Гражданин Галактики Пять лет работы над игрой - это еще не рекорд, но, согласитесь, цифра внушительная. Позволить себе такое могут или совсем неизвестные разработчики, делающие проект практически на голом энтузиазме - или же, напротив, гранды первой величины, имеющие и прочную финансовую базу, и преданных фанатов, готовых ждать все эти годы. К какой категории относится создатель Wing Commander'a Крис Робертс - думаю, объяснять никому не надо.
Итак, дождались! По сюжету Freelancer не имеет отношения к миру Wing Commander'a, а является продолжением прошлой игры Робертса, Starlancer, вышедшей три года назад. Увы, из-за кучи мелких, но раздражающих идеологических недоработок та получилась не особо играбельной; я ее так и не прошел. Но пребывал в полной уверенности, что, несмотря на безнадежное положение в начале, в конце наши (Альянс, объединявший мировые демократии - Америку, Европу и Японию), как всегда, победили Мировое Зло в лице Коалиции русских, китайцев и арабов. Так вот - ничего подобного. Альянс был раздолбан в пух и прах, и все, что ему еще удалось сделать - это запустить 5 больших звездолетов с колонистами (американский, британский, германский, японский и испанский) в район Сириуса. Считается, что при прорыве блокады испанский все же накрылся (во всяком случае, о нем ничего не известно), но остальные долетели благополучно и основали колонии, каждый в своем секторе, получившем имя соответствующего корабля. Планетам в этих секторах были даны названия городов и районов, родных жителям соответствующих стран (например, столица Liberty, американского сектора, называется Манхеттен, есть планеты Питтсбург, Кембридж, Штутгарт и т.п.) Культуры и формы правления тоже вполне традиционные: американским сектором управляет президент (причем в данный момент это женщина), британским - королева, германским - канцлер и японским - сёгун.
Вообще, надобно заметить, сценаристы не напрягались по части выдумывания реалий будущего, радикально отличных от настоящего - не только названия, но и люди тысячу с лишним лет спустя (действие происходит через восемь столетий после великой войны в Солнечной системе, закончившейся в XXIII веке поражением Альянса) ровным счетом ничем не отличаются от современных. Даже пьют и курят, хотя очевидно, что, если в будущем и останутся наркоманы, они будут ловить свой кайф с помощью имплантантов, непосредственно стимулирующих центры удовольствия в мозгу... Кстати, запрещенный синтетический наркотик в игре тоже есть - "кардамин" (его даже можно перевозить контрабандой, рискуя нарваться на неприятности). Я такую скудость фантазии не одобряю, но, если от этого отвлечься, сюжет, на самом деле, весьма занимательный.
Вы выступаете в роли молодого пилота по имени Edison Trent, уроженца сектора Brettonia, которому наскучила спокойная жизнь и хочется открытий и приключений. Ну и деньжат, конечно, побольше. В поисках всего этого он летит в сектор Liberty, где уже давно были обнаружены планеты со следами пребывания инопланетных цивилизаций. Правда, доселе все найденные там артефакты имели лишь археологическую ценность... Вскоре после прибытия Тренту удается заключить выгодную сделку на перевозку крупной партии руды с неким Лонниганом. Для окончательного подписания контракта они встречаются на одной из крупных космических станций, Freeport 7. И как раз в этот момент на станцию начинается атака неизвестных кораблей, которые разносят ее вдребезги. Спастись удается единицам, включая, естественно, нашего героя, а также его делового партнера; последний ранен и отправляется в госпиталь. Правительство Liberty обвиняет в случившемся некую террористическую организацию The Order. Затем террористы наносят новый удар, уничтожая на подлете корабль посла германского сектора Rheinland. Однако легкость, с которой им удается преодолеть системы защиты, настораживает...
