Добро должно быть с кулаками Знаменитые герои французских комиксов Астерикс (Asterix) и его верный друг Обеликс (Obelix) впервые появились на страницах журнала "Пилот" ("Pilote") 29 октября 1959 года. Их "родителями" были два молодых художника Рене Госсинни (Rene Goscinny) и Альбер Удерзо (Albert Uderzo), создавшие для своих героев целый мир, где добро всегда побеждает зло, а Гай Юлий Цезарь - жестокий и тираничный правитель Римской Империи, без малейшего намёка на благородство и героизм.
За более чем сорокалетний стаж в роли героя-галла, тщедушный с виду Астерикс и толстяк Обеликс успели обзавестись поклонниками во многих уголках планеты, а их приключения были переведены на более чем сотню языков, в том числе и на русский. Помимо комиксов бесстрашные галлы становились героями как бесчисленных мультфильмов, так и полнометражных картин, идущих с успехом, особенно на исторической родине галлов, во Франции. А с начала восьмидесятых усатые воители поселились в виртуальном мире, и их последний поход носит название "Asterix & Obelix XXL", что в вольном переводе означает - "Самое длинное приключение Астерикса и Обеликса".
Враги сожгли родную хату
Беда постучалась в ворота маленькой галльской деревушки, где, не зная бед, живут Астерикс и Обеликс. Воспользовавшись отсутствием двух друзей, отправившихся на прогулку, коварные римские воины напали на деревушку, подожгли дома, а жителей угнали в рабство. Вернувшийся с прогулки Астерикс застаёт лишь одного уцелевшего галла, работавшего разведчиком при дворе самого Цезаря. Разведчик рассказывает нашему герою подробности и умоляет поторопиться, так как пленники уже на пути к галерам, работа на которых означает неминуемую и мучительную смерть.
Недолго думая, Астерикс отправляется по ещё горячему следу римского легиона, чьи когорты выстроились на пути отважного галла лишь с одной целью - не дать ему осуществить задуманное, покончив с ненавистным повстанцем раз и навсегда. Вскоре к Астериксу присоединится немного задержавшийся в пути Обеликс, а также верный пёсик без роду, без племени по имени Догматикс (Dogmatix).
Втроём героям предстоит пройти шесть уровней, состоящих из 49 эпизодов, разворачивающихся в пяти странах, что действительно делает нынешнее приключение "самым длинным" из всех, что выходили раньше. Делает ли это игру более интересной? К сожалению, ответ отрицательный, причём осознание сего факта происходит не сразу, а постепенно, словно жуёшь плоды черноплодной рябины - сначала сладко, а затем начинают неметь нёбо и язык. Но обо всём по порядку.
Трое против всех
Путешествие по игре начинается в Галлии, но после встречи с первым же освобождённым пленником - волшебником Панорамиксом, вы понимаете, что вам предстоит длинный путь, пролегающий практически через всю Римскую империю. Какие именно земли вам придётся посетить, вы будете узнавать лишь с течением времени, ибо дальновидный Цезарь приказал разбить карту дальнейшего следования пленников на четыре части. К счастью, соплеменники Астерикса сумели выкрасть куски, но для того чтобы собрать карту воедино, вам предстоит освободить пленников из заточения.
Освобождение пленников - задача не из лёгких, так как на вашем пути встанут настоящие полчища врагов, вооруженных пиками, луками со стрелами, дубинками, цепями, булавами и даже острыми когтями и зубами. Что вы можете противопоставить своим врагам? Астерикс не обладает телосложением атлета, а Обеликс, хоть и выглядит как заправский тяжелоатлет, но не носит при себе никакого оружия кроме кулаков. Дворняжка Догматикс - практически не в счёт, так как кроме двух рядов не самых внушительных зубов он ничем выдающимся не обладает.
И всё же Фортуна на вашей стороне, ибо у Астерикса есть секретное оружие - подозрительно напоминающая абсент жидкость зелёного цвета, которую "гонит" волшебник Панорамикс, и которая превращает хилого галла в сумасшедшую машину для убийства, бегающую по стенам и потолку и обладающую нечеловеческой силой. Кроме принятия "чудесной жидкости" Астерикс в состоянии освоить несколько коронных комбинаций ударов, а также имеет склонность хватать противника за ноги или хвост и раскручивать над головой. Способности Обеликса немного скромнее, он не может употреблять снадобье Астерикса, зато его удар левой в челюсть просто великолепен, а исключительная сила способна в прямом смысле сдвинуть горы. Последний участник команды - маленькая беленькая псинка Догматикс хоть и выглядит абсолютно бесполезным членом предприятия, но на деле очень ловко кусает противников за икры и лодыжки, заставляя их бросать оружие и трястись от страха.
