Тема многострадального Вьетнама еще долго будет будоражить умы разработчиков, хотя, возможно, в скором времени они все срочно переключатся на пустынные пейзажи. Куда ж деваться, если в Америке продается только то, что понятно рядовому американцу. Вот и чешская команда "Pterodon", засветившаяся фэнтезийными "Flying Heroes", в содружестве с более именитой "Illusion Softworks" в своем шутере забрасывает нас в самую гущу вьетнамских джунглей для выполнения особо опасных заданий.
Причем забрасывает не в одиночку, а во главе целого отряда, командиром которого вы и являетесь. У вас в подчинении пять человек, а впереди - два десятка миссий (плюс несколько тренировочных для ознакомления с управлением и оружием под надзором вечно орущего сержанта), наполненных бесконечными хождениями по джунглям со смертельными ловушками, шквальными перестрелками и всякими прочими прелестями суровых армейских будней.
Увы, но авторам не удалось воплотить большую часть своих замыслов, в результате чего из Vietcong'a не получилось хитовой игры с глубокой атмосферой, затягивающим геймплеем, продвинутым AI противников и т.п. Не помогли ни регулярные выезды всей командой разработчиков на пейнтбол, ни помощь военных специалистов, ни поездки на места "боевой славы". Поначалу кажется, что в игре действительно что-то есть, и вроде бы начинаешь проявлять интерес, но... все скатывается к банальным перестрелкам с глупыми вьетнамцами, прочесыванию нового кусочка леса в поисках новых глупых вьетнамцев, и так до бесконечности.
Попытка придания кинематографичности происходящему выражается в длинных сценках на движке перед началом и по окончании миссий с полетами на вертолете и поездках на джипе, демонстрацией жизни в лагере, сопровождаемой заумными закадровыми комментариями, болтовней между сослуживцами и т.п. Более того, в ходе миссии с каждым из членов своей команды вы можете поговорить, получить помощь, узнать их мысли, отдать команду (все осуществляется одной кнопочкой). Для этого для каждой миссии были специально прописаны многочисленные диалоги, привязанные к скриптам. Скажем, пробежала по деревьям обезьянка - можно услышать комментарии следопыта на сей счет. На деле все эти разговоры оказываются бесполезны, кроме ключевых, без которых вас не пропустят дальше, например, разговоров по рации с начальством.
Настало время предъявить публике главное действующее лицо и членов вашей группы.
Вы - сержант Steve R. Hawkins (зеленая повязка на голове, дырявый рот и безумный взгляд прилагаются), сильно истосковавшийся на бумажной работе по боевым подвигам.
До этого вы тянули лямку военного инструктора в другом базовом лагере, теперь же, перемахнув на новое место, оказываетесь в самой гуще событий и ловите тот самый желанный "some action" на свою голову по самые уши. У вас в подчинении находятся: медик, следопыт, инженер, связист и автоматчик. Каждого из них можно использовать, делая упор на их специализацию. Например, следопыта послать прочесывать тропинку, медика свистнуть, чтобы подлечил раны, при помощи связиста связаться со штабом и узнать дальнейший план действий. Естественно, главная "шишка" здесь вы, поэтому стоит ли вообще воспользоваться помощью товарищей, каждый решает для себя сам. Авторы дают понять, что таком образом можно замутить небольшие тактические маневры, распределяя задания в зависимости от складывающейся на поле боя ситуации. Иногда можно вызвать и артиллерийскую поддержку, указав на карте точку для огневого удара. Главное - не попасть потом под этот самый артобстрел.
Все это, конечно, звучит интересно, однако на деле все сводится, как обычно, к самому обыкновенному мясному "shoot'em up", то есть отстрелу всего что шевелится, что вполне можно осуществить и без поддержки разносторонне обученных сотоварищей и бомбометаний с воздуха. Атмосфера джунглей лишь отчасти помогает прятаться вьетнамцам за стволами деревьев или разлапистыми кустарниками, воевать приходится лишь чуть внимательнее, чем на равнине или в пустыне, но от законного возмездия им все равно не укрыться. Иногда воевать приходится ночью, да еще по пояс в воде. Видимо, так достигается эффект "еще большего погружения", когда вокруг уж действительно почти ничего не видно (мутные текстуры, да темной ночью этому хорошо способствуют) и ориентироваться приходится на звук. Кстати, в игре есть и миссии, заточенные под одиночное прохождение, но большинство все же рассчитано именно на командное шастанье по лесу. При этом терять своих компаньонов категорически не рекомендуется, миссия сразу же считается проваленной!
