Над крышами минаретов... Модная нынче тема борьбы с терроризмом, а также наш старый знакомый боевой вертолет Apache AH-64 нашли очередное свое воплощение в игре Apache AH-64 Air Assault от не слишком известной (по крайней мере, я о ней прежде не слышал) фирмы InterActive Vision. Судя по именам в титрах, штаб-квартира ее находится в Швеции, а собственно игру делали в Польше. Не так давно (после Aces of WWI) я сетовал на неумение поляков делать приличные леталки - что ж, на сей раз перед нами немногим более качественный продукт.
Сами разработчики не претендуют на гордое имя симулятора, скромно именуя свое детище "3D flight combat-action shooter". (Они вообще склонны себя недооценивать; так, в readme сказано, что игра не поддерживает переключение по alt-tab - хорошо, что я сначала поиграл в игру, а уж потом стал читать readme.)
Тем не менее, назвать это аркадой рука не поднимается - в игре довольно-таки приличная физическая модель, модель повреждений, виртуальный кокпит (хотя по умолчанию подсовывают аркадный вид сзади), кончающийся боезапас и топливо, никаких аркадных бонусов и прочих глупостей. Собственно, если считать игру симулятором, то к ней только две серьезных претензии: отсутствует ветер (даже в штормовую погоду) и миссия завершается в воздухе, не позволяя насладиться посадкой (хотя, пока миссия не выполнена, садиться, разумеется, можно, и даже использовать при этом колесные тормоза). В остальном же, по крайней мере, с физической точки зрения, все вполне на уровне; конечно, реальным вертолетом управлять посложнее, но я не знаю вообще ни одного симулятора, в котором поведение вертолетов было бы полностью реальным (с самолетами дела обстоят получше).
Итак, вертолет достаточно правдоподобно ведет себя в воздухе, в том числе при развороте на малых и больших скоростях за счет крена и хвостового винта, плавно достигает своего потолка и вообще знает о разной плотности воздуха на разных высотах, вертикальная скорость зависит как от угла установки лопастей (collective), так и от наклона несущего винта (cyclic), и вообще зависимость оборотов (RPM) от угла установки винта нелинейна - для достижения максимальной горизонтальной скорости следует держать последний в диапазоне 85-90%, а не выше, иначе происходит снижение RPM. В документации упоминается и возможность срыва потока на лопастях, но его мне воспроизвести не удалось. Не соответствует реальности то, что двигатель (точнее, оба главных двигателя) может неограниченно долго работать в "максимале".
Зато двигатели могут быть повреждены огнем неприятеля, причем на одном моторе, как и в жизни, еще вполне можно лететь, хотя и с ухудшенной мощностью и устойчивостью, а при отказе обоих двигателей вы не падаете камнем вниз, ибо вращающийся винт имеет очень неплохую инерцию, и у вас, особенно при наличии горизонтальной скорости, вполне есть шанс плавно приземлиться. Если несущий или хвостовой винт задевает за препятствие (включая воду), он, естественно, ломается, сразу и полностью. Без хвостового винта вас, разумеется, начинает крутить, но это можно, хотя и тяжело, парировать креном и хвостовым рулем (честно говоря, не знаю, как в этом плане обстоит дело на реальном Apache). Без несущего вы, конечно, падаете, но даже это не обязательно смерть - зависит от высоты и скорости. Я как-то зацепился за минарет, упал на крышу соседнего одноэтажного дома, а оттуда - на землю, и остался жив. Правда, скорее всего, миссию в такой ситуации все равно придется начинать заново, но если вам повезло и после падения или вынужденной посадки оставшиеся недобитыми цели все еще находятся в пределах досягаемости вашего оружия, а задание не требует от вас возвращения на базу - миссию можно закончить и на сбитом вертолете.
Вместе с тем, других повреждений - таких, чтобы у меня отстрелили шасси или оружие, или сам винт был разрушен попаданием, а не ударом о препятствие - я не наблюдал.
Оружия в вашем распоряжении обычно три вида, все реальное и с кончающимся боезапасом - пулемет (наводится вручную мышкой), неуправляемые ракеты Hydra и наводящиеся Hellfire. В старших миссиях дают еще более мощные неуправляемые ракеты Zuni. Во многих миссиях ограниченность боезапаса является серьезной проблемой (пополнить его нельзя).