Тем временем Трент, оставшийся без денег и корабля, вынужден искать средства к существованию. В баре он знакомится с Jun'ko Zane (она же Juni), местной гражданкой японского происхождения (вообще в секторе Liberty много японцев), являющейся по совместительству офицером сил безопасности Liberty. Она снабжает его дешевым кораблем и дает некоторые задания. Помимо этих, сюжетообразующих миссий, вы можете выполнять и другие, предлагаемые случайным образом - их дают в барах на различных планетах и станциях; в игре множество различных фракций, у которых непростые отношения друг с другом, и, естественно, делая работу для одних, вы портите отношения с другими (сюжетообразующие миссии тоже дают такой результат). Иногда для продвижения дальше по сюжету вам необходимо пройти следующую сюжетную миссию, а иногда - накопить достаточное количество денег; похожая схема была в Independence War II: Edge of Chaos, но здесь вы всегда можете посмотреть, кликнув на иконку персональной информации, что именно надо сделать и сколько вам не хватает до следующего уровня. Что, разумеется, весьма удобно.
Ну так вот. Пока вы работаете на правительство и на себя, апгрейдя свой корабль, по колониям начинают ползти странные слухи о том, что спасшиеся после атаки на станцию мрут в госпиталях один за другим, и вовсе не от полученных ран. А один из них вовсе куда-то исчез. Этот один - ваш старый знакомый Лонниган. В какой-то момент он подкарауливает вас на улице и, угрожая пистолетом, начинает нести какой-то параноидальный бред в духе "они придут за тобой!", явно намекая на то, что правительство все врет и ведет какую-то очень грязную игру. Затем появляется пара полицейских (по крайней мере, такая на них форма) и на ваших глазах вырубает вашего собеседника снотворным дротиком, а вас - электрошокером. На сей раз, впрочем, вас оставляют в покое. Вы продолжаете работать на Juni и силы безопасности, одновременно узнавая новые слухи - о том, что наконец найдены реально работающие инопланетные артефакты, и их исследуют на секретной правительственной базе. Через несколько дней в новостях передают, что главарь The Order опознан и уничтожен, и это - кто бы вы думали - все тот же Лонниган! Вы понимаете, что это очевидная чушь - ведь он только чудом не погиб во время атаки на Freeport 7. События принимают все более странный и опасный оборот...
Что будет дальше и чем все кончится, я рассказывать не буду, ибо, во-первых, сам еще не прошел до конца (но, в отличие от Starlancer, пройду обязательно), а во-вторых, так было бы неинтересно. Поговорим лучше о геймплее.
Итак, в отличие от Wing Commander'ов с их жесткой структурой боевых миссий, Freelancer предоставляет игроку широкую свободу действий. Вы можете выполнять сюжетные и случайные миссии, торговать (кстати, торговля сделана очень удобно - в этом режиме вам всегда показывают список известных вам планет и баз, отсортированный по ценам на выбранный товар; правда, похоже, что эти цены никогда не меняются), подбирать то, что осталось в космосе от уничтоженных кораблей (а это могут быть и товары, и оборудование), ввязываться в драки без всяких миссий, беседовать с многочисленными персонажами, узнавая у них новости и получая задания (есть среди них также хакеры, готовые подправить сведения о вас в базах данных с целью повышения вашей репутации в глазах той или иной фракции; правда, они очень дорого дерут за свои услуги). Разговоры идут голосом без субтитров, но это не страшно: всю важную информацию (задания на миссии и слухи) вам все же выводят текстом, а прочее (чтобы понимать, что происходит по сюжету) вы можете прочитать в своем дневнике.
Игра, естественно, как и почти всей ей подобные (некоторое исключение представляет собой все та же Edge of Chaos), никоим образом не является симулятором - модель полета сугубо аркадная. То есть максимальная скорость фиксированная и требует непрерывной работы двигателя, вектор скорости всегда направлен туда же, куда и нос корабля, столкновения на полной скорости ведут лишь к небольшим повреждениям и т.п. Что забавно, максимальная скорость не зависит от модели корабля, а зависит лишь от режима. В обычном режиме можно разгоняться до 80 (вперед или назад; впрочем, задний ход требует непрерывно жать кнопку, а в переднем набрал скорость - и лети). В ускоренном - до 200, но при этом расходуется энергия двигателя (не путать с энергией пушек и полей - они тут все разные, и, вопреки сложившейся доброй традиции, одно нельзя перекачивать в другое). Когда она доходит до 0, скорость снова падает до 80; в обычном режиме энергия самовосстанавливается, причем достаточно быстро. И, наконец, крейсерский режим - это скорость 300, но в этом режиме отключается оружие. Тем не менее, на этот режим иногда есть смысл переходить и в бою, чтобы быстрее уворачиваться от врагов, пока не восстановится ваше защитное поле. Есть, правда, тонкости: для перехода в этот режим требуется время, в течение которого вы уязвимы, и есть специальные ракеты, при попадании которых крейсерский режим отключается. Неприятный момент - нет режима синхронизации по скорости с целью.
