Умный в гору не пойдет. Умный в гору поедет. "Внедорожник - это автомобиль, который застрянет там, куда другой не доедет" - вот фраза, которая как нельзя лучше отражает суть игры Cabela's 4x4 Off-Road Adventure 3 - нового автосимулятора от Activision Value. Впрочем, назвать CORA 3 чистым автосимулятором можно лишь с большой долей условности: на дворе 21-й век и слияние различных жанров давно уже стало нормой, вот и здесь нас, помимо захватывающих гонок по противотанковой местности, ждут элементы приключения и даже RPG. Согласитесь, интересное сочетание, но вот насколько вообще реально совместить в одной игре все это многообразие, ведь помесь динамизма автогонок и неторопливое действие, характерное для квестов, выглядит как гибрид воробья и носорога. Как оказалось, объединить можно все что угодно, было бы желание...
Концепция
Итак, по идее, CORA 3 - это автогонки, более того, это авторалли, во всяком случае, так кажется в момент первого знакомства с игрой. Все характерные элементы соответствующего жанра налицо: выбор водителя, мощные автомобили, способные преодолеть любое препятствие не хуже танка, магазин запчастей и прочие мелкие радости, которые можно встретить в любом более-менее качественном симуляторе. Для начала насторожил странный экран "Квесты", который для вышеуказанного жанра как-то не свойственен. Но настоящие сюрпризы начались после выезда из гаража на обширные пространства Долины Смерти, где не оказалось ни соперников, ни линии старта гонки.
Вторым, уже почти потрясением стала возможность выйти из машины и погулять вокруг нее на своих двоих, да еще и с возможностью перехода на бег, после этого я уже начал опасаться, что в процессе игры придется принимать участие в забегах на энное количество метров, тем более, что какой-либо пригодной для автомобиля дороги в окрестностях не наблюдалось. Затем, по мере дальнейшего знакомства с игрой открывались все новые и новые возможности, каждая из которых все больше и больше подводила к неизбежному выводу о том, что слово "adventure" в название вставлено совсем не зря.
А теперь чуть подробнее. Как я уже сказал, автомобили - это лишь часть игры, хотя и превалирующая. Есть определенный регион, в котором вам предстоит выполнить некоторое количество квестов, после чего можно будет попасть в следующий регион, где предстоит проделать то же самое, и так далее. Казалось бы, это предполагает наличие сюжета, но не радуйтесь заранее - его здесь нет, поскольку это все же не ролевик... Вообще удобно: недостатки одного жанра можно оправдывать тем, что данная игра к нему полностью не относиться: нет сюжета - не беда, это же автогонки, реализм на нуле - а что вы хотите, это же не "Формула-1"! Впрочем, недостатков здесь не так много, чтобы заострять на них внимание. Вернемся к процессу. На локации, где вы находитесь (а они, кстати, очень большие) нет практически никаких ограничений в плане направления движения и последовательности действий, вы вольны ехать куда и как хотите. Еще одна особенность местности - ее крайняя пересеченность, посмотрите на скриншоты, там едва ли не на каждом машина находится скорее в вертикальном положении, там, кстати, есть многочисленные озера, реки, мосты, леса и так далее. Кроме того, вам по ходу заезда могут встретиться магазины, местные жители и даже целые города.
Другим важнейшим моментом, о котором всегда необходимо помнить, являются способности водителя. При его выборе перед началом игры вы увидите что-то около семи показателей персонажа, причем с вождением непосредственно связан только один показатель, а остальные носят весьма далекий от машин характер. По мере выполнения заданий способности игрока будут расти, причем, что именно улучшится, напрямую зависит от типа квеста: выиграли гонку, навыки вождения станут лучше, подстрелили слона - вырастет способность охоты, ну и так далее. Как видите, уже получилась почти RPG, впрочем, навыки - это только один из элементов ролевика, нашедших отражение в CORA 3. Вторым таким элементом является возможность улучшения автомобиля, причем до весьма серьезных показателей. Есть масса запчастей, которые можно приобрести к четырехколесному другу: начиная от подержанных шин и заканчивая бронированным корпусом, ну а о всяких мелочах типа замены двигателя я уже и не говорю. Само собой, можно сменить и машину, причем количество возможных вариантов очень велико: помниться, вторая часть игры из этой серии запомнилась наличием БТРа в качестве средства передвижения, здесь все еще веселее, хотя танк мне, увы, не попался.
Теперь, собственно, о квестах. Часть из них - это, так сказать, сюжетные, то есть те, которые вам даются по ходу игры "сверху" - их выполнение необходимо для перехода к следующей локации, другие же существуют для повышения своего уровня, ну и вообще для разнообразия. Последние можно получить в процессе выполнения основных, например, вам может встретиться человек, который за вознаграждение попросит подвезти его к какой-либо точке на карте. Что касается заданий, то они достаточно разнообразны: начиная от вышеупомянутой работы таксиста и заканчивая участием в гонках или даже расследованием уголовных дел(!).