Кампания линейная и состоит из 31-ой миссии. Сначала вы боретесь с террористической организацией некоего Аль-Заира (Al-Zahir), который свил себе теплое гнездышко в вымышленном ближневосточном государстве Banhar. Надобно заметить, у него там целая армия, примерно как была у Бен Ладена в Афганистане; подозревается даже наличие ядерного оружия - тем не менее, американское командование (а играете вы, разумеется, за американцев) посылает в регион весьма ограниченный контингент. Других летающих юнитов вы вообще не увидите - и ваши враги, и ваши союзники будут исключительно наземными (или наводными). (Впрочем, на брифингах другие представители авиации все же упоминаются, так что вы все же хотя бы теоретически не спасаете мир в одиночку.) Через несколько миссий выясняется, что Аль-Заир взаимовыгодно сотрудничает с латиноамериканским наркобароном Доном Пассо, и вас спешно перебрасывают на противоположный край света разбираться уже с ним. Победив наркомафию в ее логове, вы возвращаетесь добивать Аль-Заира и Ко. Миссии, в принципе, проходимые, и если все делать правильно - недлинные; их территории невелики. Однако далеко не факт, что вам удастся пройти большинство их с первого раза даже на низшем уровне сложности. Что неприятно, выполнять обязательно не только primary, но и secondary задачи, а во многих миссиях после этого еще и долететь до базы (но сесть, как я уже сказал, вам не дадут). Некоторую пользу можно извлечь из документации, где есть советы по прохождению каждой из миссий. Вообще с документацией настоятельно рекомендую ознакомиться - там, в частности, перечислены все клавиши управления, в то время как в самой игре можно переопределять (и, соответственно, посмотреть) только некоторые из них.
Взаимодействие со своими отсутствует как класс (хотя в ряде миссий наземные силы будут вам неплохим подспорьем). AI, впрочем, особых нареканий не вызывают - особенно меня порадовали пехотинцы, которые не только с воплями бросаются наутек от низко проносящегося над ними вертолета, но и умеют залегать под огнем, а потом вскакивают и бегут дальше.
Что меня совсем не порадовало, так это отсутствие полетного плана с waypoint'ами. То есть на брифинге вам говорят, что, мол, "хорошо бы эти горы обогнуть с северо-запада", но у вас нет ни карты, которую можно смотреть в полете, ни заложенного в бортовом компьютере маршрута. Вам указывают только напрямую на следующую цель.
К недостаткам игры я бы также отнес отсутствие в ней чего бы то ни было помимо кампании. Никаких отдельных миссий с возможностью выбирать время и погоду. Поскольку по идеологии игры вы - единственный летающий юнит, нет и многопользовательских возможностей.
Графика производит неоднозначное впечатление. Техника, начиная с вашего вертолета, весьма недурна, к сооружениям тоже нет претензий, но вот местность страдает хронической угловатостью, в худших традициях десятилетней давности. Зато, впрочем, летает все очень шустро даже на Celeron 466, так что зачем в рекомендуемых характеристиках прописан гигагерцовый процессор - совершенно непонятно. Особенно убого смотрится река с прямыми линиями и плоскостями берегов. Вода, кстати, в игре динамическая (по крайней мере, морская), но смотрится это нереалистично. Солнце и небо с облаками или тучами в разное время суток на первый взгляд великолепны (в облака можно подняться и оценить, что вблизи они ничуть не менее реалистичны, чем издали). Но, если долго проторчать на одном месте в режиме ускорения времени, становится ясно, что солнце стоит неподвижно, и облака, вместо того, чтобы плыть по небу, как-то несуразно пульсируют на одном месте, изменяя форму. Тени, правда, реальные, с учетом положения солнца - может быть, поэтому разработчики и поленились делать его движущимся? Из погодных эффектов имеются дождь, гроза, туман; движок предусматривает и снег, но, так как пол-игры проходит в арабской пустыне, а другая половина - в латиноамериканских джунглях, снега там нигде не встречается. Капли на стекле не идеальны, но приемлемы; можно, кстати, включить стеклоочиститель. От винта низко висящего вертолета вспенивается вода (правда, в реальности это все же выглядит немного не так) и поднимается пыль. Недурны взрывы - разрушаемое реально разлетается на куски, которые летят и падают; обломки и трупы не исчезают. (Есть, впрочем, глючок, связанный с утоплением кораблей: если нажать паузу, то тонущий корабль продолжает двигаться.) Кстати, разрушать можно практически все. В игре несколько видов - из кокпита, базовый с внешней камеры (поворачиваемый и масштабируемый) и еще несколько внешних, но почему-то напрочь отсутствуют вид выбранной цели и вид с выпущенной ракеты. Режим ночного видения смотрится весьма реалистично, но почему-то не скриншотится ни встроенными, ни внешними средствами.
А вот что меня больше всего умилило - я наконец-то увидел игру, авторы которой знают, что скорость звука меньше скорости света. То есть, при достаточном расстоянии, вы сначала видите взрыв, а потом уже слышите его.
В общем и целом, неплохо, достаточно симпатично и играбельно, но авторам не хватило не таких уж больших усилий, чтобы превратить игру в полноценный симулятор.