Про войну и про бомбежку,
Про большой линкор "Марат",
Как он ранен был немножко,
Защищая Ленинград.
С. Михалков За год с лишним, прошедший со времени выхода одного из лучших в истории - и при этом нашего российского - авиасимулятора "Ил-2 Штурмовик" (хотя по-русски, конечно, правильнее будет "Штурмовик Ил-2") - его разработчики не оставляли нас своим вниманием, выпустив штук семь апдейтов. Кое-что в этих апдейтах было банальным исправлением глюков, которых, увы, в первой версии хватало - но также добавлялись новые самолеты, совершенствовалась модель и т.п. И вот теперь дело дошло до отдельного продукта, занимающего промежуточное положение между add-on'ом и полноценной новой игрой. "Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения" не требует исходной игры (и даже занимает два диска вместо прежнего одного), и, хотя движок в целом остался таким же, поменялась идеология кампаний - теперь они динамические.
В отличие, впрочем, от ряда других авиасимуляторов с динамической кампанией, в "Забытых сражениях" нет стратегических элементов. Вы не выбираете цели миссии, и уж тем более от ваших действий не зависит исход войны. Вы летчик, а не командующий армией. Хотя некоторое влияние на ход войны вы все же оказываете - в зависимости от успешности ваших миссий, передвижение линии фронта на вашем участке может ускориться или замедлиться, кроме того, ресурсы велики, но не безграничны, и тяжелые потери техники в воздухе и на земле - как у вашей стороны, так и у противника - могут оказаться невосполнимыми. Что до людских потерь, то пополнение прибывает исправно, но молодые неопытные летчики, естественно, сражаются хуже. Вообще AI'шные пилоты теперь живут столь же полноценной жизнью, что и вы - получают награды и звания, ведут свои рейтинги побед, а если гибнут или попадают в плен, то больше не возвращаются. Кстати, в плен теперь можно попасть элементарно - прервав миссию по Esc над территорией противника, так что халява кончилась - теперь нужно дотягивать до своих (садиться, впрочем, по-прежнему не обязательно). Вы можете просмотреть список своей эскадрильи, и личные дела других пилотов выглядят так же, как и ваше. Жаль только, что в рамках самой игры не позволяют выбрать вашу фотографию - в readme описано, как это сделать заменой файлов, но это, сами понимаете, неизящный способ.
Помимо динамического характера кампаний, к новшествам игры относятся новые нации. Видимо, именно благодаря им появилось название "Забытые сражения", ибо мы привыкли воспринимать Вторую мировую на Восточном фронте как войну советско-германскую, забывая, что на стороне Германии воевали и такие, например, страны, как Венгрия и Финляндия. Вот именно они и добавились - как положено, со своим языком, воинскими званиями и наградами. А также с новыми картами - венгры с окрестностями озера Балатон, финны - с Финским заливом, по берегам которого расположились такие города, как Таллин, Хельсинки и Ленинград. Последний, пожалуй, смоделирован наиболее тщательно из всех городов, представленных и в старом, и в новом "Ил-2". В Хельсинки, конечно, тоже имеется парочка красивых соборов, но в Питере хорошо узнаваем весь исторический центр: тут вам и Петропавловская крепость, и Адмиралтейство со знаменитым корабликом на шпиле, и ростральные колонны, и Исаакиевский собор, и Зимний дворец с Александрийской колонной и Генеральным штабом... Из наиболее знаменитых достопримечательностей я не досчитался только Медного всадника. Впрочем, во время войны он все равно был закрыт мешками с песком... А вот явное упущение разработчиков - отсутствие над городом заградительных аэростатов, несмотря на то, что в игре они теперь появились.
Помимо двух упомянутых новых карт (каждая из которых присутствует в летнем и зимнем варианте), добавлена еще одна - приграничный район возле Львова, где развивались события первых дней войны. Вообще, как это нередко бывает в случае динамических кампаний, вы можете вступить в войну в разное время (и воевать до конца войны), а нередко еще и в разных местах. Полный список возможных кампаний выглядит так:
СССР.
- Истребитель: Ленинград 1941 - 1942 - 1943 - 1944 - Берлин; Львов 1941 - Смоленск 1941 - Москва 1941-42 - Крым 1942 - Кубань 1942 - Сталинград - Ржев 1942-43 - Кубань 1943 - Курск - Крым 1944 - Смоленск 1944 - Львов 1944 - Берлин.
- Штурмовик: аналогичные две кампании, но в ленинградской нет берлинской стадии, а в другой - стадии Львова-44.
