В далекой-далекой галактике, на самом краю вселенной, на планете земного типа Гелиос, на солнечной лужайке под теплыми лучами полуденного солнышка, пробивающегося через легкие облачка, мило резвились местные хомячки и кролики, пока... внезапно на горизонте не показалась и через пару минут не прогромыхала мимо, распугав на фиг моментально испарившуюся живность, армада тяжелых танков, прикрываемая с воздуха со свистом проносящимися истребителями. За ними медленно ковыляли в полусотне метров над землей огромные неповоротливые транспорты, доверху груженые пехотинцами в бронекостюмах, готовых в любую минуту высыпать на землю и ринуться в наступление. Колонна скоро скрылась за холмом, оставив после себя глубокие следы в земле, поваленные деревья и легкий запах гари в воздухе. Выползшие обратно на полянку осмелевшие зверьки недоуменно смотрели вслед так некстати распугавшей их напасти. Оттуда, из-за холмов, ветер стал доносить приглушенные звуки стрельбы и эхо разрывов, от которых земля временами дрожала даже здесь... Вскоре все стихло, и только едкие клубы густого, черного дыма, поднимавшиеся в нескольких местах над лесом, напоминали о странном и неожиданном появлении армейской колонны, исчезнувшей также внезапно... Через пару секунд зверушки уже забыли о потревожившем их недоразумении и продолжали дурачиться на своей любимой лужайке под теплыми лучами полуденного солнышка на планете земного типа Гелиос, что находится на самом краю вселенной, в далекой-далекой галактике.
Welcome!
Портирования прогремевшего недавно приставочного экшена "Gun Metal" на PC (не путать с одноименной игрой 98 года) с нетерпением ожидала вся игровая общественность. Еще бы, восторженные отзывы критиков, высокие оценки в игровой прессе, потрясающие скриншоты, обильно смазанная свежими килобаксами рекламная шумиха (сама Microsoft использовала Gun Metal для рекламы возможностей Xbox на E3 2002) вокруг новых графических технологий от Nvidia... Которая, кстати, даже выложила на своем сервере демо-версию Gun Metal. Дескать, качайте, смотрите и наслаждайтесь демонстрируемыми там новомодными световыми "Cg" (Gun Metal - одна из первых игр, что использует эти технологии) и DX9 (требуется установленный DirectX9, а вы как думали?) эффектами. Естественно, что всю прелесть разрекламированных фич можно ощутить только на последнем поколении графических карточек, к тому же засунутых внутрь мощнейшего системного блока. Обладателям же скромных компьютеров (для "среднего" уровня графики потребуется P4-1.4, 256 RAM и GeForce3, о желательной конфигурации я лучше помолчу, поберегу ваши нервы), к великому сожалению, остается только любоваться нехилыми тормозами под аккомпанемент медленно сменяющихся картинок цветного слайд-шоу. А ведь ничего не поделаешь, прогресс, мать его.
Итак, на персоналках появился новый убойный "pure action" с отменной графикой, толпами разнокалиберных... - хотел, было, написать монстров, но монстров здесь как раз и нет - зато полно танков, пушек и самолетов; рюкзаком навороченного супер-пупер оружия; динамичным геймплеем и задорной музыкой. В общем, все, что должно быть в "мясном" шутере, где единственной задачей является размазывание нападающих со всех сторон по чернозему толстым слоем, здесь имеется. Кстати сказать, "Gun Metal" по динамике и адреналиновому драйву, когда становится действительно жарко, чем-то "Serious Sam" напоминает. Такие же большие пространства с холмами и долинами вокруг, также приходится бесконечно бегать и стрейфиться, ловя в перекрестье прицела чью-то очередную... на сей раз бронированную тушку, при этом периодически нервно посматривая на счетчик оставшихся патронов. Отличие состоит в том, что здесь надобно бегать с видом от третьего лица, следя по мини-радару за перемещением противников, и... временами взмывать высоко в небо - но не будем забегать вперед, сперва полистаем книжечку под названием сюжет.
