Люди гибнут за кристалл Эх, не балуют нас отечественные разработчики добротными фэнтезийными стратегиями. Квесты для всех возрастов появляются со скоростью грибов после дождя, в то время как создание интересной и играбельной стратегии - дело, не терпящее ни спешки, ни суеты. Поэтому каждое новое "явление стратегии народу" становится целым событием. И тем интереснее тот факт, что игра "Битва Героев" создавалась небольшой, всего в несколько человек, но безумно увлеченной группой фанатов. Воистину, подвиг, сравнимый с одним из деяний Геракла, молча снимаю шляпу. Итак, приступим к разбору, памятуя о том, что от подобных продуктов всегда можно ждать чего угодно, но только не банальности.
Сюжет Воспользовавшись тем, что кланы Людей были сильно ослаблены непрекращающимися междоусобными войнами, орды Хаоса разбили их и изгнали далеко на север. Впрочем, оказавшись перед угрозой вымирания, люди быстро помирились и создали Орден порядка, который возглавил рыцарь Дреон. Собравшись в единый кулак, все кланы в тяжелой битве у подножья Северных гор основательно намяли бока захватчикам и даже стали помышлять о возвращении своих исконных территорий. В это время с неба внезапно пошел кристаллический град, причину появления которого стал изучать один из магов Ордена - Нилмерг. Обнаружив способность кристаллов воскрешать мертвых, коварный маг организовал заговор и даже привлек на свою сторону несколько рыцарей, пообещав им вечную жизнь. Заговор с треском провалился, но Нилмергу удалось бежать.
Вскоре в Восточных землях стали происходить всякие колдовские штучки, в частности, мертвым не лежалось спокойно в своих могилах. Оказывается, Нилмерг не оставил планы по захвату власти и при помощи кристаллов стал сколачивать вокруг себя гигантскую армию мертвецов. Полчищам оживших трупов было трудно что-либо противопоставить.
Обратившись к древним писаниям, люди прознали, что справиться с Мертвыми им поможет волшебный Кристалл Власти. Некроманты, не желая давать противнику совершенное оружие супротив себя, также отправились на поиски чудо-кристалла. Искали все его долго и упорно, но все было тщетно. И вот, когда все уже начали забывать, что именно они искали, явились странные чудовища "шипороты", которые им и обладали. Поговаривают, что они появились одновременно с кристаллическим дождем. Эти монстры выделялись не только необыкновенной физической силой, но и необычайным интеллектом, умением действовать организованно и сплоченно. Довольно быстро чудовища стали хозяевами на местных землях, а одной из них объявило себя, без ложной скромности, Правителем Земли и потребовало от людей, некромантов и орд Хаоса регулярно платить ему дань, грозя в случае непослушания смертью лютой.
Так и жили бы все в страхе и покорности, если бы однажды на горизонте не замаячил герой, рискнувший покуситься на власть тирана.
Знакомство Внешне игра являет собой нечто на стыке Diablo и Warcraft. На карте, испещренной вдоль и поперек тропинками с указателями направлений, живописно украшенной холмами и лесами, раскинулись несколько пасторальных деревушек, окруженных полянками с животворными колодцами, колоннами с магическими кристаллами и крепостями, защищенными отрядами могучих рыцарей. За дремучими пустырями скрываются заброшенные могильники со склепами, а по темным углам попрятались сундуки с артефактами и мешочки с уникальными предметами, едой, кристаллами или золотом. Кроны деревьев, шелестя листьями, раскачиваются в такт порывам ветра, который успевает заодно вращать лопасти ветряных мельниц и подгонять волны, накатывающиеся на неровный берег. Фигурки воинов и монстров поражают естественностью движений и плавностью анимации, ничуть не уступая в этом плане продукции именитых контор, тому же Diablo, например. Картинка радует глаз, позволяя жадному взгляду ощупывать аппетитные ландшафты и строения, путешествующим по ним пейзанам и воинству, и на минуту заставляет забыть, зачем мы здесь собственно оказались.
Наконец обнаруживаем и себя, большого и важного типа, немножко в доспехах и с каким-нибудь нехилым мечом/топором в руках. Промеж домов суетятся местные жители, чуть поодаль прогуливается стража, а где-то рядом расхаживает или разъезжает на благородном скакуне сам король, его легко узнать по соответствующему элементу декора, украшающему царственное чело. Что ждет вас впереди: слава и власть или позор и забвение? Кто знает... ведь вы стоите в самом начале пути, и куда он приведет, зависит только от вас.
Геройский уголок. О героях следует сказать особо. Это тот персонаж, которого вы выбираете в самом начале игры, и от этого выбора будет зависеть набор базовых характеристик, букет развиваемых умений, а также возможности по владению тем или иным видом оружия, используемым доспехам. Всего поначалу доступно четыре героя, позже откроется столько же новых: воин северного клана Айген, ставший вождем объединенных северных племен; повелитель армии мертвых, некогда король варваров, а ныне скелет по прозвищу Зловещий; свирепый и огромный людоед Рого и специалист в области темной магии некромант Сергус. Каждый герой наделен своими достоинствами и недостатками, а также предрасположенностью к развитию того или иного умения. В самом начале своего развития они примерно равны по силе, что позволяет на равных сражаться в мультиплейере.
