Вокруг Кремля В семействе аркадных ездилок очередное прибавление. Downtown означает "деловой квартал", так что нам в очередной раз предлагаются гонки по улицам крупных городов; любопытнее всего, пожалуй, то, что в их число на сей раз входит Москва. Правда, как раз на примере Москвы видно, что о точном воспроизведении улиц речь не идет - Кремль и собор Василия Блаженного хорошо узнаваемы, но все, что вокруг, довольно-таки условно. Другие города, представленные в игре - Лондон, Рим, Монреаль, Нью-Йорк, Париж, Лиссабон и Сибиу (Трансильвания). Никакой свободы передвижения нет - трассы жестко фиксированы (всего их 14, плюс возможность проезжать те же трассы в обратном направлении). Часть трасс - ночные.
Машин, в свою очередь, пятнадцать - Volkswagen Beetle, Peugeot 307, Audi S3, Peugeot 206, Renault Clio Sport, SAAB 9-3 Cabriolet, Peugeot 406, Mitsubisi Lancier Evo 6, Audi TT, Mitsubisi Lancier Evo 7, MG TF X-power 500, MG ZT X-power 500, Ford Thunderbird, 2003 Ford SVT Mustang Cobra и полицейский автомобиль. По сложившейся дурной традиции, изначально доступны не все машины и трассы. Чтобы получать доступ к новым машинам, надо зарабатывать "очки престижа", чтобы получать трассы - выигрывать чемпионат.
Модель повреждений - сугубо аркадная: просто уменьшается количество "здоровья", пока не дойдет до нуля (и, кстати, машина в результате не взрывается, а просто становится прозрачной и исчезает - если смотреть со стороны). Поперек трасс регулярно встречаются бонусы в виде кубиков по четыре в ряд; что именно значит каждый кубик, определяется случайным образом в момент взятия. Взятый кубик через несколько секунд возникает на прежнем месте. Бонусы делятся на те, которые приносят пользу вам (увеличивают сцепление с дорогой, скорость, то и другое, дают неуязвимость - все это на короткое время - или чинят) и те, которые вредят вашим соперникам, оставаясь в виде мины на дороге (впрочем, можно напороться и на собственную мину). Где и когда поставить мину (или взорвать бомбу, останавливающую машины вокруг вас - есть и такой бонус), решаете вы. Помимо бомбы, имеются такие "оружейные" бонусы: ухудшение сцепления с дорогой и управляемости (на то же время, что положительные - улучшают), инвертирование управления (крутишь руль влево - машина едет вправо, действует то же время; сомневаюсь, впрочем, что от этого страдают машины под управлением AI), лужа масла, гвозди, специальный луч поперек дороги, на момент вырубающий электронику (это приводит к потере скорости) и "грабли", закручивающие машину. Кроме непосредственного эффекта, наезд на такие вражеские подарки может повреждать машину и отнимать "очки престижа".
Помимо чемпионата, в игре множество других режимов. В большинстве из них вы можете выбирать трассу, число соперников (от 1 до 5), число кругов (от 1 до 30; есть режимы без ограничения на число кругов) и свою стартовую позицию. Режимы следующие:
Quick Race - обычный заезд с возможностью использовать все бонусы;
Countdown - заезд с checkpoint'ами, до которых надо доезжать не позже чем за указанное время, причем условия весьма жесткие;
Time Attack - единственный режим, где вы можете полностью расслабиться, соревнуясь со своим собственным лучшим результатом - или просто катаясь и рассматривая трассу, число кругов не ограничено;
Last Man Standing - выигрывает последний оставшийся в живых, число кругов не ограничено, но это вовсе не Carmageddon, ибо бонусы починки и неуязвимости не работают, да и соперники не стремятся вас таранить и сталкиваются по большей части случайно; оптимальный способ прохождения - вообще никуда не ехать, а встать в засаде возле ближайшей линии бонусов и - благодаря тому, что взятый кубик спустя короткое время появляется снова - выстраивать поперек дороги "минные поля";
Sudden Death - бонусы починки и неуязвимости не работают, первое же столкновение с другой машиной или с бортиком ведет к гибели;
Chase - можно проходить либо полицейским, либо нарушителем; полицейский выигрывает, если ему удается достаточно долго блокировать дорогу нарушителю так, чтобы тот не мог разогнаться быстрее 80 км/ч; нарушитель выигрывает, если проедет положенное число кругов прежде, чем полицейскому удастся выполнить свою задачу, либо просто запинает полицейского насмерть);
Bet Race - гонка один на один на условиях оппонента, где на кон ставится большое количество "очков престижа" - естественно, их для этого нужно иметь.
Вообще эти Prestige points - достаточно подлая штука. Вы можете победить в гонке и все равно в сумме получить отрицательное их число (и, если количество было критическим, потерять доступ к ранее завоеванной машине). Дают их за успешное достижение финиша, первое место, стиль езды (как я понял, в этом плане полезно отфутболивание соперника) и лучшее время, а отнимают за проигрыш и поражение вражескими бонусами; самое же гнусное то, что любое их изменение автоматически записывается - вам даже не дают переиграть неудачный результат! (То есть в большинстве режимов есть возможность сделать restart - не путать с replay, который позволяет просмотреть и записать фильм вашего прохождения - но прежнего значения очков вам при этом никто не вернет.) Причем эти гады шифруют как save-файлы, так и конфигурационные (где можно было бы поправить критические значения и сделать машины дешевыми), так что простые хакерские методы не помогают. Так что перед заездами, а особенно перед Bet Race, где можно лишиться сразу десятков тысяч очков (в случае проигрыша), настоятельно рекомендуется жать Alt-Tab и делать резервную копию players.cfg.
Что же касается проходимости самих трасс, то это не слишком легко, но реально. У меня сложилось впечатление, что поведение оппонентов зависит от вашего - если вы сзади, они сбрасывают скорость (то есть у вас практически всегда есть шанс их догнать и вырваться на первое место), зато если вы впереди, они не дают вам почить на лаврах. Ваше место может изменяться с шестого на первое и обратно на четвертое в течение буквально нескольких секунд. Со старта оппоненты уходят в отрыв (уж не знаю, за счет чего - передачи у них эффективнее переключаются, что ли... кстати, возможности выбрать ручное переключение передач в игре нет), впрочем, этому можно мешать, путаясь у них под колесами. Удар в бок запросто может заставить противника кувыркаться; вы, впрочем, тоже от такого не застрахованы, причем во время кувырков сохраняете частичное управление машиной и имеете шанс опуститься на колеса; если же не повезло, то вас поставят на дорогу автоматически или по кнопке R. Как я уже сказал, отставание, вызванное таким приключением, вовсе не лишает вас шанса выиграть гонку; то же, впрочем, относится и к вашим соперникам.
Графика на уровне стандартов трехлетней давности. Блестящие и отражающими корпусами сейчас уже никого не соблазнить. Погодные эффекты, похоже, отсутствуют (правда, мне не удалось открыть все трассы). Кокпит отсутствует (хотя вид от первого лица имеется; но лучше играть с видом от третьего, чтобы видеть машины, подбирающиеся сзади). Повреждения машин визуально не отображаются, стекла отказываются пропускать свет наотрез. Глюков, впрочем, замечено не было. К достоинствам графики следует также отнести ее шустрость - не верьте заявлениям о P3-500 в качестве минимума, на Celeron 466 все летает на максимуме.
В общем и целом - не отстой, но и ничего выдающегося. А система с автоматической записью "очков престижа" - так и просто свинство.