- Бомбардировщик (да, да! и какой - ТБ-3! но об этом чуть ниже): Львов 1941 - Смоленск 1941 - Москва 1941-42 - Ленинград 1942.
Германия.
- Истребитель: (группа армий "Центр") - Львов 1941 - Смоленск 1941 - Москва 1941-42 - Ржев 1942-43 - Курск - Смоленск 1944 - Львов 1944 - Берлин; (группа армий "Север") - Таллин и Ленинград 1941 - Ленинград 1942 - 1943 - 1944 - Берлин; (группа армий "Юг") - Крым 1941 - Крым 1942 - Кубань 1942 - Сталинград - Кубань 1943 - Прохоровка - Крым 1944 - Львов 1944 - Балатон.
- Истребитель-бомбардировщик (на самом деле - все те же Me-109 и FW-190): Львов 1941 - Смоленск 1941 - Москва 1941-42 - Крым 1942 - Кубань 1942 - Сталинград - Кубань 1943 - Курск - Крым 1944 - Смоленск 1944 - Львов 1944 - Берлин.
- Бомбардировщик (He-111, в конце войны - Me-262 A-2a) - аналогично.
- Пикирующий бомбардировщик Ju-87 Stuka (в конце войны - FW-190): аналогична двум предыдущим, только вместо Москвы - Ленинград 1941.
Финляндия, истребитель: район Финского залива 1941 - 1942 - 1943 - 1944.
В режиме отдельных миссий можно также полетать за американцев на P-47 Thunderbolt. Но, как видим, "нетрадиционные" для Восточного фронта военно-воздушные силы представлены скромнее, чем традиционные, так что название "Забытые сражения" все же спорно. Впрочем, это как раз непринципиально.
Ну-с, несколько новых доступных игроку самолетов я уже назвал, поговорим о них подробнее. В новую игру вошли все летательные аппараты из исходного "Ил-2" и последующих апдейтов, но на некоторых из тех, что прежде были только AI'шными, теперь можно полетать; кроме того, и к доступным, и к недоступным игроку добавились и совершенно новые самолеты. Сначала перечислим новые доступные: у Германии и ее союзников это 2 модификации Me Bf-109G (это не считая предыдущих апдейтов; в общей же сложности в "Забытых сражениях" доступны 13 модификаций Bf-109!), 4 модификации FW-190 (в общей сложности 7), 2 модификации Me-262A (истребитель 1а и истребитель-бомбардировщик 2а), 3 модификации Ju-87 (пикирующие бомбардировщики B-2 и D-3 и штурмовик G-1, оснащенный двумя противотанковыми 37-мм пушками), 2 модификации бомбардировщика He-111H (H-2 - классический и H-6 - торпедный), истребитель B-239 (по своему происхождению - американский Brewster F2A-1, партия которых была куплена финнами в конце 1939 года и подвергнута ряду переделок и доработок; как ни странно, этот самолет оказался заметно более удачным, чем более новые модификации F2A-2 и F2A-3, поступившая на вооружение американского флота; финские пилоты называли эту устойчивую и маневренную машину "жемчужиной неба" и за время Второй мировой (в Зимней войне 1939-40 самолет поучаствовать не успел) сбили на Brewster'ах 496 самолетов противника, потеряв только 15 машин) и наш старый знакомый по Битве за Британию Hurricane Mk I. 12 этих истребителей 1938 года, уже заметно устаревших на начало войны, были закуплены Финляндией у Великобритании в 1940; лишь 10 из них добрались до цели, и лишь 6 побед одержали финны на Hurricane'ах во время Второй мировой. Что интересно, на Hurricane'ах летали и советские пилоты - более совершенная, хотя все равно уже устаревшая к тому времени, модель Mk II поставлялась в СССР по ленд-лизу (в игре представлены три модификации этой модели, в том числе советская переработка). Три этих самолета были захвачены финнами в начале 1942 года, один из них после ремонта принимал участие в боевых миссиях финских ВВС. Впрочем, сведения о боях между Hurricane'ами с двух сторон отсутствуют - что неудивительно, учитывая их небольшое количество, особенно у финнов.
