По ту сторону океана Немецкие разработчики из "Ascaron Entertainment" знают толк в качественных торговых стратегиях, взять хотя бы их серию Patrician I и II. Их последний проект, "Port Royale", очень сильно перекликается с только что упомянутым "Patrician II", только действие перенесено из Старого в Новый Свет, немного упрощена экономическая и торговая модель, зато это компенсируется большим уклоном в сторону морских битв, приключений и выполнения многочисленных квестов. Существенно увеличилась с тех времен и карта - если быть точным, вчетверо. На которой вдоль побережья Карибского моря расположились шесть десятков городов, принадлежащих четырем хозяйничающим в регионе нациям: испанцам, французам, англичанам и голландцам. Вы не связаны жесткими обязательствами с какой-то одной из них, в самом начале можно выбрать любую, действуя дальше по своему усмотрению. Свобода предлагается практически полная: можно быть простым торговцем и сколачивать капитал на транспортировке товаров, заделаться плантатором и обзавестись фермами и производствами в городах, или же выбрать путь пирата, мечтая о немеркнущей славе флибустьеров и корсаров вроде Дрейка или Моргана.
Как таковой кампании с набором четких миссий в "Port Royale" нет. Даже откровенно немаленький tutorial ничем конкретным не заканчивается, а плавно перетекает в обычную игру. Перед началом игры вы выбираете стартовые установки: цель игры (достижение определенного ранга - с ростом опыта, репутации и повышения своих уровней постепенно проходите путь через несколько ступеней от ранга юнги до губернатора), ее продолжительность (от нескольких лет до бесконечности) и т.д. Можно выбрать одну из четырех наций. Здесь надо сказать, что поначалу быть испанцем намного проще, около двух третей всех городов принадлежит им, но постепенно ситуация меняется. Еще можно выбрать свою специализацию и одну из предлагаемых фич, что увеличивает определенные показатели на несколько процентов, например, скорость роста харизмы, точность стрельбы из пушек. Закончив с активацией кнопочек и перебором подходящих менюшек, жмем старт и... отправляемся бороздить воды Карибского бассейна.
Итак, вы, наконец, находитесь в своем стартовом городе, ваш карман приятно оттягивают позвякивающие несколько тысяч монет, а у причала покачивается на волнах какой-нибудь небольшой шлюп. В зависимости от вашего выбора толщина кошелька и класс корабля могут варьироваться. Что делать и куда податься, теперь зависит только от вас. Первоначальный капитал сколачивается на торговле, поэтому операции типа "купил-продал" становятся основными на начальных стадиях игры. Торговля, кстати, в любом случае, кем бы вы ни были, играет в "Port Royale" одну из ключевых ролей. Даже губернаторы и прочий люд, с которым вы будете болтать в тавернах (там же можно нанять нового капитана или сыграть в кости), периодически будут предлагать выполнить для них какое-нибудь Важное задание. Немалую часть из них занимает именно переброска искомых товаров в указанный порт, да еще к такому-то сроку. Всего товаров имеется два десятка, начиная от продуктов питания: зерна, рыбы, мяса, и заканчивая табаком, тканями, строительными материалами, посудой и т.п. Торговать, как известно, следует с умом, поэтому перед тем как куда-то плыть, не мешает посмотреть на иконки товаров рядом с портом назначения. Они-то и показывают, в чем этот город нуждается в первую очередь. Наварить на распространенных товарах получится много меньше, чем на редких и дорогих, так что это тоже не следует сбрасывать со счетов. На всякий случай неплохо построить склады в городе. Они весьма пригодятся для разгрузки трюмов, когда конъюнктура на рынке будет складываться не в вашу пользу.
Когда кораблей станет много, и каждый "водить за ручку" станет муторно, можно организовать торговые маршруты, связав между собой несколько городов. При этом можно указывать минимальные цены, ниже которых продавать не следует, поставить флажок в графу "ремонт", дабы корабль по прибытии в порт автоматически чинился.
Цены, кстати, будут меняться не только в ответ на ваши действия (завезли много товаров, цены начнут падать и наоборот), но и независимо от вас. Ведь вокруг плавают и другие торговцы (находясь в порту, вы можете сами наблюдать за регулярно прибывающими и отчаливающими судами), совершая свои сделки, к тому же меняется и сам рынок, все это происходит практически постоянно.
Но довольно о торговле, перейдем к производству. Строить вы можете только в тех городах, в которых у вас имеется высокая репутация и предварительная договоренность с властью, например, купили разрешение на ведение бурной деятельности. При этом не забудьте посмотреть, какие товары необходимы для постройки фермы или мануфактуры, и что из этого уже есть в городе. В случае нехватки придется сплавать и добыть все необходимое. Управлять своими производствами особо не дают, можно изменить количество занятых на нем рабочих (максимум до 30 человек). Ну, и при неэффективной работе просто снести.
Наконец, самое интересное (думаю, для большинства игроков) - каперство. Плавая по бескрайним морским просторам, вы можете заняться откровенным разбоем и пиратством, напав на любой приглянувшийся вам корабль, будь он пиратский или принадлежащий к одной из вышеперечисленных наций. В последнем случае ваш репутация в глазах собственной страны (если вы не трогаете ее корабли) будет расти, а страны-противника падать. Для реализации этой затеи неплохо обзавестись приличным флотом и капитально оснастить свои корабли матросами, пушками, ядрами и всяким таким прочим инвентарем. Помните, что пушек и матросов никогда не бывает слишком много. Покупать корабли можно только в городах, которыми управляют губернаторы, а таких здесь только треть. Остальными рулят вице-губернаторы, и в тамошних доках можно заняться только ремонтом судов. В общем, придется посетить несколько портов, прежде чем вы будете полностью экипированы и готовы к серьезным потасовкам. Как правило, предлагаемого количества инвентаря в одном городе всегда маловато будет.