Для путешествий на межпланетные расстояния предназначены специальные космические сооружения, Trade Lanes - что-то вроде энергетических туннелей, в которых корабли разгоняются намного больше, чем даже в крейсерском режиме. Ну и для прыжков в другие звездные системы, естественно, используются классические порталы (с этими порталами, кстати, связан небольшой глюк: когда waypoint расположен внутри портала, через который вы прибываете, то, поскольку ваш корабль возникает уже на выходе из портала, вам не засчитывают пройденный waypoint и, соответственно, не дают следующий. Нужно залететь внутрь портала. Правда, этот глюк я наблюдал не в миссиях - там точка выхода просто не помечается, как waypoint - а при прокладке собственных маршрутов (что тоже делается автоматически) для полетов по торговым делам.)
Вопреки, опять-таки, сложившейся доброй традиции, защитное поле не делится на сектора (передний, задний, боковые); соответственно, нет возможности перекачивать энергию на наиболее опасное направление. Единственный способ быстро восстановить поле - использовать специальную одноразовую батарею, максимальный запас каковых фиксирован для каждой модели корабля. Аналогично можно мгновенно восстанавливать поврежденный корпус с помощью столь же одноразовых комплектов нанороботов. Батареи и нанороботы можно покупать на базах (планетах и станциях), а можно подбирать в качестве трофеев на поле боя. Кроме того, на базах вас всегда готовы отремонтировать за деньги.
Свой корабль, как водится, вы можете оснащать различными пушками и ракетами (причем на одно и то же место можно поставить либо пушку, либо ракетомет), каждая из которых имеет свои характеристики дальности и пробивной способности применительно к защитным полям и корпусу. Есть даже деление по принципу "поля какого типа данное оружие пробивает лучше, а какого - хуже", но я этим не заморачивался - все равно неизвестно, с какими врагами придется встретиться (учтите, кстати, что совсем не обязательно вам придется разбираться лишь с теми, кого надо забить по заданию миссии - в космосе напасть на вас может любой случайный корабль, если он принадлежит враждебной вам фракции. Правда, от такого боя есть шанс смыться; при попытке же улететь от того, который положен вам по миссии, от вас потребуют вернуться, иначе миссия будет провалена).
От ракет, впрочем, толку на редкость мало - в отличие от многих других космических леталок, одной-двумя ракетами грохнуть вражеский корабль нереально, да и их способность попадать в цель оставляет желать лучшего. В свою очередь, противоракеты тоже оставляют желать лучшего - автоматически не отстреливаются и спасают не всегда. Реальный вред наносят ракеты, предназначенные для вырубания крейсерского режима; впрочем, этот вред наносится вам, а покупать такие ракеты для себя, опять-таки, смысла не имеет - проще самому перейти в крейсерский режим и догнать врага, чем выбивать его из этого режима ракетами.
Мины - штука еще более бесполезная, чем ракеты; разочаровали меня также турели, которые, похоже, вовсе даже и не предназначены для того, чтобы стрелять по врагу автоматически, а просто могут крутиться во все стороны, когда корабль летит прямо. Но это, в принципе, и обычные пушки могут - ежели гонять прицел в пределах экрана, а за пределы его все равно не угонишь (есть два режима управления кораблем - в одном мышка по умолчанию двигает только прицел, а для того, чтобы менять направление полета, надо зажать левую кнопку, в другом - мышка управляет и кораблем, и пушками; для боя настоятельно рекомендую второй).