Определившись с выбором героя, вы можете пройти небольшую тренировочную кампанию, так сказать, для ознакомления с окружающими достопримечательностями, или же сразу загрузить одну из восьми представленных мега-карт для одиночной игры. Карт настолько огромных, что время для их освоения измеряется не часами, а днями. Для примера, за день я открыл, исследовал и с переменным успехом захватывал области, расположенные менее чем на трети всей карты, к тому времени раскачав героя с 1-го до 80 уровня. Причем, это была карта размером "всего лишь" 256х256, чего уж там говорить про 400х400 или все 512х512. Такую обходить по периметру умаешься, а ведь еще надо воевать, обороняться, захватывать...
С достижением нового уровня вы получаете лишнюю "единичку", которую можете потратить на увеличение любой характеристики. Еще опыт можно зарабатывать, устраиваясь на работу в основном здании деревни, там же можно нанимать работников и покупать ресурсы. Например, можно заделаться сборщиком дани или согласиться на уничтожение наемников, а если круты непомерно - то и подписаться на захват соседнего королевства. Предварительно неплохо бы захватить и все соседние рудники.
Замечу, что с каждой выполненной работой будет расти и ее уровень, поэтому в следующий раз за то же самое вам набросают "экспы" на порядок больше. Вследствие этого, набор уровней происходит намного интенсивнее, нежели в других играх. Героями и монстрами 20-го и 30-го уровней здесь никого не удивишь. Недоумение начинают вызывать типы, нескромно указывающее в своих параметрах уровень 500-й или 600-й, с атакой и защитой где-то в районе 1500. Не спешите закрывать рот... ведь это еще не все сюрпризы. Оказывается, ВСЕ персонажи в игре набираются опыта и повышают свои умения, еще способны возрождаться. Некоторые, набирая опыт, изменяются внешне и приобретают новые способности.
Так, скажем, пошли вы как-то пинать хилых гоблинов в соседнем леске, когда те были 10 уровня. Вернитесь к ним через пару часов, чтобы увидеть у них уже 20 или выше. Что будет, когда вы загляните к ним через полдня, даже предположить трудно. Монстры способны враждовать между собой, что также весьма способствует росту их уровня. Возможно, именно потому, что растет здесь не только ваш главный персонаж, но набираются опыта и плавно крутеют все вокруг него, прохождение отчасти затягивается. А ведь нужно еще следить, чтобы завоеванные вами земли не оттяпали взад, да шахты не захватили, тут уж не до наполеоновских планов. Приходится буквально по кусочку отгрызать себе новые территории. Это вам не "выделил сотню монстров" и ткнул мышкой "в чужой замок", тут с умом подходить надобно. Иначе удача будет улыбаться кому-то совсем другому.
Все умения героев в игре разбиты на четыре группы. Базовые умения включают такие показатели, как сила, ловкость, сложение, магия, лидерство и экономика. Плюс немного уникальных, в зависимости от выбора героя. Всего в игре около двухсот способностей. Здесь надо сказать, что, несмотря на то, что герой может прокачиваться и наращивать уровни бесконечно, потолком роста умений служит 31-ый уровень. За основными параметрами следуют ауры, которые можно включать и отключать простым нажатием кнопочки, позволяя герою увеличивать некоторые показатели. Например, набирать больше опыта в сражении, увеличивать силу удары или защиты. Ну и, конечно же, магические навыки, каковые рекомендуется интенсивно развивать у изначально предрасположенных к этому волшебников. И, наконец, тренировка. По достижении очередного уровня вы можете запросто повысить некоторые из базовых показателей за деньги. Деньги, замечу, немалые.
А карманам, как известно, денежки нужны. Вообще-то, деньги здесь нужны не только для повышения умений, но и для покупки ресурсов, найма в казармах новых воинов (своим подопечным можно менять оружие, но управлять повышением характеристик, к сожалению, нельзя), выплаты дани. С последним шутить не советую. Повелитель Земли каждые пять минут будет требовать выплатить ему дань. Если вы этого не сделаете, то к вам тут же вышлют небольшой отряд воинов такого уровня, от которого у вас глаза на лоб полезут. Крутизна атакующих вас сборщиков показывается звездочками рядом с иконкой главного героя, что-то вроде уровня тревоги полиции в "GTA3".
Вступи вы в битву, после пары минут безжалостной мясорубки, ваш герой, испустив последний вздох, замертво повалится на усыпанную трупами землю... чтобы через
мгновение воскреснуть в базовом лагере, при этом не потеряв ни единого предмета одежды или оружия и сохранив весь набранный опыт. А вот половиной нажитых непосильным трудом ресурсов придется распрощаться. Не беда, если на вашем счету позвякивало несколько тысяч, куда обиднее, если там уже было несколько миллионов. Да, не стоит удивляться тому факту, что навороченные магические штуковины в лавках могут стоить по несколько миллионов монет. Да и осадные тараны и штурмовые башни для штурма крепостей в казармах также потянут на парочку "лимонов". Наем солдат и монстров обходится куда дешевле - всего-то в несколько сотен тысяч, правда, за каждого.