Итак, мы уже перешли к новым советским машинам, доступным игроку. Продолжим перечень: 2 модификации Ла-5, 2 модификации Ла-7, по паре модификаций устаревших на момент начала войны поликарповских истребителей И-16 (на таком В. Талалихин совершил свой знаменитый ночной таран) и И-153 (биплан "Чайка", применялся также для ракетных атак наземных целей; вопреки расхожему мнению, был разработан позднее моноплана И-16), очередные американские ленд-лизовские поставки - истребители P-47D (2 модификации) и довольно неудачный Curtis P-40 Warhawk (у британцев, которым он тоже поставлялся, он назывался Kittyhawk), не отличавшийся ни скоростью, ни маневренностью, ни надежностью (представлены три модификации, в том числе советская переработка; надо сказать, переработки ленд-лизовских самолетов обычно не улучшали их летные качества, а лишь позволяли решить проблему с дефицитом запчастей). Еще один самолет, применявшийся в начале войны - польский PZL P.11c. Несмотря на явно устаревший дизайн, восходящий к 1934 г. - неубирающиеся шасси, двухлопастной деревянный винт, открытая кабина, нехарактерное для истребителей верхнее расположение крыла - в умелых руках это была неплохая машина, и польские пилоты сбили на ней более сотни "мессершмиттов" ранних серий, потеряв только 26 самолетов.
Советский бомбардировщик - это ТБ-3 1933 года, на фоне самолетов Второй мировой этот огромный, тихоходный и неповоротливый монстр с деревянными двухлопастными пропеллерами неизменяемого шага, угловатым корпусом, открытыми кабинами, неубирающимися шасси со спицами в колесах, отсутствием закрылок и т.д. и т.п. выглядит настоящим динозавром. Можно лишь посочувствовать его экипажам, особенно зимой. Представляете, каково это - на российском морозе в открытой кабине лететь с пусть небольшой для авиации, но весьма ощутимой для человека на ледяном ветру скоростью 150-170 км/ч! Я уж не говорю о полном отсутствии какой-либо защиты пилотов и стрелков от огня противника... Тем не менее, именно эти машины, способные доставлять до двух тонн бомб на расстояние до 1350 км, положили начало советской дальней бомбардировочной авиации. При всей своей внешней хрупкости, ТБ-3 мог выдерживать довольно много попаданий в корпус и крылья, правда, поджечь его двигатель было достаточно легко. В каждом двигателе имелся многозарядный огнетушитель, но тут уж как повезет... (в игре это все смоделировано). Самолет способен лететь на двух двигателях из четырех, а на одном - планировать.
К бомбардировщикам мы еще вернемся, а пока поговорим о наиболее экзотическом из доступных игроку советских самолетов. Это БИ-1, конструкторов Березняка и Исаева. Как известно, из всех держав, участвовавших во Второй мировой, лишь Германия применяла в боевых действиях реактивную авиацию (самой массовой моделью был Me-262 - более 1400 экземпляров, но были и другие модели, в частности, также представленный в игре, хотя полетать на нем нельзя, "народный истребитель" He-162A - а уж не доведенных до конца проектов было и вовсе великое множество). Так что именно за германскими авиаконструкторами закрепилась слава создателей реактивной авиации. Не умаляя их достоинств (а конструкторы там действительно были превосходные и потрясающе креативные - жаль, что им так не повезло с политическим руководством), все же отметим, что разработки в том же направлении вели и другие державы (в частности, американские и британские реактивные машины лишь чуть-чуть не успели поучаствовать во Второй мировой), а советские конструкторы в свое время были даже пионерами в этой области - но, как у нас обычно бывает, приоритет был бездарно прохлопан.
Именно перехватчик на базе БИ-1 должен был стать первым реактивным самолетом боевого применения; это могло произойти уже в 1943 году, даже была заказана первая партия из 40 машин (напомню, Me-262 начал поступать на вооружение Люфтваффе лишь в начале 1944, а Me-163, "двоюродный брат" БИ-1 - еще на несколько месяцев позже). Как и Me-163, БИ-1 был не турбореактивным, а ракетным самолетом, хотя и с другим составом топлива (не менее, впрочем, токсичным и опасным, чем у германского "родственника" - в данном случае компонентами были керосин и концентрированная азотная кислота). Как и Ме-163, БИ-1 вырабатывал топливо за 6 минут (развивая скорость около 1000 км/ч), после чего мог сесть в планирующем режиме. Собственно, быстрая выработка топлива стала, пожалуй, главной причиной, похоронившей ракетное (в отличие от турбореактивного) направление в авиации.