Хотя вряд ли кто-нибудь из вас о нем вспомнит, когда будет крошить супостатов направо и налево, поскольку даже сами авторы не удосужились уделить ему достойного внимания. В крохотные брифинги перед миссиями, где даются указания лишь типа, кого и где надобно замочить на этот раз, его втиснуть или забыли, или посчитали излишним. Итак, в ближайшем будущем были открыты технологии, позволяющие путешествовать к дальним мирам при помощи новейшей технологии ворот-порталов, что позволило выползти в дальний космос и начать колонизацию новых планет. Скоро мирная жизнь на Земле была прервана очередной войной, и часть жителей решила унести ноги, перелетев на планету Гелиос, где было положено начало новой цивилизации, после чего "ворота" были намеренно выведены из строя. Поселенцы жили долго и счастливо, пока в один прекрасный момент "ворота" рядом с планетой снова не заработали, выплевывая из своих недр тучи военных кораблей, которые атаковали города и объекты колонистов без какого-либо предупреждения. Началась новая шедшая с переменным успехом кровопролитная война, конца и края которой не было видно. В такой ситуации сенат Гелиоса решил дать зеленый свет проекту под кодовым названием "Gun Metal", возлагая на него большие надежды. Ожидалось, что десятиметровый и напичканный самым новейшим оружием Havoc Suit под управлением опытного пилота сможет остановить бойню, переломить ход войны и превратить в пыль основные силы агрессоров.
Transform.
Что представляет собой этот самый Havoc Suit? Здоровенного робота-трансформера, боевого человекоподобного прямоходящего меха о двух ногах, легким движением всего одной "Q"нопочки превращающегося в маневренный реактивный истребитель. И робот, и истребитель снабжены пачками самонаводящихся ракет, выпускаемых по четыре штуки залпом. Помимо этого на трансформер понавешана еще масса прочих типов оружия, у каждой модификации имеется независимый боезапас, но о нем разговор пойдет чуть ниже. Трансформироваться в самолет и обратно в робота можно в любой момент, поэтому, как и чем сподручнее будет воевать, каждый выбирает для себя сам. Скажем, группы танков и ховеркрафтов лучше выносить роботом, а воздушные цели утюжить уже истребителем, он же подходит и для массированных бомбардировок с воздуха больших скоплений вражеской техники.
Target.
Игровой процесс, как уже было описано чуть выше, сводится к аннигиляции всех тех боевиков, что высыпали на карту и жаждут вашей крови. В общем, все как обычно: они - плохие, мы - хорошие. Они - красные, мы - синие. Они нападают на наши города и энергетические станции, атакуют пушки, колонны и дропшипы, мы защищаемся, смачно поливая их огнем из пистолетов, забрасывая гранатами и бомбами, распыляя самонаводящимися ракетами и торпедами. Боеголовки то и дело свистят над самым ухом, лазеры прочерчивают небо в поисках новых целей, а адские ядовито-желтые "грибки", образующиеся на месте взрывов, то и дело грозят накрыть вас с головой. Чем ближе к финалу, тем сложнее выполнить задание, враги становятся все жирнее, а пушки мощнее.
Почти в каждой новой миссии вам будет выдаваться новое и более крутое оружие, поэтому перед заданием дают покопаться в инвентаре, выбрав понравившиеся пушки для костюма робота и истребителя. Пушек этих здесь хватает, по-моему, даже с избытком, причем большинство из них ко всему прочему еще и самонаводящиеся. На робота можно навесить парочку пистолетов, стреляющий шрапнелью flake gun, дискомет, торпеды, мини-ракеты, штурмовую пушку, ионный луч, гранаты, пульсовую пушку, систему "трезубец", рассеивающее ружье и пушку Гаусса. Истребитель обладает ничуть не менее внушительным арсеналом: на его борту готовы к бою пушки "вулкан" и "феникс", ракеты, томагавки, маверики, хеллфайеры, фотонный шторм, GP-бомбы и тяжелые бомбы.
Казалось бы, с подобным оружием можно одной левой вынести любую армаду, которая осмелится приблизиться на пушечный выстрел, но не все так просто, как кажется. Во-первых, вы один, а врагов много. Вспомогательные потуги армии поддержки из Internal Security Corps не в счет, в большинстве случаев их силы ничтожно малы, а действия хаотичны и бестолковы, так что без вас уж никак не справиться. Во-вторых, боезапас самых ходовых и убойных ракет/торпед/гранат кончается за несколько минут, а из простеньких пукалок слоноподобные транспортные АPC'ы уже не очень-то и завалишь. Приходится возвращаться на базу для дозаправки, подборки апгрейда для оружия и восстановления защитного щита костюма, для чего надобно плюхнуться рядом с зарядной станцией. Энергия щита, по счастью, расходуется не при каждом попадании, а только когда показатели опускаются ниже критического уровня. В этом случае рекомендуется отступить и подождать, пока щит вновь не восстановится до безопасных значений, что происходит довольно быстро.