В общем, с турелями авторы что-то не доработали, хотя времени было достаточно. Последняя разновидность вооружения - торпеды, штука, весьма полезная для уничтожения станций, крейсеров и т.п. - короче, больших малоподвижных целей.
В целом, кстати, большие корабли во Freelancer гасятся довольно легко, это вполне реально сделать обычными пушками; кроме того, почти всегда можно найти у такой здоровой дуры "мертвую зону" возле корпуса, где не достают ее пушки, и расстреливать ее в упор в свое удовольствие (если, конечно, не будут мешать вражеские истребители - а они могут).
Резюмируя насчет оружия - увешивайте свой корабль пушками помощней (учитывая, конечно, что мощные пушки жрут много энергии) и (если конструкция позволяет) установите на него пусковую установку для торпед. С ракетами и минами с их низкой эффективностью и кончающимся боезапасом (который, если не считать трофеев, пополнять приходится на свои деньги) связываться не стоит. Еще для хорошей жизни нужно, естественно, защитное поле помощнее и хороший ускоритель. При апгрейде обращайте внимание, что далеко не все, что имеется в ассортименте базы, может быть установлено на ваш корабль. Вам всегда объясняют причину - это может быть и конструкция корабля, и ваш низкий уровень, и плохая репутация у той фракции, которой принадлежит база. Вообще плохая репутация чревата не только нападениями на вас в космосе: вам не дают миссий, с вами не хотят разговаривать и могут вообще не пустить вас на базу (это все, конечно, относится к свободным полетам с целью заработка; событиям, предначертанным по сюжету, никакая репутация не помешает).
Цены на товары не только не меняются, но и не отличаются при покупке и продаже, что уж совсем непонятно; зато разница в ценах покупки и продажи оборудования и кораблей просто чудовищна - в разы! Так что, продавая что-нибудь подобное, удостоверьтесь, что оно вам действительно не нужно, и что у вас хватит денег, чтобы купить ему замену (корабль при нехватке денег вам продать не дадут, а вот пушку или генератор поля...) Несмотря на грабительское соотношение цен, сама покупка кораблей организована удобно - все оборудование переносится и устанавливается автоматически, если какое-то не может быть установлено на новый корабль - сохраняется в качестве груза, наконец, если для груза на новом корабле не хватает места - вас предупредят, что излишек будет продан по местным ценам (если вас это не устраивает, вам придется отказаться от сделки с заменой корабля). Кстати, хотя покупаете вы за наличные (в случае покупки корабля - автоматически учитывается цена старого), ваше общее состояние рассчитывается, исходя из стоимости всего вашего имущества. Не знаю, из каких соображений она считается - средняя по всем планетам? Так что иногда, просто купив много товара по дешевке, можно перейти на следующий уровень, до которого не хватало некоторой суммы. Казалось бы, потратил деньги - а на самом деле, наоборот, разбогател.
Навигация организована неплохо, но недоработка все же имеется. В миссиях вы летите на автопилоте от waypoint'a к waypoint'у (правда, на каждом новом автопилот надо активизировать заново). Хотя можете лететь, куда угодно - либо к какому-нибудь объекту, выбранного из списка видимых сканерами (список может фильтроваться - важные цели, корабли, планеты, брошенный груз...), либо вообще куда глаза глядят. Если вы желаете самостоятельно проложить маршрут к отдаленной планете или станции - достаточно найти вашу цель на карте, и вам построят кратчайший маршрут со всеми waypoint'ами. Но при этом нет функции поиска объекта по имени - то есть сначала, водя мышкой по карте, надо найти звезду, потом, увеличив масштаб - искать планету или станцию... Правда, в миссиях вам уже заранее проложен маршрут, а если вы ищете, где продать подороже имеющийся товар - достаточно кликнуть на него в инвентаре, а потом на нужную строчку в списке баз с ценами. Но если вы хотите не продать, а купить - искать придется вручную.