Причин, по которым самолет на базе БИ так и не пошел в серию, впрочем, несколько. Одна из них - гибель основного летчика-испытателя новой машины Григория Бахчиванжи; 27 марта 1943 г. на околозвуковой скорости его самолет потерял управление, сорвался в пике и врезался в землю. Тогда в СССР еще не знали о поведении воздуха вблизи звукового барьера, из-за которых необходимо уменьшать угол набегания воздушного потока, делая крылья не прямыми, а стреловидными. (Интересно, что с аналогичной проблемой создатели Ме-163 столкнулись еще 2 октября 1941, но там пилоту удалось спасти машину и себя.) Кроме того, по несчастливому совпадению вскоре большой пожар уничтожил 60 уже готовых машин. А позже и командование потеряло интерес к проекту - в частности, потому, что фронт был уже слишком далеко от Москвы, и острая необходимость в скоростных перехватчиках отпала. Тем не менее, работы вяло теплились до 1945, так ничем и не увенчавшись.
Из AI'шных самолетов добавились следующие: у финнов - британские бомбардировщики Bristol Blenheim (Mk I и Mk II), итальянские истребители Fiat G.50, французские Morane (3 модификации), у Люфтваффе - истребители-бомбардировщики Bf-110 (C и G), и гидросамолет Ar-196A-3, у венгров - германские Me-210Са-1 (2 варианта), у русских - бомбардировщики Ил-4 и СБ-2 (по 2 модификации), ДБ-3 (3 модификации), Су-2 и американский по происхождению гидросамолет PBY-Catalina, у американцев - P-51D Mustang.
Помимо самолетов и вышеупомянутых знаменитых зданий, добавилось и немало других объектов - например, крейсер "Аврора" (который во время войны еще не был музеем, а исполнял роль плавучей батареи), крейсер "Киров", линкор "Марат" и германский крейсер Niobe. Корабли, в свою очередь, можно топить не только бомбами, но и торпедами.
Теперь поговорим о реализме модели. Он еще больше увеличился, хотя и прежде практически не знал себе равных! Реалистичней и детализированней стала работа винтомоторной группы. Так, теперь появились машины с несколькими двигателями, и каждый из них управляется не просто индивидуально, но и учетом конструктивных особенностей и мотора, и пропеллера. Есть винты неизменяемого и изменяемого шага, винты постоянной скорости, винты с автоматической подстройкой шага и оборотов. Винт неработающего двигателя, если конструкция это позволяет, можно перевести в режим флюгирования. Более тщательно сделана регулировка жалюзи радиаторов: во-первых, она работает только там, где таковые установлены, во-вторых, на некоторых самолетах (например, на Hurricane'ах) радиатор имеет не две (открыто и закрыто), а несколько позиций. Учитывается влияние плотности воздуха на работу моторов; в режиме максимального реализма надо вручную переключать режимы турбонагнетателя в зависимости от высоты, а также, при необходимости, менять насыщенность топливной смеси (на большой высоте ее следует уменьшать, иначе топливо не успевает выгорать, двигатель теряет мощность, загрязняется и начинает дымить). Теперь на многих двигателях тягу можно доводить до 110% (что, конечно, чревато быстрым перегревом). Учитываются также недостатки конструкций двигателей. Так, моторы, где топливо поступает самотеком, глохнут от отрицательных перегрузок (а значит, и просто в перевернутом полете) - этим грешит, в частности, М-62, установленный на истребителях Поликарпова, а резкое переключение тяги на Ме-262 приводит к пожару двигателя. Правда, запускается двигатель по-прежнему одним нажатием на кнопку (хотя можно вручную включать и выключать магнето). Осталось и другое упрощение - у всех самолетов, имеющих закрылки, они выпускаются по трем позициям.
Модель полета тоже улучшилась, это заметно и по поведению некоторых ранее знакомых машин в воздухе, и по взлету и посадке, где реально чувствуется, насколько сложнее выполнять эти операции при узкой колее. Косвенное подтверждение того, что физическая модель каждого (а не только вашего) самолета теперь просчитывается еще более тщательно - игра стала сильнее тормозить при наличии большого количества самолетов в воздухе (именно в воздухе, а не на экране). Кстати, поскольку кампании нынче динамические, число этих самолетов может быть заметно больше, чем раньше - не только те, что положены по миссии, но и случайные (их можно запретить правкой конфига, это описано в readme; там же описано, как ограничить дальность миссий - правда, если в указанном вами радиусе подходящих миссий нет, вам все же придется лететь дальше, чем хотелось).
Реальнее стала и отдача при стрельбе. Особенно это заметно при ассиметричном заклинивании оружия (коего раньше вообще не наблюдалось) и использовании пушек большого калибра.
