Приплыли, обхитрили, покорили Греческой армии, состоящей примерно из ста тысяч солдат, потребовалось более 1200 кораблей, около 60 полководцев, 10 лет, 2 царя и один деревянный конь, чтобы захватить Трою. Разработчикам из Slitherine Strategies хватило всего нескольких месяцев для того, чтобы включить эти события в дополнение Gates of Troy (GoT) к своей стратегии Spartan, посвященной Древней Греции.
Главная достопримечательность GoT - новые кампании, которых здесь насчитывается 6 штук. Теперь игроки в силах построить собственную империю на заре греческой колонизации, подчинив множество (более 100) мелких городов-государств (1500 г. до н.э.), и, возможно, ослабить влияние ахейских царств (1300 г. до н.э.). Поучаствовать в Троянской войне (1183 г. до н.э.) можно за любую из сторон, но следует помнить, что у Трои были города-союзники, а поддержка угнетенных греков пригодится желающим провести Ионийское восстание против персидского господства в землях Малой Азии (499 г. до н.э.). Самые смелые отправятся защищать от персидской армии знаменитый проход Фермопилы, расположенный между Фессалией и Локридой и служивший в античности воротами из северной Греции в ее центральную часть (480 г. до н.э.); здесь отряду отважных спартанцев нужно продержаться 20 ходов, учитывая, что вражеские орды атакуют без передышки, а подкрепление вряд ли прибудет. Разнообразят игру различные события, сообщающие новости, прибывающие из окрестных земель.
Создатели Spartan вняли мольбам поклонников, просивших возможности возглавить римские легионы или бесчисленные армии персов, сразившись за земли Пелопоннесского полуострова, начав в 400 г. до н.э. Правда, соответствующий сценарий не претендует на абсолютную историческую достоверность. Особенность 2 больших кампаний в том, что на одной карте присутствует множество городов, часть из которых обычно предпочитает войну мирному сосуществованию. Любители все время играть за разные народности обрадуются добавлению 8 новых этнических групп: данайцев, дарданийцев, аргивцев, иллирийцев, пелегасийцев, фракийцев, хеттов и эпиротов.
Армейские подразделения соответственно пополнились 12 юнитами, среди которых мирмидоняне, ахейские и дарданийские копейщики, лучники и другие пехотинцы, состоящие на службе у определенных народов. Однако гораздо интереснее присутствие героев, командующих теперь войсками наряду с генералами. Нанимать таких полководцев не дозволяется, однако они поступают под ваше распоряжение в начале какой-либо кампании. GoT подразделяет 19 лидеров на великих (Ахилл, Одиссей, Гектор, Парис и т.д.) и обычных (Диомед, братья Аякс и Тевкр, Патрокл и еще десяток персонажей), причем это ощутимо отражается как на их характеристиках, так и на получаемых армией бонусах. О некоторых военачальниках можно даже найти упоминание в истории или мифологии. Так, Аристагор возглавил восстание ионийцев, Сарпедон, по одной из версий, был сыном Зевса и одним из генералов троянского царя Приама, Идоменей - Критский царь. При достаточной поддержке герой способен расправляться с целыми отрядами, но и бессмертием он не обладает. Наиболее харизматичным создателям игры показался Леонид - царь Спарты, наделенный впечатляющими способностями по поднятию боевого духа воинов.
Расширились также дипломатические возможности, позволяющие, наконец, осуществлять вассализацию соседей, с которыми удалось наладить прекрасные отношения. Последний патч к Spartan содержал некоторые усовершенствования в плане искусственного интеллекта, в GoT разработчики пошли еще дальше. Прежде всего, агрессивность AI, которую ранее можно было увидеть даже на низких уровнях сложности, постоянно отбиваясь от полчищ врагов, теперь умерили до нормального уровня. Вместе с тем, оппонент все еще способен на военные походы, но уже не брезгует пользоваться дипломатическими путями, при случае открывает посольства и плетет интриги. Впрочем, от подозреваемого в шпионаже и саботаже дипломата, как и раньше, разрешается избавиться 7 способами, к примеру, депортировать или сварить в кипятке, кому как больше нравится. Приятным подарком стал более сбалансированный исход боя, если вы решите доверить его ход компьютеру, т.е. теперь огромная армия вряд ли уступит маленькому отряду, что часто случалось в Spartan. Противник теперь редко оставляет свои армии без командиров.
В заглавие вынесена тема Троянской войны, поэтому вряд ли тут получилось бы обойтись без коня. Соответствующая постройка добавлена в определенную кампанию и отнесена в категорию элитных сооружений, но не эпических проектов. Новоявленная лошадь играет роль гильдии убийц последнего уровня и открывает дополнительные возможности в среде тайных операций.
Слегка обновилось управление: в больших кампаниях с помощью Zoom'а удобнее получить нужный вид, в режиме битвы при желании отключается мини-карта, а поле боя прокручивается мышкой или с клавиатуры, чуть лучше стал дизайн интерфейса. Три обучающих сценария из Spartan, музыкальное и звуковое сопровождение, а также экономическая часть и строительство перекочевали в GoT без изменений. К сожалению, в плане графики все тоже осталось по-старому, хотя некоторые улучшения совсем бы не помешали, ведь безжизненность глобальной карты и однотипный ландшафт поля битв все еще огорчают.
Как и Spartan, GoT поддерживает несложные пользовательские модификации, если вам захочется, к примеру, создать копию юнита в игре, присвоив ему желаемое имя. Начинающих экспериментаторов не оставят без совета на специальном разделе форума.
Что немаловажно, Gates of Troy не требует наличия диска Spartan, однако если такой у вас все-таки есть, то все новые возможности и усовершенствования будут плавно в него интегрированы. Нельзя сказать, что разработчики схалтурили, ведь большая часть нововведений была добавлена по просьбе поклонников оригинальной игры. С другой стороны, если вам не приглянулся стиль Spartan, где все-таки доминируют исторический реализм, экономика и дипломатия, а тактике боев отводится второстепенная роль, то и Gates of Troy вряд ли заинтересует.