Гонщик Многообещающая игра, известная как TOCA Race Driver (в Америке - PRO Race Driver) наконец-то представлена на суд общественности. Перед выходом разработчики игры в пресс-релизе успели сравнить свое творение с таким шедевром, как Grand Turismo, причем, как того и следовало ожидать, не в пользу последнего, так что от чрезмерной скромности они явно не страдают, но вот насколько обоснованы такие заявления? Сейчас после знакомства с этой игрой, могу смело сказать: обоснованы вполне, получился хит.
Помимо графических изысков, нам был обещан неплохой сюжет, поэтому начнем именно с него. Итак, представьте себе семидесятые годы прошлого века, ревущие моторы на автодроме, десятки мощных машин и толпы восторженных зрителей под жаркими солнцем... Одним из тех отважных людей, которые рисковали жизнью, выступая в гонках тех времен, когда чуть ли не самой надежной защитой являлся открытый кожаный шлем, был MсKane, весьма талантливый и подающий большие надежды гонщик. Вот и в этот раз он неплохо ушел со старта и, проведя вполне уверенную и достойную гонку, уже приближался к финишной черте, когда другой пилот, в отчаянной попытке избавиться от настойчивого конкурента, пошел на боковой таран. Удар мгновенно сбил с курса летящую с огромной скоростью машину, после чего вышедший из-под контроля автомобиль ударился в ограждение и взорвался, похоронив под собой водителя... С тех пор прошло полтора десятка лет и Ryan McKane, сын того самого гонщика решает продолжить семейное дело.
Концепция.
Итак, нам предстоит взять под свой контроль сына трагически погибшего автогонщика, решившегося избрать профессию, погубившую его отца. Основа игры - это кольцевые автогонки на кузовных автомобилях различного уровня сложности с целью извлечения из спонсоров зеленых бумажек с портретами американских президентов. Что касается "сопутствующей" части, то она состоит в устройстве судьбы начинающего автогонщика. Вам предстоит собственноручно продвигать своего пилота в чемпионаты более высоких уровней, искать спонсоров - в общем, заниматься повседневными делами менеджера. Таким образом, перед нами весьма интересный сплав гоночного симулятора и едва ли не экономической стратегии, да еще и с элементами RPG.
Само собой, все зависит от того, как вы смогли проявить себя в текущем чемпионате: если отличались бескомпромиссным характером и показывали чудеса техники вождения - ждите заманчивых предложений от топ-команд, а если все время плелись в хвосте, то готовьтесь там пребывать и дальше. Чемпионатов в различных классах здесь тринадцать и проходят они в различных уголках земного шара. Вся прелесть в том, что вам совершенно не обязательно торопиться, не хотите выступать где-нибудь в Англии в престижных соревнованиях, нет проблем - оставайтесь в австралийских гонках на кенгуру.
Что касается самих гонок, то это все-таки, скорее Need for Speed, чем NASCAR, хотя при желании уровень реализма можно выкрутить настолько, что и симуляторы "Формулы-1" покажутся детской прогулкой, но сам стиль заездов немного другой. Соперников относительно немного, зато они действительно отличаются, причем не только внешним видом: стили вождения у них разные, особенно в плане агрессивности. Вообще, искусственный интеллект в этой игре показывает очень неплохие возможности, тупого прохождения круга со стороны компьютерных оппонентов мы не увидим: они едут по-разному и очень четко реагируют на изменение дорожной ситуации. Кстати, гонка состоит всего из нескольких кругов, поэтому динамизм борьбы просто фантастический и очень многое зависит от места на стартовой решетке, то есть от того, как вы проявили себя в квалификации.
Поведение машины несколько необычно: на реальную жизнь, пожалуй, похоже мало, но играть интересно. Как такое может быть в симуляторе? Ну, во-первых, назвать TOCA Race Driver чистым симулятором, пожалуй, нельзя - законы физики здесь действуют, только вот законы местные. Проще говоря, все прелести "реальной" езды в экстремальном режиме здесь есть: вылеты, разбитые машины, заносы, тонкая игра тормозом и фантастическая напряженность борьбы с дорогой в каждом повороте - но вот все это оптимизировано под компьютер, то есть, присутствуют некоторые поблажки. В первую очередь это касается повреждений: у меня пару раз был полный контакт с бетонным отбойником, после которого машина плавно превращалась в металлолом, но при этом не особо теряла в скоростных качествах. Примерно то же самое касается и заносов: в этой игре позволяется выполнять такие манипуляции с тормозом, после которых реальный автомобиль отправился бы в утиль, а водитель - в морг. Все вышеназванное ни в коем случае нельзя расценивать как недостатки, наоборот - это делает игру потрясающе интересной, такой напряженной борьбы я в симуляторах давно не видел. Кстати, это, пожалуй, одна из немногих игр, где у вас будет возможность использовать реальные гоночные приемы, например, слип-стрим (нахождение в воздушной "тени" впередиидущего автомобиля здесь можно действительно почувствовать).
Модель повреждений просто превосходна: у машины можно разбить практически все, причем это будет оказывать влияние на ее поведение, хотя, как я уже сказал, и не сильное. Как ни странно, чаще всего страдают колеса, плюс в принципе бесполезные вещи вроде лобового стекла.