Но особенно меня впечатлили бомбардировщики. Естественно, вы можете переключаться между позициями пилота, бомбардира и стрелков турелей - это стандартно. Изюминка в полностью реалистичной процедуре бомбометания, чего доселе не было практически ни в одном симуляторе (наилучшим приближением был B-17 от Hasbro Interactive) Правда, изюминка эта на любителя - многие ею поперхнутся, сочтя процедуру слишком сложной; но доверить ее автопилоту никто не запрещает. Итак, в игре представлено два бомбовых прицела - советский ОПБ-1, стоявший на ТБ-3, и куда более продвинутый германский Lofte 7D, стоявший на He-111. Если в других симуляторах прицел каким-то чудесным образом сам узнает вашу скорость и высоту (без чего невозможно собственно прицеливание), то здесь вам надо задать их вручную. Причем это не то, что показывают вам приборы. Приборная скорость меньше реальной (пропорционально квадратному корню из отношения плотностей воздуха на вашей и на нулевой высоте), а барометрический альтиметр дает вам высоту над уровнем моря или аэродрома вылета, а не над местом, где вы летите. Со вторым обстоятельством без карты с обозначенными высотами (и без радарного альтиметра) ничего не поделаешь - разве что положиться на лидера и сбросить бомбы следом за ним; впрочем, будем надеяться, что бомбить объекты в горах все же не придется. Что же до зависимости истинной скорости от приборной и от высоты, то на сей счет на диске игры имеется табличка, которую можно распечатать, а можно сверяться с ней, переключаясь по Alt-Tab - игра выдерживает это нормально. Сами понимаете, что введенные значения должны быть актуальными в момент сброса бомб - то есть лететь надо с постоянной скоростью, высотой и направлением. По умолчанию это не обеспечивается, но в игре можно задействовать "уровневый" автопилот. В советском прицеле при изменении скорости и высоты ползает кривая, пересекающая прямую; это пересечение - и есть точка прицеливания, которая должна лечь на цель в момент сброса. Если она оказалась за пределами прицела - значит, вы летите слишком быстро или слишком низко, и ничего иного, кроме как сменить режим полета, вам не остается. В германском все хитрее. Он умеет еще и поворачиваться, позволяя вам смотреть вперед и наводиться на цель (если, конечно, вы летите правильным курсом). Наведя перекрестие на цель, вы включаете автоматический режим. Теперь, если ваши высота, скорость и курс верны, перекрестие будет смещаться вместе с целью и в подходящий момент бомбы будут сброшены автоматически. Если же цель уползает из-под перекрестия, вам нужно срочно подкорректировать либо указанную прицелу скорость, либо курс. При коррекции курса крен не должен превышать 4 градуса, иначе механизм прицела отключится на 30 секунд - точное бомбометание из летящего с креном самолета невозможно.
Ну ладно, хватит дифирамбов реализму. Сейчас я буду разработчиков больно бить, и притом за самый непростительный из всех грехов - за идиотизм. Причем проявленный тоже в вопросах реализма, но не физической модели.
Подсознательно я чувствовал, что в облике германских самолетов что-то меня смущает. Пока не понял: голые, без свастик, хвосты! И добро бы это было случайное упущение (в исходном "Ил-2" такого не было), хотя и оно непростительно для игры, претендующей на звание самого реалистичного авиасимулятора Второй мировой. Так ведь нет - слазив к ним на сайт, я убедился, что все свастики из игры убраны сознательно! Чтобы-де "не провоцировать политические споры и избежать обвинений в симпатиях к нацизму". Нет, вы можете себе представить такой патологический кретинизм?! По-моему, трехлетнему ребенку очевидна разница между свастикой, нарисованной в подъезде, и свастикой, нарисованной на фашистском самолете! Он на то и фашистский, что свастика там быть обязана по определению! Мало того, что это верх дебилизма, это еще и верх лицемерия. Значит, играть за фашистов можно, бомбить русские города - можно, а иметь при этом соответствующую символику нельзя? А тот, кто играет за русских - кого должен видеть своим противником? Войска кайзера или современный бундесвер? Судя по символике - именно так, но никак не боевую технику Третьего Рейха. Не говоря уже о том, что коммунизм - не менее преступная идеология, чем фашизм, однако серпы и молоты в игре присутствуют. Кстати, с наградами та же фигня - все свастики с них убраны или заменены крестами! Оказывается, в исходном "Ил-2" был предусмотрен тот же маразм, но опционально - свастики определялись строкой HakenAllowed=1 (или 0) в conf.ini. Но теперь этой строки в conf.ini просто нет, и попытка прописать ее не помогает. Награды, впрочем, можно скопировать - award*.tga из поддиректории MissionsCampaignDE исходного "Ил-2", переименовав awardhN.tga в awardN.tga. А вот как вернуть свастики на самолеты - я не знаю.