Перед началом битвы, когда два конвоя, наконец, столкнуться нос к носу на общей карте, вам предложат выбрать либо авто-подсчет или же ручное управление сим процессом. Выбрав "авто", не удивляйтесь потом, если при подавляющем преимуществе (скажем, 10 против 3 кораблей) ваш флот возьмет, да и внезапно сбежит с поля боя или вообще его невзначай потопят. Поэтому железным мозгам следует доверять капитанский мостик с большой осторожностью. На экране морской битвы кораблики (максимум их может быть до 20 штук, по 10 в каждом из конвоев) выполнены уже в симпатичном 3D. Как и на карте города, имеется плавный zoom, а вот вращать карту нельзя.
При желании и здесь можно доверить ведение боя компьютеру, зато так это будет уже не вслепую, а вы точно будете видеть, кто и как действует. Для этого выбираем свои корабли (хоть все сразу), указываем им, какой арсенал использовать (обычные ядра портят корпус, сцепленные цепью рвут паруса, а картечь сносит команду), и активируем кнопки "атаковать" и/или "абордаж". Далее, вальяжно развалившись в любимом кресле, наблюдаем как кораблики, совершая развороты и хитроумные маневры, засыпают друг друга градом картечи и пушечных ядер.
Не желая доверять управление компьютеру, можете спокойно управляться и самостоятельно, как в обычной RTS - выделив один корабль или несколько посудин резиновой рамочкой и ткнув в атакуемый объект. Внешне все это выглядит как сильно упрощенный вариант "Age of Sail", то есть не нужно учитывать направление ветра, зоны действия орудий и прочие тонкости, здесь все намного проще и понятнее простым смертным. Повреждения кораблей можно отследить не только по медленно тающему "лайфбару" и уменьшению количества команды, но и чисто визуально: на кораблях после попаданий рвутся паруса, превращая целые полотнища в дырявые тряпки, порой возникает пожар. Кстати сказать, морские битвы могут продолжаться довольно долго, поэтому все желающие их "прокрутить" могут смело жать "F12", и наблюдать потом за ускоренным в несколько раз развитием событий.
Осталось еще упомянуть про приключенческий аспект. Посещая разные города (они, кстати, появляются на карте только после того, когда вы их открыли) и перекидываясь парой словечек с другими искателями удачи, вы можете согласиться на выполнение целой уймы квестов. Начиная с самых банальных вроде поиска, доставки груза, передачи послания и заканчивая расправой с неугодными личностями, разборками с пиратами и поисками сокровищ. Даже ваша жена (как, я еще не упомянул про жену? исправляюсь - довольно скоро губернатор предложит вам обвенчаться с его дочкой, выбор за вами!) будет регулярно сообщать о последних новостях и сплетнях, многие из них вполне могут заинтересовать. Успешно выполняя миссии, вы тем самым повышаете свою репутацию, ну а неудача приведет к незначительному ее падению. Главное - не отчаиваться и браться только за реально осуществимые планы, глупые и непродуманные авантюры могут стоить вам не только репутации, но и обернуться потерей конвоев, а это уже куда серьезнее.
Графически "Port Royale" оставляет самые приятные впечатления и наверняка придется по душе поклонникам жанра. Весьма неплохо прорисованы изометрические виды портовых городов, в которых можно различить мелкие фигурки суетящихся по своим делам горожан. Берег омывают теплые волны Карибского моря (а какой прилив, а как оно волнуется - это что-то, прямо как живое), по тесным улочкам бродят животные, а над домами парят чайки. Иногда погода портится и идет дождь, в ясное время по небу прогуливаются легкие облачка. Строения могут похвастаться высокой степенью детализации и радуют глаз. Менюшки отличаются функциональностью, практичностью и удобством в пользовании, поэтому в поисках нужной информации не приходится долго копаться. Вообще, "Port Royale" во всем отличает большое внимание к деталям, что, несомненно, будет оценено фэнами по достоинству. Музыка также справляется с возложенной на нее задачей, спокойные и лиричные мелодии являются приятным дополнением к неспешному и размеренному игровому процессу.
Попытки так или иначе возродить Pirates! предпринимались неоднократно, с той или иной степенью успешности, но, пожалуй, "Port Royale" подобрался к отражению той атмосферы ближе всех. Конечно, это совсем другая игра и многое тут иначе, но даже с первого знакомства становится ясно, чем руководствовались разработчики, уже успевшие до этого набить руку на Patrician II. "Port Royale" не предлагает каких-то революционных изменений и не кичится запредельной графикой, берет он совсем другим - качественно и по-умному подобранным балансов из всех элементов. Симпатичная графика и настраивающая на нужный лад музыка являются приятным обрамлением для толковой торговой стратегии, в которой вы сами вольны решать, чем заниматься и куда, собственно, плыть, торговать ли, выращивать или разбойничать. У каждого свой ответ на этот вопрос, да и никто не запрещает все сочетать. Задания и квесты лишь предлагают, но не принуждают к выполнению, поэтому ощущаешь себя вольной птицей, а не мальчиком на побегушках, вынужденным втискиваться в узкие рамки прокрустова ложа сценария.
Если вы увлекаетесь торгово-пиратскими стратегиями, то "Port Royale", бесспорно, один из лучших представителей направления в этом сезоне, обязан оказаться на вашем столе. Любителей сетевых разборок также не обделили вниманием - поддерживается мультиплейер по сети и Интернету до восьми человек. В общем, всем поклонникам основоположника жанра в лице незабвенных Pirates! Сида Мейера будет чем заняться в течение ближайших нескольких недель. Глубокое погружение, временный отрыв от семьи и ночные бдения в поисках пиастров гарантируются...