В игре много различной информации - и сведения о каждом товаре или техническом устройстве, и данные о планетах, и текущие новости. В целом мир Freelancer производит впечатление детально проработанного и живущего своей жизнью, хотя, конечно, основные события развиваются от одной сюжетной миссии к другой, и все звездные системы послушно ждут, пока не выполните условие перехода на следующий уровень.
Сами миссии в большинстве своем проходимы с первого раза, что не может не радовать. Лишь один раз игра вывела меня из себя, да и то, в общем-то, по моей вине: это была случайная миссия, которую я взял, прельстившись высоким вознаграждением и к тому же не записавшись перед этим. В конце концов, так и не справившись в одиночку с толпой хорошо вооруженных бандитов, я предпочел восстановиться из более старой записи (хотя можно было и просто отказаться от уже взятой миссии, но - ценой ущерба для репутации). И более того - игра сама делает новые записи практически во всех критических местах; если миссия состоит из нескольких серьезных боев или долгих полетов, вас запишут в промежутке между ними! Уроки Starlancer'a, где дело обстояло противоположным образом, явно пошли впрок.
Но вот что меня неприятно удивило - это полное отсутствие взаимодействия со своими. То есть им нельзя отдавать вообще никаких команд. Правда, они и без этого в основном неплохо справляются. Кстати, я ни разу не видел, чтобы важный для сюжета дружественный NPC, если только целью миссии не является его защита, погиб в бою. Совпадение, или игра нам подыгрывает? Даже если второе - мне это нравится гораздо больше, чем необходимость проходить миссию заново из-за какого-то придурка, который не сумел увернуться от пары очередей!
Но самый большой сюрприз мне преподнесла графика. Господа, нас пытаются нагло надуть! Игра заявляет, что ее минимальные требования к процессору - 600 МГц (причем именно заявляет, предлагая отказаться от установки, если у вас более медленная машина) - так вот, не верьте! Сначала, напуганный ее амбициями, я согласился с близкими к минимум установками, предложенными по умолчанию (у меня Celeron 466) - все летало на ура. Осмелев, я увеличил качество, потом еще... и в итоге довел до максимума. Все по-прежнему летает без всяких торможений в 800*600! Единственное, что тормозит - это... заставочные ролики. Пришлось посмотреть их обычным Windows Media Player'ом. Уж не знаю, почему они не смотрятся нормально из игры - это обычные файлы формата wmv... Все же ролики внутри самой игры, сделанные на ее движке, идут идеально. Правда, еще один непродуманный авторами момент - если межмиссионный ролик можно прервать по Esc в любой момент, то ролики внутри миссии (встречающиеся реже) не прерываются.
Сама же графика вполне на высоте, но, впрочем, ничего другого от современной космической леталки я и не ждал. После Freespace 2, после Edge of Chaos было бы просто стыдно делать игру без красивых разноцветных туманностей (сквозь которые можно летать), без детализированных кораблей и станций разных конструкций и т.п. Как и в Edge of Chaos, планеты во Freelancer - не декорация на бэкграунде, а реальные объекты, вокруг которых можно летать; при этом смотрятся они лучше, без всяких следов угловатости. Правда, совершенно нереален сам космос, где планеты понатыканы на несуразно близких расстояниях - в отличие от все того же Edge of Chaos, где не только физическая модель, но и устройство вселенной были приближены к реальности.
Претензия к графике, пожалуй, одна - отсутствие видов с внешних камер. Свой корабль можно посмотреть только сзади или спереди, чужой - только подлетев к нему. Почему не была сделана столь базовая вещь - опять-таки непонятно. Ну и еще был заметен совсем мелкий глючок, когда мой корабль пролетал через другой при выходе из Trade Lane.
В общем и целом, Freelancer - красивая игра с хорошо сбалансированными миссиями и интересным сюжетом, удобным интерфейсом и симпатичными межмиссионными роликами. При этом практически безглючная, чем, увы, не могла похвастаться Edge of Chaos. Хотя реализма последней Freelancer'у не достает, и ряд идейных недоработок все же имеется - от малоэффективных ракет и турелей до отсутствия взаимодействия со своими. Что, впрочем, не мешает играть в нее часами. Вот сейчас допишу статью и продолжу...