Может быть, правда, беда в том, мне досталась английская версия, а в русской все по-прежнему нормально? Не знаю, но даже если и так - это совершенно не оправдывает разработчиков. Даже если какой-нибудь западный идиот и подал им эту идею - "Ил-2" уже достаточно раскрученный в мире брэнд, чтобы не слушать идиотов. Нет, господа, при обнаружении у кого-то симптомов политкорректности его надо срочно бить по голове (хуже все равно уже не будет), тащить в ближайшую психбольницу и лечить шоковой терапией до полного просветления!
О других недостатках игры. Не исправлен старый глюк с полевой модификацией Ил-2, где нельзя переключиться на стрелка. Можно пролететь сквозь некоторые нестандартные здания (в частности, сквозь купол Исаакиевского собора - кстати, они и при бомбежке не разрушаются по-настоящему, просто чистая текстура сменяется на закопченную, в отличие от обычных домов, обращающихся в реальные руины) и проехать сквозь некоторые деревья. По-прежнему не отслеживается покидание самолета после посадки на воду - пилот бежит и ложится под водой (этого не видно, но ясно по перемещению камеры), как на земле. Остался прежний (и совершенно непонятный) недостаток режима "быстрых миссий", которые почему-то можно создавать лишь на трех картах - "Смоленск", "Москва" и "Крым". С бомбардировочными миссиями наблюдаются странности - что-то слишком часто, долетев до места, я не обнаруживал там цели. Вражеская техника уехала? Ну а почему тогда маршрут назначался из расчета, что она будет стоять на месте? Кроме того, между миссиями очень уж долго сосется диск. Ну, при загрузке это еще можно как-то оправдать, но после окончания? Кстати (это уже не о багах, а о фичах), теперь, если вы хотите записать ролик о своих геройских подвигах, вам не обязательно записывать всю миссию после ее окончания, как раньше - вы можете включать и выключать запись по ходу ее.
Графика практически не изменилась. Ну, может, рельеф стал поплавнее. Но леса при виде сбоку (с низкой высоты) по-прежнему выглядят бредовым набором висящих в воздухе плоскостей, и плоские же полосы заметны в дымном хвосте подбитого самолета. Море с прибоем тоже реалистичней не стало, несмотря на всю свою динамичность. Пожалуй, самое заметное графическое нововведение - это лучи прожекторов, шарящие по ночному небу. Ну и лица пилотов поразнообразнее, но это уже приглядываться надо... На бомбардировщиках наблюдается визуальный глюк - при взгляде изнутри не видны некоторые члены экипажа. Например, на ТБ-3 с позиции первого пилота не видно второго (повернув голову, вы наблюдаете пустое кресло), хотя он виден и с внешних видов, и с позиций стрелков.
Кстати, о втором пилоте - похоже, что на машинах, где он есть, включение автопилота на самом деле означает передачу управления ему. Так что, если он убит, машина начинает валиться. Решение оригинальное, но спорное. Еще мне не понравилось, что при переключении на определенную позицию (скажем, стрелка) управление не передается вам автоматически - соответствующий автопилот надо отключать вручную. Кроме того, появившаяся благодаря турелям бомберов возможность пострелять по очень близкой цели (собственному самолету и членам экипажа) показала, что модель повреждений не так точна, как казалось - пули рассеиваются по широкой области, а не идут в точку, даже при стрельбе в упор. Убитый пилот или стрелок со стороны не отличается от живого. Кстати, при вашем убиении экран теперь заливает чернота (но можно переключиться на внешнюю камеру).
Однако где явно наблюдается прогресс по сравнению с первой версией "Ил-2" - при многочасовой непрерывной эксплуатации игра у меня ни разу не висла и не вылетала, даже в таких суровых условиях, как периодическое переключение по Alt-Tab, чего многие виндовые задачи, особенно ресурсоемкие, не любят.
Ну а в общем и целом, разумеется, несмотря на имеющиеся недостатки и политкорректную глупость, "Забытые сражения", как и первый "Ил-2" - это то, что любитель авиасимуляторов Второй мировой должен иметь в обязательном порядке.