Terminate.
Задания выдают сперва в брифингах, а потом уже в самих миссиях, когда бодрый командирский голос приказывает вам перебазироваться на новое место для отражения очередной атаки. В принципе, ничего необычного здесь нет: защитить город от разрушения, охранять конвой, сопровождая его до места назначения, уничтожить вражеский корабль, просто всех раздолбать, ну и т.д. Управление довольно удобное и легко осваивается за пару миссий, к самолету и его выкрутасам (например, возможности стрейфиться в воздухе, вращаясь вокруг своей оси) приходится приспосабливаться чуть дольше. Осуществляется управление при помощи клавиатуры (с кваковской раскладкой) и мышки, также поддерживается геймпад и джойстик.
А теперь о самом вкусном, то бишь о графике. Тут уж, ничего не скажешь, картинка и правда, на загляденье. Причем играть можно как в обычном окне на весь экран, так и переключиться на специальный cinema-режим. Эффект кинематографичности так значительно усиливается, и изображение становится весьма похоже на просмотр широкоформатных фильмов с черными полосами сверху и снизу экрана. Возможно, кино на панорамном телевизоре так смотреть и удобнее, а вот играть, как ни крути, привычнее все же в полноэкранном разрешении. Большие открытые территории с аккуратными футуристическими городками под ярким солнечным небом, вписанными в живописные холмы, окруженные лесами, особенно при полете над ними на истребителе, просто завораживают всем своим видом, яркостью и четкостью, правильно отбрасываемыми тенями и какой-то неземной красотой. Ландшафты меняются с пустынных на заснеженные или зеленые - как бы у нас сказали, пейзажи "средней полосы". После выстрелов ракеты оставляют медленно испаряющиеся дымовые следы в воздухе, за торпедами же, что летят очень низко, повторяя рельеф местности, следуют яркие отблески на земле. Взрывы смотрятся очень даже неплохо, подбитые самолеты эффектно горят, взрываются и падают, разваливаясь на десятки обломков. Кроме того, в игре очень неплохая модель разрушений. Если вы идете по лесу, то вокруг валятся деревья, также можно сломать роботом изгородь, забор и всякие мелкие постройки. Городские здания могут быть превращены в руины, а после взрыва лес вокруг эпицентра легко загорается. Модели кораблей и техники оставляют самое приятное впечатление, даже если их рассматривать вблизи, впрочем, на такую возможность можете особо не рассчитывать. Если мелкие танчики еще не могут за себя как следует постоять, то к крупным вплотную лучше не соваться. Щита надолго не хватит - и тогда вы будете любоваться на то, как ваш робот, искрясь и испуская цветные лучи, шумно и красиво взорвется. Выглядит это, естественно, намного эффектнее, нежели падение и жалкое свечение мехов в последнем "Mechwarrior".
Respect.
В общем, игрушка получилась удачной, полной динамизма, феерических красок и убойного "мяса". Поклонники бескомпромиссных стрелялок, shoot'em'up'а во всей его первородной и жестокой брутальности должны остаться довольны. Думать здесь особо не приходится, знай быстро бегай-прыгай, да метко стреляй, зато адреналин накачивается литрами. За это мы, впрочем, и любим подобные развлечения. За возможность хорошо взбодрить свою нервную систему и оторваться от заевшей обыденности, не вставая с любимого кресла. Из недостатков можно отметить разве что невозможность сохраняться в процессе прохождения миссий - игра сама записывается по ее окончании. Приставочное прошлое сказывается, никуда не денешься. Еще можно немного посетовать, пожалуй, на слишком высокие системные требования, но это дань техническому прогрессу. Во всем остальном претензий нет. Практически идеальный и сбалансированный 3D Action: захватывающий, красивый, динамичный. В коллекцию - однозначно!