Если вам надоело осматривать окружающую местность через стекло, можно увидеть все "собственными" глазами, покинув на время свой автомобиль. При этом вы получаете некоторое преимущество в маневренности и, как ни странно, в скорости, поскольку проезд по камням на полном ходу для машины - это гарантированные проблемы, а вот пробежать по ним можно без таковых. Если вы думаете, что режим "от первого лица" существует исключительно для того, чтобы гордо написать об этом в пресс-релизе, то вы сильно ошибаетесь. Во-первых, у вас будет целый ряд интересных возможностей, например, использование бинокля для поиска объектов, а во-вторых, в игре есть оружие: да, именно так, взяв в руки винтовку можно устроить небольшое сафари. После этой фразы у всех поклонников шутеров глаза должны загореться недобрым огнем, но для любителей отстреливать всякое инопланетное или земное отродье у меня есть плохая новость: перестрелок в стиле Unreal здесь нет и не будет. Это и к лучшему, поскольку ездить в машине под огнем каких-нибудь гангстеров у меня лично нет никакого желания, пусть и на компьютере, поэтому приготовьтесь к тому, что оружие используется почти исключительно для охоты. Кстати, слишком далеко от машины отойти нельзя, поскольку персонаж быстро устает.
Из других интересных возможностей следует отметить ремонт машины вне гаража и смену некоторых деталей, естественно, на это требуется время (кстати, проколоть колесо тоже можно, и менять его придется) и в некоторых случаях - деньги. Кстати, присутствует и блок настроек автомобиля, хотя настраивать там нечего. Кроме того, есть игровое меню с кучей приятных опций вроде справки о заданиях, возможности перевернуть машину с крыши обратно на колеса и так далее. Да, и последнее. Очень большую роль в CORA 3 играет способность ориентироваться на местности и находить пути к различным объектам, поскольку они могут быть весьма далеко от дорог.
Итак, как вы уже, наверное поняли, игровой процесс сделан достаточно оригинально, хотя, безусловно, придраться можно к не слишком богатым возможностям. Теперь обратим внимание на другие моменты.
Реализм.
По традиции серия Off-Road Adventure особым реализмом не отличается и третья часть не исключение. Поведение машины, в целом, достаточно правдоподобно, аркадой игру точно нельзя назвать, но и до симулятора явно не дотягивает. Пожалуй, самыми интересными и хорошо проработанными моментами будут повреждения и поведение различных систем машины. О повреждениях разговор особый: набор их весьма приличный, начиная от помятого бампера и заканчивая сожженным двигателем, само собой, все они отображаются визуально на вашем автомобиле. Ну а что касается работы различных агрегатов и систем машины, то больше всего добивает то, что заканчивается бензин (а бензоколонок здесь не слишком много), да еще приходится следить за уровнем других жидкостей, например, масла. Тем не менее, несмотря на длинный перечень всего того, что у машины может отвалиться, именно физическая модель повреждений сделана весьма посредственно. Проще говоря, совсем не похоже на действительность то, как эти повреждения образуются: ехали вы спокойно по дороге, и тут вдруг колесо отваливается... Еще одна проблема - полное отсутствие физических законов в местном мире. Участвовать в "Кэмел-Трофи" мне нее довелось, но то что машина ВЕРТИКАЛЬНО ездить не может, был уверен абсолютно. Посмотрев на CORA 3, понял, как я ошибался - может, если очень постарается, а с хорошими шинами так и кверху колесами можно покататься. Впрочем, перевернуть автомобиль не сложно, но от этого не легче. Вообще, наблюдается некоторый дисбаланс: где-то сделано слишком жестко (например, повреждения), а где-то наоборот - слишком много поблажек.
Графика.
Картина, выдаваемая движком игры, вполне приличная, хотя и требования не маленькие - на гигагерцовом процессоре она явно будет работать в замедленном темпе, а если ваш компьютер удовлетворяет лишь минимальным системным требованиям, смиритесь с тем, что вместо гонок вы будете играть в походовую стратегию. Говоря собственно о графике, можно отметить вполне приличные модели машин, неплохие ландшафты и наличие многочисленных мелких деталей. Например, вы сможете вспугнуть птиц, увидеть порхающих тропических бабочек ну и посмотреть на более крупных существ, причем все они сделаны отлично. Кроме того, прекрасно выполнено небо (закат в саванне нужно видеть - словами этого не описать) и уровни освещения. Добавьте к этому дым (в том числе и из выхлопных труб), траву, воду и кучу других объектов, на каждый из которых можно повлиять - и картина будет полной. Конечно, недостатки есть, например, весьма слабо сделаны модели людей и не удались здания. Музыка на том же уровне: хорошо, но с пробелами, в данном случае - это однообразие мелодий (их здесь, похоже, всего две).
Итог.
Если вам сама идея внедорожных приключений нравится, то эта игра вам безусловно подойдет, поскольку выполнена она очень качественно. Приятная графика, оригинальная концепция, разнообразие в самом широком смысле, удобное управление, да и вообще, играть интересно. Рекомендую к ознакомлению.