Позовите на помощь папу
Кроме банальной мясорубки с участием римских легионеров, гладиаторов, лучников и прочих представителей воинства Цезаря, вам предстоит решать совсем невоенные проблемы, для чего, по идее, в ход должно пойти серое вещество игрока. И вот тут возникает вполне закономерный вопрос о возрастной группе игроков, на которую ориентировались разработчики. На коробке указано: "от семи и старше", между тем задания, встречающиеся в игре, едва ли будут по силам младшим школьникам, так как предполагают не только устойчивую психику, но и усидчивость. Как пример, задание, в котором надо поджечь фитиль бочки с динамитом с помощью факела. Казалось бы, что может быть проще, но проблема в том, что костёр находится на противоположной стороне пещеры, забитой врагами и пересечённой глубокими расщелинами. Но и это полбеды, так как факел горит лишь определённое время, а по пещере периодически проносится порыв ураганного ветра, грозящий задуть пламя. Решение задания при этом не предполагает даже малейшей ошибки.
Другой большой минус игры, достался ей по наследству от платформ, на которых она создавалась изначально - это невозможность сохранять игру там, где захочется. При этом количество мест, где предусмотрена возможность сохранять игру, строго ограниченно, и они сильно разбросаны по карте. Вполне может случиться так, что, закончив игру вечером, утром вы потратите довольно много времени только на то, чтобы добраться до места, где остановились в прошлый раз. А добираться придётся через врагов, чьё количество может превысить любые ожидания. Если в начале игры вы будете сражаться максимум с двумя десятками противников одновременно, то к середине игры обыденными станут поединки с участием... нескольких сотен врагов! Не знаю, какой предел терпения у детей семи лет, но мой предел был достигнут уже на четвёртом из шести уровней игры, после чего участие в битвах превратилось в механическое нажатие на давно изученные клавиши, не доставляющее ни малейшего удовольствия.
Боссы в игре способны заставить заплакать любого поклонника стрелялок от первого лица, так как по сложности и продолжительности схватки с ними не идут ни в какое сравнение даже с последним боссом из "Doom 3". Недаром на форумах, посвящённых игре, уже стали появляться первые родители юных игроков, умоляющие о помощи. Вот вам и детская игра.
Управление
Приятной неожиданностью стала великолепно сделанная поддержка геймпада. При этом имеется и стандартная поддержка клавиатуры (мышка не участвует). Настройки не только клавиатуры, но и геймпада изначально сделаны так, что вы вряд ли захотите переделать клавиши "под себя", настолько всё уже хорошо продумано. Единственное, что можно включить самостоятельно - это поддержку силовой отдачи для геймпада, хотя она и ощущается лишь только тогда, когда ваш герой пропускает выпад противника.
Графика и звук
Несмотря на платформенное прошлое, графика в игре является самой сильной стороной, ибо сделана на высоком уровне. Имейте в виду, что игра располагает очень гибкой системой настроек, при этом по умолчанию все выставляется на минимум; так что не поленитесь - проверьте разрешение экрана перед началом игры. Видеозаставок в игре нет, зато имеется огромное количество просчитываемых налету вставок, идущих по умолчанию с титрами одного из выбранных вами языков. Движения героев сделаны в манере лучших приставочных аркад, равно как и многочисленные сражения, с характерным для жанра буйством красок, взрывами, облачками пыли и звёздочками, сыплющимися из глаз.
Музыкальная сторона игры также на высоте, с множеством мелодий, поднимающих настроение и настраивающих на сражения. Диалоги героев изобилуют присказками, шутками и крылатыми выражениями, что немного оживляет процесс бесконечного истребления противников.
Вердикт
Несмотря на очень красивое графическое оформление, замечательную поддержку геймпада, игра едва ли может претендовать на что-то выше середнячка жанра. Виной тому очень слабая сюжетная линия, превращающая происходящее на экране в бесконечное и бесцельное размахивание кулаками. Ориентированная, в первую очередь на более младшую аудиторию, игра едва ли оправдывает своё предназначение и вполне может случиться так, что, купив "Asterix & Obelix XXL" сон и покой потеряет не только ребёнок, но и вся семья.