Для тех, кому важны не только качественные показатели, но и количество, могу сказать, что в этом плане игра не разочарует уж точно, смотрите сами. Машин здесь больше четырех десятков(!), причем среди них есть такие шедевры, как Dodge Viper и Peugeot 406, то есть мы сможем погоняться как на мощных спортивных автомобилях, так и на том, что вполне привычно смотрится и на московских улицах. Все машины, кстати, соответствуют реальным образцам, причем разработчики говорят, что это касается и их поведения, но тут уж я ничего сказать не могу. Чемпионатов, как уже говорилось, более десятка, и они содержат целых 38 трасс, среди которых есть и мой любимый Hockenheim.
Ну и последнее. Чтобы вам было не скучно при подготовке к очередному состязанию, кроме многочисленной справочной информации, в игре есть и возможность настройки машины, причем изменять можно весьма приличное количество показателей (начиная от общих параметров настройки прижимной силы и выбора типа резин и заканчивая сложной работой с коробкой передач), перечислять их все не буду, посмотрите сами.
Графика и музыка. Пожалуй, оценить эту игру в плане качества картинки будет сложнее всего, очень уж неоднозначны впечатления. Дело в том, что после нескольких великолепных в плане графического исполнения элементов, совершенно невразумительные виды автодромов наводят тоску, быстро сменяющуюся очередным восторгом по поводу местных красот, и так все время. Откровенных провалов разработчики не допустили, так что игра смотрится более чем достойно, что, впрочем, вполне ожидаемо, учитывая системные требования. Тем не менее, даже по скриншотам можно понять, что качество трасс и особенно детализация обстановки оставляют желать лучшего: после нескольких недавних симуляторов, посвященных кольцевым гонкам, TOCA Race Driver вовсе не выглядит шедевром.
Представьте: неподвижное, как памятник, небо, точно такое же солнце, отвратительно прорисованная трава, посредственное окружение трассы, вроде трибун и окрестных холмов. Вид из кабины неказист, но хотя бы реалистичен. Казалось бы, после всего этого положительной оценки графики быть просто не может... Но теперь поговорим о приятном. Во-первых, явно удались программистам модели машин - они смотрятся просто отлично, хотя рекламных наклеек иногда не хватает, но это не главное, взгляните на блики солнца, оцените игру теней, да и вообще сами автомобили: все это вместе с несколько необычным стилем изображения создает впечатление неповторимой легкости, кажется, что автомобили скорее летят, чем едут. Во-вторых, визуальная модель повреждений заслуживает однозначной похвалы: давно я не видел симуляторов автогонок (наверное, даже вообще не видел), где с машинами можно было бы сделать столько всего "хорошего": к стандартным вмятинам и царапинам добавляются такие веселые вещи, как вылет стекол при сильных ударах (осколки просто великолепны), отделение бампера, разбитые фары, причем все это четко и ясно видно на машинах. Особенно меня порадовала крышка багажника: когда в вас кто-то врезается сзади, а повреждений уже достаточно, она будет очень натурально хлопать. В общем, разработчики в плане автомобилей не подвели, если не считать уже упомянутого вида из кабины. Радует и асфальт вкупе с отбойниками.
Ну и главное, то из-за чего все недостатки графики отходят на второй план, - скорость. Я имею в виду не столько движок, сколько игровой процесс: трассы в большинстве своем короткие и узкие, но при этом весьма извилистые, а вот скорость, напротив, большая. Выглядит это так: газ в пол, длится это пару секунд, за которые машина буквально съедает короткий участок прямой, затем резкое торможение и крутой поворот, хорошо еще если без спуска с горки, а затем еще одно невероятно короткое ускорение - и так все время. У вас абсолютно не будет времени смотреть по сторонам, поскольку промедление грозит обернуться небольшой аварией с последующим дорогостоящим ремонтом, так что все недостатки картинки не ощущаются, нужно полностью сконцентрироваться на вождении. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что бывают и трассы с относительно длинными прямыми, тот же Хоккенхайм, например. Окружающий пейзаж меняется с космической быстротой, в этом плане графический движок не подкачал - скорость ощущается прекрасно.
Хороши спецэффекты вроде дыма из-под колес и особенно взаимодействие машин с предметами окружающей действительности, а погода... Дождь здесь просто нужно видеть, а залитая водой трасса выглядит едва ли не лучше, чем где-либо ранее.
Модели людей угловаты, зато цветасты и главное - с потрясающей мимикой. Бесполезно описывать то, как двигаются лицевые мышцы персонажей во время разговора - но, поверьте, это здорово, да и вообще движения в целом похожи на суровую действительность.
Что касается звуков и музыки, то в целом они скорее заслуживают оценку "хорошо", чем "плохо", хотя и не слишком впечатляют. Порадовали голоса актеров - у каждого героя свое уникальное и неповторимое произношение
Выводы Игра, безусловно, заслуживает внимания всех фанатов четырех колес. В однозначном плюсе у игры - наличие сюжета, который постоянно будет подогревать ваш интерес к игре, и весьма приятной, хотя и не лишенной некоторых недостатков, графики. Кроме того, отличное ощущение скорости, невероятно богатый набор повреждений и "правильный" реализм, и главное - интересная концепция. На моей памяти, после сериала Interstate, это первая автомобильная игра с сюжетной основой, а в мире автогонок - так и просто первенец. Что на ждет за следующим поворотом...