Разминка на острове Игры от HPS Simulations приземляются на мой стол с завидным постоянством возвращающихся каждую весну грачей. HPS, видимо, поставила себе целью каждый месяц обеспечивать игроков свежим продолжением сериала. На мой взгляд, было бы удобно завести подписку и рассылать диски каждый месяц, вместе с газетами, журналами и бесплатными каталогами.
Игра построена на движке игры, когда-то называвшейся Panzer Campaigns. В принципе, на этом рецензию можно сворачивать и отправляться добивать остатки итальянского гарнизона на Сицилии, запивая эпохальную битву чаем. Но... В движок внесены некоторые существенные изменения, да и предлагаемая кампания имеет свою специфику. Поэтому рецензию, видимо, писать всё-таки придется.
Операция "Husky" Высадка союзных войск на Сицилию, известная в истории как "Операция Husky", была, по сути, генеральной репетицией высадки в Нормандии в следующем году. Игры, описывающей островную высадку большого десанта, на моей памяти еще не было, поэтому поиграть в это стоит хотя бы из чисто исследовательского интереса. Более того, игра интересна именно своей естественной замкнутостью: здесь природное препятствие заменило вводимое разработчиками ограничение.
Первое, что бросается в глаза, так это большие потери и дезорганизация воздушного десанта, выброшенного перед началом высадки с моря. Это, на мой взгляд, есть хорошо и грамотно, поскольку, что касается второй мировой войны, не было такого рода войск, который бы нёс бОльшие небоевые потери, чем союзные десантники. В Сицилии сильный зенитный огонь вынудил самолеты-буксировщики отцепить огромное количество глайдеров еще над морем. Те же, кто дотянул до берега, приземлились преимущественно вне назначенной зоны высадки, при этом разброс на местности был просто чудовищным, эффективное выполнение поставленных задача казалось невозможным. Американский парашютный десант, сброшенный в центральную часть острова, понёс потери до 50-60% личного состава. И это всё за одну ночь!
Десантная операция в Нормандии тоже оказалась не очень удачной, а операция под Арнемом окончательно доконала союзных десантников как род войск. Советские попытки в этом направлении лучше вообще не вспоминать: десантников после нескольких проваленных операций в начале войны использовали исключительно как элитную пехоту. Единственными, у кого получалось с заданной эффективностью проводить такого рода операции, были законодатели тогдашней десантной моды - немцы.
Так вот, в Panzer Campaigns есть возможность переиграть некоторые исторические провалы. В нужный момент перед игроком выскакивает табличка, предлагающая сделать выбор, отличный от исторического, или, наоборот, повторяющий реальный ход событий. В частности, это трагическая высадка 504 парашютно-десантного полка, выброшенного, если память не изменяет, прямо на пути двух наступающих немецких дивизий. Теперь вы сможете этот десант не выбрасывать совсем, избежав таким образом громадных потерь, добавляющих очков противнику. А вместо высадки одного из морских десантов можно послать коммандос.
Другое решение, которое некоторые (и я в том числе) назовут спорным, это отсутствие зенитной артиллерии. То есть совсем. Сделано это для предотвращения читерства, поскольку в такой непозиционной кампании, как сицилийская, возможно было бы использовать их не по назначению, в качестве мобильных механизированных разведывательных юнитов. С другой стороны, зенитки отняли и у итальянцев, да к тому же в игре не так уж много доступной авиации, поэтому эту неприятность вполне можно пережить. Противотанковую артиллерию разработчики выкинуть целиком, естественно, не могли, но с той же целью сильно уменьшили скорость их передвижения, что уже намного более обидно.
Что касается самой кампании, то, как уже упоминалось, она получилось очень непозиционной, но в отсутствие больших механизированных соединений (у союзников большинство пехоты передвигается в пешем порядке, дабы отразить факты многочисленных поломок в первые дни вторжения) и наличия трудной, сильно пересеченной местности дает вполне исторические результаты. Итальянские войска, расположенные на побережье, не представляют для игрока большой сложности и продвижение его в глубь острова поначалу ничем особо не затруднено. Через несколько дней он, наконец, встречает элитные немецкие войска, всё это время продвигавшиеся ему навстречу, и тут уже начинается совсем другая игра...
Можно резюмировать, что HPS выпустила крепкую кампанию, которая многим поможет вновь напрячь стремительно уменьшающееся количество серого вещества. Хотя разработчики приняли ряд достаточно спорных решений, о которых нельзя точно сказать, что они к лучшему, игровой интерес сохраняется всё время, а это, согласитесь, и есть самое главное для качество для любой хорошей игры. В качестве введения в серию Panzer Campaigns это не самый лучший выбор, но матёрые волки, уже не первый год получающие вместе с утренней газетой, кофе и булочкой последний ход PBEM-игры будут рады.