Впрочем, опасаться здесь стоит не только прячущихся по кустам вьетнамцев. Иногда вы можете угодить в умело расставленную ловушку, поэтому смотреть под ноги стоит более внимательно. Так, приходится то и дело обезоруживать "растяжки", обходить прикрытые ямы с кольями на дне, или взведенные для удара бревна с деревянными шипами (вспомните "Рэмбо: Первая кровь"). Самое неприятное, что все эти сюрпризы попадаются неожиданно и подчас в единственном месте, где можно пройти.
В качестве разнообразия вас иногда еще возят на разных средствах передвижения вроде джипов и моторных лодок, позволяя вертеть головой по сторонам и отстреливать попадающие в перекрестье прицела тяжелого пулемета вьетнамские кепки, мельтешащие среди зарослей. Транспорт движется по заранее прописанному маршруту, так что ни остановить, ни как-то повлиять на его поведение вы не в силах. Вокруг проносятся холмы, перелески, вас куда-то везут, а куда именно - сказать забывают. Что странно, иногда с вами рядом сидят и другие пехотинцы, которые почему-то вовсе не жаждут вскинуть на плечо винтовку и открыть огонь - так и сидят как окоченевшие мумии, когда вокруг, словно дождь по крыше, стрекочет град пуль.
Графика в игре в целом неплохого качества, но назвать ее запоминающейся или поражающей воображение язык не поворачивается. Модели персонажей (кстати, мирные селяне-вьетнамцы почему-то ходят исключительно в трусах), и их лица выполнены на твердую четверку, окружающие ландшафты впечатляют меньше. Чувствуется желание сделать каждую миссию уникальной (не даром дизайнер целый год штудировал горы информации о вьетнамской войне), но хватает этого желания ненадолго. Поэтому, если вначале еще есть некое состояние напряженности и каждая встреча с противником - целое событие, то потом неуклюжие партизаны попадаются целыми пачками, неловко прячась за кустами, копошась в дотах, скрываясь в траншеях и длиннющих туннелях. О, эти туннели! Наверное, путешествие по пустой километровой трубе будет и то интереснее, нежели шастанья по местным подземным лазам. Редкие стычки с прячущимися по щелям рудокопами, и парочка ЦУ по рации - вот и все развлечения в подземном мире.
Звук радует, особенно тарахтенье автоматов и одиночные выстрелы - очень правдоподобно. Конечно, внешний вид оружия и его поведение во время передвижения и стрельбы немного хромает (попробуйте проползти на пузе с автоматом - увидите, как он то задирается носом к небу, то пропадает в текстурах холмов...), но к звуку претензий нет. Кстати сказать, отношение к оружию у авторов было очень детальным и за это их можно только похвалить. В игре воспроизведены порядка двадцати моделей оружия (пистолеты, винтовки, автоматы) времен вьетнамской войны, как советские, так и штатовские, о каждом из них можно почитать подробные характеристики и описание в личном бункере Хокинса. Там же, кстати, вы можете ознакомиться с его личным дневником с фотографиями и картинками и полистать задание на очередную миссию.
Оружие из противников здесь не выпадает - сперва трупы необходимо осмотреть, и только после этой нехитрой процедуры на земле оказываются патроны и автомат, видимо, которые несчастный до этого прятал за пазухой. Как этот фокусник умудрился после смерти спрятать оружие, из которого нещадно палил секунду назад, в голове как-то не укладывается. Чтобы подобрать оружие, необходимо подвести курсор к нему и кликнуть, то же относится и к патронам. Учитывайте еще тот факт, что все вышеописанное очень мелкое, а во время боя и свиста пуль за спиной сконцентрироваться на попадании мышкой в искомые точки экрана вам не дадут. Приходится чертыхаться и обшаривать трупы уже после зачистки территории.
Мультиплейер здесь также присутствует, так что все желающие могут порезаться по сети и Интернету до 32 человек.
В итоге мы имеем еще один вполне сносный шутер "про Вьетнам". Конечно же, не без недостатков, свойственных молодым командам. Обилие сюжетных роликов и диалогов в миссиях, а также возможность управлять пусть и небольшой, но неплохо обученной командой специалистов выделяют "Vietcong" из ряда себе подобных. Это, конечно, не хит, но увлекающимся военной тематикой и любителям быстро бегать и много стрелять игра может доставить много приятных минут.
P.S. Кстати, в угоду общественному мнению "Vietcong" вышел сразу в нескольких версиях. Противникам брутальности предлагаются более мягкие диалоги и отсутствие крови.