Чтобы поступление золотишка в закрома вашей родины носило регулярный и непрекращающийся характер, необходимо захватывать золоторудные шахты. Потом в основном здании нужно нанять работников (повышение показателя "экономист" позволяет нанимать больше батраков) и посадить их в эти самые шахты, в каждую можно запихнуть до пяти человек, увеличив тем самым дневную выручку с одного рудника до максимума. Еще деньги можно подбирать буквально с земли. Настоятельно советую подбирать мешочки и обыскивать трупы, с них тоже иногда бывает чем поживиться: оружием, едой, золотом или кристаллами. Еще золото можно получать, собирая дань с местных жителей. При этом приходится идти на риск: вам могут заплатить дань, а могут ведь и послать... Тогда из дома или склепа, в который вы только что постучали, вываливает внушительная кучка товарищей более чем почтенного уровня и объясняет вам, что вы ошиблись адресом.
После золота вторым по важности ресурсом является еда. Она необходимо для заживления ран вашего героя и его воинов. Происходит это автоматически - запас еды тает, а здоровье воинства понемногу восстанавливается. Еду можно находить так же, как и золото, обыскивая трупы и мешочки, валяющиеся на земле, но лучше захватить мельницу и посадить в нее пяток крестьян. Третьим и последним из ресурсов являются кристаллы, добываемые, как и золото, в специальных шахтах. Они восполняют запас маны и необходимы для покупки некоторых монстров.
Кто здесь, к примеру, в короли крайний? Обитатели "Битвы Героев" поделены на шесть каст: Повелитель Земли, короли, герцоги, герои, монстры и рабочие. Повелитель, как уже говорилось, собирает дань со всех королевств и в случае неуплаты тут же высылает армию, сурово наказывая непокорного. Во главе королевств стоят короли, коим подчиняются герцоги, управляющие деревнями и следящие за охраной границ королевства от захватчиков. Поначалу вы подчинены королю, но потом, немного возмужав, можете его скинуть, дабы усесться на его место. Задача в идеале сводится к захвату всех королевств, выносу армии хозяина и уничтожению самого Повелителя. Правда, тут есть одна неприятность - как только вы убьете короля, буквально изо всех щелей на вас повалят толпы его приспешников, чтобы отобрать корону, укрыться от которых не будет никакой возможности. Тут даже колодцы с восстанавливающей здоровье водой не помогут. Запинают вашу бедную тушку в два счета, даже имени не спросят. Выход один - раскачиваться до заоблачных высот, при этом сколотить и прокачивать отряд наемников, которые помогут в трудную минуту.
Наемников в виде рыцарей, скелетов, гоблинов, паучков, оборотней и т.п. можно нанимать в четырех типах казарм. Чем больше вы захватите казарм, тем больше типов воинов можно будет там обнаружить. Увеличивая показатель "лидерство", можно нанимать воинов более высокого уровня.
Оружие и побрякушки в "Битве Героев" вполне укладываются в стандартный набор для подобного рода игр: доспехи, мечи, луки, топоры, секиры, волшебные посохи, ожерелья, колечки и т.п. У каждой расы имеется свой магазинчик, где выставляются свои цены на доспехи и оружие. Помимо этого имеется еще и главное здание, где можно покупать ресурсы и работников. Многие предметы наделены магическими свойствами и могут увеличивать базовые показатели. К счастью, предметам не ведом износ, зато в лавке покупать их у вас будут в шесть раз дешевле, чем предлагать - грабеж среди бела дня. Поправить это дело, можно увеличивая способность "скряга", только при этом вы будете терять уважение среди воинов, они таких не любят.
В добрый путь. Вот, вроде бы, и все, что хотелось вам рассказать про новую отечественную стратегию с ролевыми элементами "Битва героев". Молодцы, ребята, так держать! Получилось красиво, забористо и играбельно. Много я чего на своем игровом веку повидал, но чтобы вот так просидеть, не вставая, двенадцать часов кряду, забыв обо всем на свете... такого что-то давно не припомню. Процесс прокачки героя и захвата королевств настолько затягивает, что даже пришлось долго уговаривать себя отвлечься, дабы написать эту статью. Казалось, еще пару уровней накачаю, еще чуток карты открою, потом весь хлам продам и пойду новый топорик выбирать, может и на наемника деньжат останется...
Я уже упоминал про мультиплейерные возможности (поддерживается игра по сети и Интернету), и уверен, что в этом плане игрушке светит большое будущее, чему наглядно свидетельствуют тесты, проведенные в одном из компьютерных клубов, где "Битве героев" удалось потеснить сам Warcraft III.
Все, заканчиваю писать и иду валить монстров своим обожаемым Рого, ведь до 150-го уровня осталось еще парочку зверушек затоптать... чтобы тогда повысить, хм, людоедство или может удар ярости?..