моделируются отдельно и непрерывно - они реально торгуют друг с другом, водят по морю свои корабли и т.д., и экономическая ситуация в игре не моделируется "в общем виде", а складывается из их конкретных действий. И из ваших, разумеется, тоже; в частности, монополист получает возможность диктовать цену практически безраздельно.
Естественно, все это потребовало улучшений в области AI, как в экономической, так и в боевой части. Разные капитаны теперь используют разную тактику - к примеру, пираты могут поджидать торговые суда в засаде возле своего логова, в то время как военные флоты занимают более активную позицию и рыщут по всему морю в поисках пиратов и других недружественных судов. Если вы основательно насолите конкретной державе, у вас появятся все основания опасаться не просто случайных встреч с ее военными кораблями, но целенаправленной охоты. Союзный AI в игре тоже имеется; достигнув определенного уровня развития и имея достаточно денег, вы сможете нанимать капитанов, которые сами поведут ваши торговые караваны и даже будут сами прокладывать торговые пути и совершать сделки в ваших интересах, оставляя вам больше времени для задач стратегического масштаба, военных действий и знакомых опять-таки еще с Pirates! особых поручений, даваемых губернаторами и способствующих вашей карьере на службе у той или иной короны.
Боевая составляющая игры вновь вернулась к мейеровским истокам. Сражения разворачиваются на море и на суше, вы сможете захватывать города (и, видимо, преподносить их в дар той или иной державе). Морской бой снова пришел к схеме "один корабль против одного", ибо опыт прошлой игры показал, что игрок не успевает эффективно управлять сразу несколькими кораблями, когда ему противостоит имеющий не меньше кораблей AI. Так что, как и в Pirates!, вы выбираете, какой из своих судов отправить в бой. Правда, выход этого судна из боя (отступление или гибель) еще не означает конец сражения - можно задействовать следующий корабль, и так до тех пор, пока одна из сторон не будет полностью потоплена или захвачена. Еще одно нововведение, которое наверняка порадует поклонников мейеровского хита - дуэли на холодном оружии с капитаном вражеского судна или командиром форта, победа в которых, как и в Pirates!, означает победу в сражении.
Дуэли разворачиваются в 3D с видом от третьего лица (и выглядят очень неплохо), но это не единственное нововведение по части графики. Морские баталии теперь полностью трехмерные, включая динамическую прозрачную воду; в глубине видны камни и водоросли (хотелось бы надеяться, что с этим не перегнули - в реальности такая картина наблюдается лишь вблизи берега, на небольшой глубине). Корабли, огонь и т.п. отражаются в воде. Графика на суше остается двухмерной (классическая изометрическая проекция), но и тут наблюдаются усовершенствования - например, качающиеся на ветру деревья. По словам разработчиков, улучшен также интерфейс, ставший более простым и удобным.
Отправиться покорять Карибское море можно будет уже в сентябре.